Секрет «золотой пилюли», или как попасть в 500 StartUps San Francisco

Какой ИТшник не мечтает открыть успешный стартап, за который будут «драться» инвесторы. А в свете текущей ситуации – инвестиции желательно в долларах или евро.

Каждую неделю мы проводим бесплатные онлайн-практикумы для специалистов по ИТ-инфраструктуре (кстати, подробней расскажем про них в следующей статье). И совсем недавно нам повезло, и одним из приглашенных спикеров практикумов от Rebrain стал Матвей Кукуй. Матвей – основатель и генеральный директор IT-стартапа Amixr Inc., который разрабатывает систему управления IT-инцидентами Amixr.IO. Его компании всего год с небольшим, а она уже стала резидентом 500 StartUps San Francisco и получила более 500 000$ инвестиций.

Карьерный путь Матвея – это просто путь мечты любого ИТ-специалиста. Еще в вузе он стал разработчиком в Kaspersky Lab, потом перешел на должность CTO агентства HuskyJam, где собрал dream team из программистов-удаленщиков. Затем переехал в Силиконовую долину на должность разработчика в Cisco. После окончания контракта перешел DevOps-инженером в стартап Constructor (тоже в Силиконовой долине), где у него и родилась идея своего проекта, который он, собственно, сейчас успешно реализует.

Матвей Кукуй​ Матвей Кукуй
Матвей Кукуй​ Матвей Кукуй

Нам стало интересно узнать у Матвея, как он достиг таких успехов, – может, у него есть совершенно секретный рецепт «золотой пилюли» или он какой-то особенный везунчик? И вот что он нам рассказал.

Секрет 1 – делай по общим правилам что-то свое

Rebrain: Матвей, как ты вообще стал программистом?

Матвей: Программированием я увлекся лет в 11. Мне подарили старинный компьютер, Pentium ММХ. Он был медленный, из-за этого я все время лажал в играх. И я начал на нем кодить, делать примитивные сайты. Свой первый сайт за деньги я сделал лет в 12 для своего тренера в тренажерном зале – он параллельно занимался продажей ламината.

В книжном на Полянке раз в месяц покупал по новой книжке о программировании. Каждая книга ведется по какому-то типовому проекту. Например, делаем форум. А я делал не форум, а по этим же правилам что-то свое, к примеру, чат. Поэтому, видимо, быстро научился.

В 18 лет я устроился сисадмином в школу английского языка. Хотел кодить, поэтому предложил директору школы сделать электронный дневник. Я написал его на смеси html-кода и php-вставок, за несколько итераций довел до того, что им стало удобно пользоваться. Школа выросла, и до сих пор там работает моя поделка, дети смотрят свои оценки и задания.

Rebrain: Как ты попал в Kaspersky Lab?

Матвей: Устроился туда на 2 курсе Бауманки. Мне пришел email, и я решил попробовать, хотя считал, что шансов нет никаких, отбор был большой, полный зал таких же первокурсников-второкурсников. Какой-то мужчина с рыжими волосами начал очень смешно нам рассказывать про работу в Касперском. Как потом оказалось, это был легендарный человек - Максим Дорофеев. Я подумал, что хочу работать именно у него.

Поэтому на софтскилловых интервью я его поймал и рассказывал, как я писал электронный дневник, как мы с братом соорудили онлайн-магазин калькуляторов (тогда я занимался продажей калькуляторов). После собеседования было ощущение, что меня ни в коем случае не взяли, потому что там были супер-люди, которые очень плохо разговаривали, но очень много знали.

Через некоторое время решил сам позвонить в Kaspersky Lab и узнал, что меня выбрал Дорофеев к себе в отдел.

Rebrain: А что было после Касперского?

Матвей: Я начал ходить на разные стартап-вечеринки во ФРИИ. Там познакомился с человеком, который собирался делать digital-агентство и позвал меня техническим директором.

Мы создали агентство HuskyJam. Я применил много интересных решений, которые, с точки зрения ИТ и скорости производства, были суперкрутые, хотя подходили не всем клиентам. Мы писали на Питоне и Джанго, а клиенты хотели Битрикс. Но если клиент все-таки давал нам писать на Джанго, мы делали в 10 раз быстрей, чем на битриксе.

Все было настроено на Докере, с мониторингом и интеграцией. И благодаря этому, мы набрали отличную команду из регионов, ребят, которые хотели программировать, но работать именно с современным ПО. Многие из них приходили за опытом, на более низкую зарплату, чем по рынку. Наша команда - просто легендарная, из людей, которые не все закончили универ, но собрались с органичный и быстрый механизм.

Скорость ее работы была очень высокой, например, мы делали «горящие» тендеры супербыстро и за короткий срок работ получали их полную стоимость.

Вывод. Нужно и важно уметь не только условно «бездумно кодить», но и понимать общие правила, чтобы их применять гибко под свои потребности. Ну и конечно, пробовать новое и то, что интересно.

