Сэм Альтман и как открыть стартап до OpenAI
Иногда YouTube алгоритмы мне совершенно непонятны... Вот он выдает тебе мем 10-летней давности с 30 миллионами просмотров; тут он тебе показывает клип, который ты уже не видел лет 7, и вообще, с тех времен твои вкусы довольно сильно изменились, но ты все равно нажимаешь на него, чтобы вкусить беззаботность прошлых лет и вспомнить своё отрочество. Сегодня они меня снова удивили и выдали... Лекцию от Сэма Альтмана по стартапам — за 7 лет там от 1 млн до сотен тысяч просмотров, что для лекции Стенфорда с таким именитым человеком не так уж много.
Сам цикл лекций представляет собой 45-минутные лекции от CEO, CTO, Co-founder, и других аббревиатур, что так или иначе связаны со стартапами и имеют реальный опыт их запуска. И аббревиатур не не пойми каких, а достаточно видных - Пол Грэм (основатель Y-Combinator), Дастин Московиц (со-основатель ныне запрещенной сети), Питер Тиль (CEO PayPal, "От нуля к единице"), создатель Twitch и так далее. Будет ли в их советах какое-то сакральное знание? Для кого как, но мне точно понравилось, что концепции, которые описываются в 200-страничных книгах, разбавленных кучей воды, здесь подаются очень ёмко в виде 45-минутной лекции, иногда, правда, тоже слегка разбавленной.
Всего в курсе 21 видеозапись, но я кратко перескажу лишь первые две. Лекции читает сам Сэм и они дают обзор на управление стартапом, как и когда его делать. Следует ли он сам своим советам управления в нынешней OpenAI? Какие есть причины создания стартапа? Идея или продукт? Давайте узнаем из первых уст!
Совсем немного истории
В те времена Сэм Альтман был президентом Y Combinator - организации по запуску стартапов, которая считается одной из лучших в этом - через неё прошли десятки единорогов: Airbnb, Dropbox, Stripe и другие, все они меняют нашу жизнь сейчас. Процент принятия составляет около 1%.
До этого он в роли CEO пытался сделать социальную сеть с функцией передачей геолокации, но проект не взлетел, хотя он и продал его за 41 миллион долларов. Через год после записи лекций он со-учередит OpenAI, а ещё через 4 покинет Y-Combinator с целью встать на пост CEO.
А что по лекции?
Не начинайте стартап ради стартапа. Есть более простые способы стать богатым или известным
Все советы нацелены на компании с целью супер-роста и последующим становлением большой компанией. Большинство советов не подойдут стандартным бизнесам и не стартапам.
Успех стартапа складывается из 5 вещей: Идея х Продукт х Команда х Исполнение х Удача. Контролируя первые четыре, появляется шанс на успех.
Идея
Определение идеи включает в себя сам продукт, размер и рост рынка, стратегии роста компании, и так далее
- Стартап должен начинаться с идеи, а не наоборот
Вы и идея
- Если вы делаете что-то для себя, а не только для клиентов, то вам будет намного легче понять продукт и потребности пользователей
- Вы должны действительно быть одержимы идеей: вам придется заниматься стартапом и его сложностями десятилетиями. Если вы не верите в то, что строите, то, скорее всего, сдадитесь на пол пути
Идея должна быть отличной
Лучшие идеи отличаются от существующих компаний в чем-то важном
- Идея важна и должна быть отличной - прекрасное исполнение с плохой идеей никуда не приведут
- Пивоты (изменение направления стартапа) все ещё могут быть полезными, но плохую идею этим сложно спасти. Обычно, успешные пивоты - превращение продукта в то, что основатели сами хотели бы использовать
- Если вы просто хотите скопировать чью-то идею, например, как Х только с красивым дизайном, это почти всегда кончается неудачей
Своевременность
- Почему сейчас? Почему это не могло быть сделано 2 года назад или позже? Если у вас нет хорошего ответа на этот вопрос, это должно вызывать подозрения
Простота
- Идея должна быть простой для объяснения - не больше одного предложения. Если вы не можете объяснить её в одном предложении, это знак, что вы занимаетесь чем-то слишком сложным
Идея может звучать плохо
Если идея звучит хорошо, вероятно, над ней работают много людей
- Большинство идей выглядят зачастую глупо в начале: соц. сеть для студентов без денег (когда есть MySpace)? поисковый движок без функций веб-портала?
