Atomic Habits в продукте: что общего между крипто-хомяками, Duolingo и трекерами привычек?

На первый взгляд может показаться, что крипто-хомяки, Duolingo и трекеры привычек – совершенно разные продукты с разными целями и аудиторией. Но если приглядеться внимательнее, их можно разложить с помощью принципов формирования привычек, описанных в книге "Atomic Habits". Что такое награда и желание? Как они формируют наши привычки? Как связан продукт с привычками? Можно ли убрать стрики из Duolingo? Давайте разберемся!

Я с большим скепсисом отношусь ко всем ✨биохакинг✨ книгам, но эта, на удивление, мне понравилась. Даже понял, что все мои привычки можно разложить с помощью критериев, перечисленных в книге.

Еще я обнаружил, что любой продукт отчасти является привычкой. Следовательно, эти критерии можно перенести на продукт.

4 части привычки

Сигнал - триггер из внешней или внутренней среды, который служит началом цепочки. Например, это может быть звук слотов в казино, реклама на билборде и многое другое

Желание - реакция мозга на триггер. Мотивационное начало нашего поведения (или его отсутствие)

Ответ - может быть выражено в виде действия или мысли. Зависит от двух параметров:

- сила желания (мотивация)

- трение, или же количество затрачивоемой энергии на ответ

Если определенное действие требует больше энергии, чем мы хотим потратить, мы вряд ли будем его выполнять

Награда - конечная цель привычки. Примеры наград могут быть физическое удовольствие, деньги и т.п. У награды есть две задачи:

- удовлетворить желание

- запомнить поведение для будущего

Каждая часть цикла важна. Если одна из них недостаточно сильна, то поведение не перерастет в привычку
Каждая часть цикла важна. Если одна из них недостаточно сильна, то поведение не перерастет в привычку

Как сформировать привычку

4 простых правила для каждой части цикла.

Сигнал - сделай очевидным

Желание - сделай привлекательным

Ответ - сделай простым

Награда - сделай приносящим удовольствие

Очевидный сигнал

Сигнал это наша реакция на окружение. Окружение можно менять, чтобы получать более или менее частые сигналы и контролировать их силу. Например, если вы захотели приучить себя к фруктам, то просто расставьте их по своему дому - вероятность того, что вы съедите один из них будет намного выше, чем если бы он лежал глубоко в холодильнике.

Привлекательное желание

Желание и награда формируют дофаминовый цикл. Дофамин вырабатывается как при получении награды, так и при её предвкушении. Желание и есть предвкушение, которое контролирует нашу мотивацию продолжать что-то делать. Важно понимать, что предвкушение — это наше предсказание награды, и оно не всегда идеально, что позволяет им манипулировать.

Социальные сети и реклама часто наполнены нереалистичными фотографиями и образами, более привлекательными, чем наша реальность. На привлекательность поведения влияет и культура, в которой мы находимся. Мы, как социальные существа, стремимся перенимать привычки разных социальных групп:

(1) Нашего окружения

(2) Большинства

(3) Влиятельных людей

<b>Дофаминовый цикл.</b> (А) Когда мы пробуем что-то первый раз, дофамин высвобождается при получении награды (B) В следующий раз дофамин высвободится после получения сигнала (cue) (C) Сигнал без награды (D) Награда получена с задержкой
Дофаминовый цикл. (А) Когда мы пробуем что-то первый раз, дофамин высвобождается при получении награды (B) В следующий раз дофамин высвободится после получения сигнала (cue) (C) Сигнал без награды (D) Награда получена с задержкой

Простой ответ

Люди стремятся сохранить энергию, поэтому предпочитают действия требующие минимума усилий. Тут все просто: уменьшайте количество шагов в вашей реакции. В идеале автоматизируйте процесс, чтобы просто получать награду.

Приносящая удовольствие награда

Есть два типа наград:

- краткосрочная

- долгосрочная

Человек чаще предпочитает высоковероятную краткосрочную награду, чем долгосрочную с неопределенной вероятностью.

Что делать, если мы хотим получить привычку с долгосрочной наградой, но одной мотивации не хватает? В этом случае можно ввести искусственные краткосрочные награды — съешьте мороженое после занятия в зале, посмотрите сериал после семинара по английскому и т.п.

Если первые три части цикла повышают вероятность поведения сейчас, то награда - вероятность поведения в будущем.

Продукт как привычка

Части цикла продукта перекликаются с циклами привычки, например:

Сигнал: Физические магазины, реклама, брендинг на вещах - все это служит напоминанием о продукте.

Желание: Преукрашенная реклама на постерах, анонсы с несуществующими фичами (привет No Man's Sky), коммьюнити продукта, влияющее на наше предпочтение.

Ответ: Автоскроллинг видео в tik-tok, мак-авто, сервисы доставки - упрощение нашего ответа.

Награда: Трекер активности, начисление виртуальной валюты, мятный вкус зубной пасты.