Секрет 2 – случайности не случайны, а софтскиллы тоже рулят

Rebrain: А как ты тогда оказался в Силиконовой долине?

Матвей: Мне казалось, что мне не хватает софтскилловых навыков, и я поехал вожатым в детский лагерь. Там в автобусе разговорился с каким-то парнем, 2,5 часа ему рассказывал, как у меня прикольно на текущем месте работы все устроено. Оказалось, он работает в Cisco. Он дал мне сайт Cisco, куда можно подать резюме.

Я прошел отбор, хотя очень плохо говорю по-английски. Во время собеседования я не понимал шуток, но когда дело касалось технологий, мог ответить корректно, правда, часть терминов произносил неправильно и приходилось их писать в чат, чтобы меня поняли. После сетки интервью меня позвали в Cisco.

Я тогда заканчивал Бауманку, был на шестом курсе и уехал по годовой визе J1 (виза для тех, кто участвует в программах обмена или образовательных программах).

Cisco очень открыты к тому, чтобы привозить толковых людей. В каждой корпорации в долине есть русское коммьюнити, которое помогает разобраться с бытовыми вопросами.

В Cisco было жутко интересно. В России ты не видишь таких взрослых людей в ИТ. Мой тимлид начал программировать в год, когда я родился, и программирует до сих пор. Там программирование – уважаемая профессия, сколько бы лет тебе не было, и у программистов нет стремления уходить после 35 лет в управленцы, как часто бывает в России.

Забавно, но я очень плохо представлял, что это за Кремниевая долина. Когда приехал, я осознал, что это мекка стартапов. Заинтересовался, но я очень убивался на работе, хотел «показать себя». Времени на что-то, кроме Cisco, было очень мало.

Когда годовой контракт закончился, я начать искать возможности продолжить контракт в Cisco. А потом понял, что мне было тяжело работать в такой огромной структуре. Мне хотелось программировать и чтобы клиенты видели результат уже завтра. А в любой корпорации ты будешь программировать, но в год на продакшн может попасть всего строка твоего кода.

Rebrain: И какой выход ты нашел для себя?

Матвей: Я начал искать работу в стартапах. Прошел порядка 70 очных собеседований. Получил несколько предложений, но они начали «валиться» из-за того, что у меня нет рабочей визы.

В конце концов устроился в стартап Constructor, который делает встраиваемые поисковики для больших интернет-магазинов. Когда у огромного интернет-магазина часть выручки идет через поиск, можно посчитать, насколько больше прибыли принесет поисковик, который работает на 3% быстрей.

Бизнес очень интересный, заточен на скорость ответа сервера. А еще он очень ИТшный, потому что в нем мало фронтэнда, много бэкэнда. Меня поразило, что маленькая команда из 7 человек делает весьма сложный продукт, у них свое ядро, полностью своя математика, программирует даже СЕО.

Я устроился в Constructor DevOps-инженером и бэкэндером, то есть я писал на Питоне на стороне приложения и отвечал за серваки, скорость ответа, нагрузку, балансировку и другие продакшн-задачи.

Вывод. Софтскилловые навыки тоже важны для ИТ-специалиста. Но только их, разумеется, недостаточно. Нужно знать «предмет».

Секрет 3 – либо ты делаешь стартап на фуллтайм, либо ты не делаешь стартап

Rebrain: А когда и как у тебя появилась идея для своего стартапа?

Матвей: У меня был файлик, в котором постоянно бились какие-то идеи. Я параллельно с работой пытался какие-то из них реализовать, но не хватало времени. И в какой-то момент понял, что либо ты делаешь стартап на фуллтайм, либо ты не делаешь стартап.

В Constructor я познакомился с проблемой, из которой вырос Amixr. Я был дежурным инженером, и, если что-то ломалось, просыпался из-за алертов, так как устранить проблему нужно было моментально. Я поставил себе все существующие инцидент-менеджеры – это системы, которые собирают алерты в хаб и доставляют по дежурным, и увидел, насколько они «деревянные» и как неудобно ими пользоваться. Так я решил, что надо в этой сфере делать что-то свое.

Работа мне очень нравилась, я был в восторге от команды, особенно от того, что все мои коллеги очень грамотные. Поэтому уходить не хотелось.

Чтобы проверить свою идею, я созвонился с друзьями – DevOps из крупных ИТ-компаний (Cisco, Facebook, Google, Palantir) и провел с ними аккуратное интервью – рассказывал не про будущий продукт, а просил их рассказать про рутину. Они говорили, что проблема с софтом есть. В этот момент я и решил, что пора уходить и посвятить себя этому проекту.

Вывод. Идея стартапа была абсолютно «моя», я понимал нужность проекта и был готов посвятить ему много времени - это важно для успеха стартапа.

Секрет 4 – делаешь быстро, или никак

Rebrain: И за сколько ты сделал свой продукт?

Матвей: Моя компания стартанула в ноябре 2018. И это единственный метод – делаешь либо быстро, либо никак.