- Людям можно рассказать о вашей идее - по-настоящему хорошие идеи не звучат так, будто их стоит красть. Вы хотите звучать безумно, но на самом деле получить идею, над которой работают немногие: "Я знаю, идея звучит ужасно, но она на самом деле отличная и вот почему:..."
Миссия
Лучшие компании почти всегда ориентированы на миссию
- Важную миссию для компании сложно создать без отличной идеи
- Важная миссия может объединить многих людей вместе и дать мотивацию людям и веру в проект. Копирующие чужие идеи компании не могут вдохновить команду достаточно, чтобы добиться успеха
- Люди вне компании будут стремиться оказать помощь больше стартапу с важной миссией, нежели копирующей
Монополия. В идеале, ваша идея должна превращаться в монополию
- Но её нельзя сразу получить. Найдите маленький рынок для создания монополии, а затем быстро растите
- Хорошо, если вы можете сказать "Сегодня лишь небольшое количество пользователей будет использовать мой продукт, но я смогу заполучить их всех, а в будущем почти все будут использовать его"
- При этом частая ошибка основателей - думать, что первая версия вашего проекта должна звучать большой, но вам нужно начинать с маленького рынка и расти от туда
Рынок - думайте о нём прежде всего
В стартапе можно изменить все, но не рынок
- Нельзя создать рынок, который не хочет существовать
- Думайте о размере рынка не сейчас, а через 10 лет - вам нужен небольшой рынок, который станет большим через 10 лет.
- У таких рынков есть определенное преимущество - клиенты отчаянно нуждаются в любом решении. Они смиряться с неидеальным, но постоянно развивающимся продуктом
- Думайте прежде всего о рынке: начинайте с потребностей рынка и создавайте приложения под потребности - это огромное преимущество
Студенты и преимущества
- Будучи студентом, у вас есть лучшее понимание о росте рынка - вы видите, чем начинают пользоваться ваши сверстники
- Вам легче встречать ваших будущим со-основателей
Продукт
Чтобы создать отличную компанию, сначала необходимо отличную идею превратить в отличный продукт.
Роль основателя
- Первостепенная задача основателя - убедиться, что ваша компания создает отличный продукт
- И уже во вторую очередь решайте проблемы найма, инвестиций, конференций и другие - с отличным продуктом это легче
Любовь пользователей
Если вы её получите, то сможете допустить ошибки где-то ещё, но если вы все сделаете идеально, а этого не получите, тогда вы, вероятно, провалились
- Создавайте продукт, который любят небольшое количество пользователей, вместо продукта, который многим нравится. Намного проще расшириться от первого к любви множества пользователей
- Очень мало стартапов умирают из-за конкуренции, большинство из них умирает из-за того, что не создали продукт, который люди любят
- Когда пользователи любят продукт, они делятся им с друзьями и вы получаете естественный рост
Естественный рост - основа жизнеспособности продукта
- Если вы пытаетесь создать альтернативный механизм роста (реклама, например) до создания продукта, который действительно нравится людям, вы почти наверняка потратите свое время впустую
- Когда у вас нет естественного роста, а вы надеетсь на партнерства или что-то подобное, это почти всегда знак больших проблем
- В долгосрочной перспектике отличные продукты с естественным ростом побеждают конкурентов
Простота прежде всего
- Даже если у вы планируете супер сложный продукт, начинать стоит с малого. Выберите наименьший набор проблем и создайте простой, но отличный продукт для их решения
- Простота позволит вам делать одну вещь очень хорошо. Это даст возможность заслужить любовь пользователей
Пользователи - основа продукта
- Вам не нужны толпы пользователей в начале - лишь несколько, которые дадут вам обратную связь - их можно найти вручную
- Бен Зильберман (СЕО Pinterest) искал людей в кофейнях - просто подходил и предлагал воспользоваться его продуктом. А ещё устанавливал ссылку в качестве начальной в браузерах техники в Apple Store
- Слушайте пользователей и сделайте цикл получения обратной связи насколько возможно коротким - встройте их связь в ваши процессы. Спрашивайте, что им нравится, что нет, наблюдайте, как они используют приложение, что их заставит порекомендовать приложение друзьям
- На начальных этапах, основатели должны сами заниматься продажами и быть службой поддержки - ничто не должно стоять между вами и пользователями
Метрики, чтобы быть честным с собой.