Каждую из этих областей можно улучшать. Возьмём, к примеру, Duolingo. Сервисы для онлайн-тестов существовали и до него, так почему же он стал таким популярным?

Duolingo

Изучение английского - очень сложная привычка, так как имеет долгосрочную и размытую награду (следовательно и слабое желание), требует много энергии на ответ и почти не имеет сигналов в нашем окружении. Поэтому в изначальном виде, что называется, mass adoption не произойдет.

Duolingo делает ответ максимально простым - всего несколько тапов, чтобы завершить тест. Не нужно думать над составлением слов и тратить энергию на применение грамматики, что обычно происходит при занятиях языками. Это буквально кликер, требующий минимум энергии и умственного напряжения.

Тебе не нужно больше ждать 2 года заветного уровня B2, чтобы получить дофамин. Есть краткосрочные награды в виде виртуальной валюты, стриков, рейтингов, похвал, виртуальной валюты (геймификация).

Иконка на телефоне, уведомления, даже мемы - все это сигналы, которые побуждают тебя к использованию зеленого приложения. Рекламу Duo я не видел, но мемы точно преувеличенные, хотя вряд ли это нарочно...

Трекеры привычек

Трекеры привычек, которые по сути и являются главными эксплуататорами этого фреймворка, наглядно демонстрируют данный подход и как его можно использовать.

Награда: долгосрочная и очень размытая: даже если люди "с понедельника" начинают посещать тренажерный зал, то не увидев прогресс за 2 недели, мотивация (желание) падает и становится недостаточным, чтобы преодолеть трение ответа. В итоге, "подкачаться к лету" так никогда и не происходит.

Что пытаются в этом случае сделать трекеры? Ввести краткосрочную награду! И, о боже, если вы никогда не пользовались подобными трекерами, то можете даже не подозревать, насколько это глубокий океан различных механик. Количество способов получения легкого дофамина стремится к бесконечности! Начиная от самых простых вариантов с трекингом и календарем, заканчивая сложными ролевыми играми, посадкой реальных деревьев, тамагочи. И я это взял только самые популярные, а что зарыто на дне…

Сажайте деревья, прокачивайте героев, ухаживайте за кроликом - это всего лишь вершина айсберга
Сажайте деревья, прокачивайте героев, ухаживайте за кроликом - это всего лишь вершина айсберга

Хомяки

Крипто-тапалки и майнеры, которые снискали огромную популярность, по сути имеют следующую структуру:

Частотный сигнал: истории успеха, ноткоин, а теперь и реклама от огромного количества блогеров

Простой ответ: вам всего лишь нужно сделать тап, не нужно нигде дополнительно регестрироваться и максимально простой интерфейс с одной большой кнопкой.

Привлекательное желание: благодаря успешному запуску ноткоина, многие пользователи подсознательно делают прогноз на получение бесплатных денег.

Награда: долгосрочная и очень расплывчатая, что очень сильно объединяет их с трекерами. Выход на биржу и получение прибыли с монет занимает много времени и вероятность этого события далека от 100%.

Как и в предыдущих случаях, необходимо ввести краткосрочную награду, иначе желание пользователя быстро опустится до критического порога и начнется отток. Виртуальная валюта, ежедневные бонусы, мини-игры являются катализатором дешевого дофамина. Все механики и способы его получения очень разнообразны - сейчас можно просто брать и копировать все, что работает для трекеров привычек и это, скорее всего, даст какой-то успех

Заключение

Конечно, этот фреймворк очень общий и почти не дает практических советов по развитию продукта, но его удобно использовать при оценках и выбора общего направления. Например, если вы понимаете, что награда вашего продукта очень долгосрочна, что может негативно сказаться на ретеншене, то можно прикинуть механики по созданию искусственной краткосрочной награды.

Можно так же подумать над сигналом, который вызовет желание вашего пользователя. Мне безумно нравится пример социальных сетей - сигналом здесь, помимо очевидных пушей, иконки приложения и других механик, служит кружок с количеством сообщений на иконке приложения. Он является сигналом к побуждению сильнейшего FOMO - раз мне кто-то написал, значит ему необходимо ответить.

И в продукте, и в отдельных фичах, как и в привычке, можно разрабатывать с помощью цикла сигнал-желание-ответ-награда. У вашего приложения высокая награда, но никто не пользуется? Дело может быть в сигнале или сложном ответе пользователя. Провели рекламную компанию за 10 миллионов, а пользователей от нее почти не осталось? Дело может быть в награде, и так далее.

Подвал

Спасибо за чтение статьи! Буду очень рад комментарием и лайкам, чтобы получить краткосрочную награду и поддержать мое желание делать подобный материал.

Так же веду тг канал про продукты, стартапы, и искусственный интеллект.

Можете прочитать мою предыдущую статью про Сэма Альтмана и его советы стартапам.

99
2 комментария

Очень интересная статья, спасибо!

1