Я начал кодить сам. Было жутко страшно что-то делать одному. Я собрал всех, кого я уважаю и кто был не против мне помочь советом, проводил с ними еженедельные встречи. Запустил продукт в марте или апреле 2019.

Вскоре ко мне на конференции подошел мужчина и говорит – Привет, я за вами слежу, вы такие крутые, давайте сотрудничать. Оказалось, он нашел мой продукт просто в гугле. Это был технический директор большой маркетинговой платформы Mindbox. В этот момент у меня в голове произошел переворот – а, теперь мне платят деньги, это все теперь не просто поделка, а уже компания.

После этого ко мне присоединился мой cofounder и технический директор Ильдар, с которым мы дружим с детства. Все это время он мне давал советы, помогал. Когда появился платный клиент, он ушел с работы (Cisco в Лондоне) и присоединился ко мне в Москве. Мы сняли коворкинг, в котором даже не было отопления, и начали развивать продукт с бешеной скоростью. Потом начался операционный рост, появились клиенты.

Вывод. Мнение «со стороны» важно и может дать очень много вашему проекту. Если решили делать проект - делайте быстро, пока не «перегорели» и идея не устарела.

Секрет 5 - чтобы заинтересовать инвестора, нужно быть в нише

Rebrain: В какой момент появились инвесторы?

Матвей: Как-то ночью мне в LinkedIn написал потенциальный инвестор, его интересовал продукт. Он оказался управляющим партнером одного из крупнейших венчурных фондов в США. Он инвестировал в нашего конкурента, которого купила другая компания за четверть миллиарда долларов. Хотел инвестировать во что-то такое же. В момент этого разговора я понял, что мы в нише.

Вскоре в нас инвестировала порядка полумиллиона долларов группа российских и американских инвесторов в Москве. Когда мы заключали договор на инвестиции, мы туда самонадеянно вставили исключение, что некоторые условия не работают, если мы попадем в 500 StartUps San Francisco или Y Combinator. Отбор в оба акселератора огромный, поэтому инвесторы только улыбнулись, увидев этот пункт.

И тут нас принимают в 500 StartUps San Francisco и зовут на очное собеседование в YC. Мы выбрали 500 StartUps San Francisco, так как здесь меньше компаний и больше фокус на каждой из них.

Когда началась программа, мы уехали в США, наняли удаленную команду разработки в России. Я – сторонник удаленной работы, верю в нее и умею ее готовить. Я очень люблю свою команду. Считаю, в Америке надо продавать, а производить лучше в России.

Наша компания на венчурном этапе, который называется pre-seed. Это означает, что мы тестируем рыночную гипотезу, несмотря на то, что у нас есть продукт.

Rebrain: Ты понимал на старте, что это будет проект с большими деньгами?

Матвей: Есть вещи, которые понимаешь головой, а есть – ощущением. Головой я, конечно, принял решение, что я делаю стартап, только если он финансово выгоден. А когда я рассказываю, что клиент оценил – это когда твое понимание синхронизируется с ощущениями, что это уже не просто проект на коленке. И эта трансформация происходит постоянно.

Приехав в Кремниевую долину, я вижу, что есть компании круче и есть еще, к чему стремиться. Мы хорошо прошли ранние этапы, но перед нами стоит еще очень много серьезных этапов.

Вывод. Чтобы продукт был интересен инвесторам, он должен быть «в рынке». Желательно найти аналогичные проекты, которые привлекли инвестиции, и узнать о них побольше.

Rebrain: Как в Кремниевой долине относятся к русским?

Матвей: Тут русских любят. Если ты уважительно относишься к людям, делаешь что-то классное, технологичное, перспективное, можно делать это где угодно и быть какой угодно национальности.

Rebrain: Назови 3-4 основных момента, без которых ты бы не достиг таких успехов.

Матвей:

1. Интерес. Если бы мне было неинтересно, я бы никогда не заставил себя программировать. Когда есть интерес, любое свободное время будешь посвящать любимому делу.

2. Гугли только на английском - этому меня научил Максим Дорофеев. Первые 2 месяца было тяжело, но потом я открыл для себя прекрасный новый мир англоговорящего инета, который полон гораздо более обстоятельных деталей.

3. Не давать себе затухать. 3 самых сложных решения в моей жизни – уходить с моих очень классных мест работы. Я всегда очень долго ищу, в чем я не прав. Сначала пытаюсь понять, могу ли в данной структуре реализовать то, что даст мне больше всего развития. В корпорациях есть корпоративная инициатива, и у многих людей получается реализовать себя. У меня не получалось. Считаю, либо вы создаете вокруг себя что-то интересное и развивающее, либо вы ищите, чтоб вам это дали. 3 раза я искал, чтоб мне дали, в 4-й раз - создаю это сам.

Резюмируем? Секрет золотой пилюли в том, что ее нет. Как показывает пример Матвея, «везет тому, кто везет». Нужно только не стоять на месте, постоянно учиться и прокачивать свои как хардскилловые, так и софскилловые навыки на практике.

1515
1 комментарий