Компания делает то, что CEO решил измерять
- Не обращайтесь внимание на вещи, которые мало влияют на успех по типу количества регистраций. Смотреть стоит на то, что отражает ваш рост: количество активных пользователей, отток пользователей, доходы...
Команда
Люди определяют компанию
Выбор со-основателя - один из самых важных шагов для стартапа
Большинство стартапов умирают на ранних стадиях из-за разногласий между основателями
- Отношения со-основателей самые важные в стартапе. Не недооценивайте выбор со-основателей
- Лучше всего выбирать со-основателя, которого вы знаете - из университета, работы или других проектов
- Вам нужен кто-то как Джеймс Бонд: уверенный, креативный, спокойный и жесткий, может быстро принимать решения, и готовый ко всему, что случится в будущем
- Если вы не человек технической специальности, то именно с технической специальностью вам нужен в качестве со-основателя. Технические стартапы не могут делать одни менеджеры
- Я очень скептичен насчет онлайн-команд, поэтому стоит выбирать со-основателя, который находится в одной локации вместе с вами.
Размер команды - оставайтесь как можно меньше сколько сможете
Гордитесь не большим количеством работников, а количеством вещей, которые вы можете сделать маленькой командой
- Большое количество работников приводит к большому количеству выгораний, усложняет производственные процессы, замедляет принятие решений
- На ранних этапах цена неправильного найма очень высока. Многие компании, с которыми я сотрудничал, были закрыты после 2-3 неправильных найма сотрудников
- Найм проводится лишь в случае действительно отчаянной нужды
Найм команды - постарайтесь почти не делать этого, но если все же начали
Посредственные инженеры не строят выдающихся компаний
- Тратьте на найм либо 0% своего времени, либо 25%. Найма команды либо нет, либо он должен стать для вас главным приоритетом
- Вам нужны лучшие люди, которые будут верить в вашу идею. Вам нужно убедить их, что ваша идея самая важная из тех, что они ищут
- В идеале, люди которые будут готовы следовать вашей культуре и встретить кризисы, которые вас ждут впереди. Поиск таких людей может занять время. К примеру, CEO Airbnb потратил 5 месяцев на поиск первого сотрудника
- Лучшие кандидаты -- те, кого вы или сотрудники вашей компании знают
- Вместо интервью попробуйте поработать вместе над проектом. Если же это не получается, вместо технических вопросов, спросите про предыдущие проекты участника
- Позвоните его прошлым работодателям и узнайте его мнение насчет кандидата. Входил ли он в 5% лучших работников? Наняли бы вы его снова? Почему не пытаетесь нанять сейчас?
Качества кандидатов зачастую важнее опыта
- Опыт кандидатов существенен лишь на некоторые роли. Если вы нанимаете кого-то на лидирующую должность с большой ответственностью, тогда опыт важен. В стартапах куда важнее способности и вера в компанию
- Я ищу в кандидатах следующее: сообразителен ли он? может ли добиваться поставленной цели? Хочется ли мне проводить с ним время? Если вам не хочется проводить время вместе, следует довериться инстинктам
- На первых этапах ваши работники должны обладать следующими качествами: хорошая коммуникабельность, готовность к риску, маниакальная исполнительность
- Марк Цукерберг однажды сказал, что пытается нанять людей, с которыми ему было бы комфортно в социальном плане и кому было бы приятно отчитываться, если поменять роли
Доли в компании
- Принять решение по долям необходимо как можно быстрее, желательно в первые недели работы
- Доли с со-основателем должны быть примерно равны. Если вы не хотите этого, то стоит задуматься, а хотите ли вы вообще видеть этого человека в качестве со-основателя?
- Договориться о порядке ухода из компании тоже необходимо заранее. Обычно, вся доля зарабатывается лишь через 4 года. Иначе, если со-основатель или член команды уйдет раньше, то у вас будет "мертвая" часть доли компании, с которой трудно найти инвестора
- Примерно 10% компании стоит разделить между вашими первыми 10 сотрудниками в первые 4 года. Они увеличат ценность компании намного больше этого.
- Сотрудники с течением времени приносят компании ценность, а инвесторы зачастую лишь единовременно выписывают чек
- Компании, которые были щедры с ранними сотрудниками наиболее успешные, из тех, в которые мы инвестировали
Удержание сотрудников - вторая важная цель после найма
- Сотрудники должны чувствовать себя значимыми и счастливыми. Доля в компании - один из способов этого добиться
- Вы должны хвалить вашу команду, если не хотите оттока. Позвольте им получить признание за все успехи, а вам взять отвественность за все провалы
Управление командой
Вам не нужно заниматься микро-менеджментом – вместо этого постепенно давайте сотрудникам все новые зоны ответственности
- Будучи основателем в первый раз, вам, скорее всего, придется осознать, что будете в целом плохим менеджером и не стоит это гиперкомпенсировать
- Три вещи, которые мотивируют людей делать отличную работу: автономия, мастерство и цель
Увольнение сотрудников - сложно, но необходимо
Вы не можете принимать решения за сотрудников, но вы можете выбирать тех, кто эти решения принимает
- Кроме увольнения людей, которые плохо справляются со своей работой, вы также должны увольнять людей, которые создают офисные интриги и постоянно негативно настроены
- Когда человек плохо справляется с работой, вы это поймете. Это не один-два раза принять неправильное решение, а постоянно действовать не так, как сделали бы вы
- Увольнять необходимо быстро, иначе подобные сотрудники могут убить компанию
Исполнение
Работа основателя на начальных этапах
То, что делают основатели, становится корпоративной культурой
- Если вы хотите, чтобы сотрудники работали усердно и и проявляли внимание к деталям, то нет другого пути, кроме как самому начать это делать. Компания должна видеть вас в качестве маникально исполнительной машины
- Первые основные четыре задачи довольно очевидны: определить видение, привлечь финансирование, пропагандировать миссию, нанимать и управлять командой. Пятая, наиболее важная для CEO - установить исполнительную планку
Фокус основателя определяет цель компании
- Секрет хорошего исполнения - часто говорить нет. В компании сотни важных вещей и проблем, требующих вашего внимание. Вам необходимо определить лишь 2-3 самые важные и заняться ими, а остальные делегировать или отложить. Если вы не сумеете это сделать, у вас не получится хорошо выполнять вашу работу.
- Большинство хороших основателей, что я знаю, ставят небольшой набор целей, который в компании всем известен. Например, доставить продукт к этой дате, нанять эти ключевые роли, достичь определенного коэффицента роста. Остальные сотрудники работают исходя из этого
- Сложно быть сфокусированным на чем-то без хорошей коммуникации - именно поэтому она так важна
Рост и инерция - сердце стартапа
Продажи исправляют все
- Никогда нельзя забывать про рост и инерцию вашей компании и терять их из фокуса. Вы всегда должны быть вкурсе ваших метрик и что вы делаете для их улучшения. Если вы не сфокусированы на росте, а вместо этого, например, на ребрендинге или других вещах, вы должны быть крайне насторожены, потому что зачастую это ведет к катастрофе
- Сравнение про инерцию и рост: вы хотите, чтобы ваша компания была победителем, ведь команда победителей чувствует себя уверенно и продолжает быть первой. Когда компания теряют инерцию, все начинают противиться принимаемым решениям и создаются разногласии
- Инерцию можно вернуть с помощью маленьких побед. Например, запрещенная соц. сеть в 2008 создала "группу роста". Она работала над незначительными изменениями, чтобы вернуть рост соц. сети. В итоге, компания вернула свою инерцию и продолжила расти
- Не стоит переживать из-за конкурентов, пока они действительно не начинают побеждать тебя реальным продуктом, а не анонсами в прессе
Интенсивность - ключ к созданию продукта
Лучшие основатели выполняют работы быстро. Каждый раз, когда говоришь с ними, они уже сделали что-то ещё
- Стартапы работают только в интенсивном режиме. Они не лучший выбор для баланса жизни и работы. Возможно иметь ещё одну или две вещи помимо этого, например, семью, но не больше
- Под интенсивностью так же понимается и упор на действия вместо размышлений. Посредственные основатели лишь говорят о великих планах, но не спешат принимать решения и воплощать их в жизнь
- Несмотря на интенсивность и спешку, нельзя забывать про качество. На качестве стоит быть помешанным, построить культуру высоких стандартов. но при этом двигаться быстро
- Маленькие шаги приводят к большому результату - это отличительная черта хороших команд. Если же, с другой стороны, вы хотите просто появиться через год с чем-то большим, то это, обычно, не срабатывает
Следует ли Сэм своим советам?
Здесь я хотел погрузиться немного в историю создания компании OpenAI, чтобы сравнить принятые решения, построенную культуру и прочие элементы, но размер статьи и так уже вышел порядочно большим. Вместо этого попытаюсь дать ответа на эти вопросы в моем телеграмм канале, а пока остановимся лишь кратко на нескольких пунктах. Остальное предлагаю вам отписать в комментариях – необязательно об этой компании.
- Миссия OpenAI создать безопасный AGI и сделать его полезным для людей - цель глобальная и важная
- Если вспомнить их первые продукты, то посвящены они были далеко не GPT и звучали не столь глобально, но все же полезно. Даже GPT-2 и GPT-3 были довольно узконаправлены и слышали о них немногие (по сравнению с ChatGPT), а работали и использовали ещё меньше - лишь ML инженеры
- Самый первый продукт - OpenAI GYM - симулятор для тренировки Reinforcement Learning был простым, выполнял лишь одну вещь и стал одним из лучших инструментов для своих задач. С другой стороны, создание подобного симулятора – небольшой шаг в создании AGI
- Так OpenAI от относительно маленького сегмента перешла к около монополии, главный продукт изменился, но миссия осталась прежней
- Рынок AI 10 лет назад был относительно маленьким, но быстро растущим
- Многие со-основатели OpenAI были знакомы много лет - ещё со времен Y Combinator. Проблемы у команды из-за разного видения случились как раз с Илоном Маском и в 2018 году он покинул компанию
- Количество сотрудников OpenAI было относительно малым - сейчас это число доходит до 700 против 2000 у DeepMind и 10 000 у создателей Llama2. Стоит отметить, что количество проектов и миссии у компаний так же разнятся
- При этом они нанимают самых сильных инженеров - сейчас у них целая война с Google за лучшие кадры и компенсации за переход достигают миллионов долларов для самых лучших.
Ого, круто пишете! Жду еще чего-нибудь подобного!
Спасибо! Очень приятно, с учетом того, что это моя первая статья :)
Очень интересная и полезная статья! Спасибо
Спасибо большое! Очень ценю!
Очень грамотно написано! Подписался!
Спасибо!)
Супер. Стоит читать и перечитывать, стоит брать что-то на вооружение и использовать. Стоит того, чтобы сохранять в заметки и рекомендовать своим знакомым.