Как создать подкаст за 5 дней: переработали концепцию Sprint

Привет, меня зовут Константин Колосков, я сооснователь студии подкастов Brainstorm.fm и с недавнего времени студент факультета продуктового менеджмента GeekBrains. На одной из лекций нас познакомили с концепцией Sprint, которую разработали в Google для ускоренного создания прототипов и тестирования гипотез. И тут я подумал: а можно ли применить концепцию Sprint для создания подкастов? В этой статье я расскажу, как протестировал эту гипотезу и что из этого получилось.

Обложка нашего подкаста "Дело не в тебе" <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Flerarosh%2F&postId=125579" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Лера Рощина</a>
Обложка нашего подкаста "Дело не в тебе" Лера Рощина

День 1. Мысли вслух

Согласно методологии Sprint в первый день нужно определиться с проблемой, которую ваша команда должна решить за рабочую неделю. Для этого необходимо максимально глубоко погрузиться в процесс взаимодействия продукта/сервиса со своими пользователями и выявить его самые слабые элементы, которые требуют переработки и/или улучшения.

Создание подкаста требует проработки темы и концепции. Что мы хотим сказать слушателям, чтобы заинтересовать их и побудить подписаться. Чтобы ответить на эти вопросы мы созвонились командой и стали обсуждать, чего кому не хватает в подкастах на русском языке. Разговор быстро зашёл про отношения (естественно) и про то, что сейчас почти всё на эту тему сводится к сексу (его легче продать) и психологии. Мы подумали, что будет круто рассказывать истории расставаний - это где-то на стыке психотерапевтического эффекта (все через это проходили, и жизнь продолжается) и интереса слушателей к откровенным разговорам и рассказам.

Продолжить можно в двух направлениях. Во-первых, собрать всю возможную информацию по выбранной теме. Кто, как и где её уже реализует, а самое главное - какие приёмы и фишки нравятся, а какие можно было бы докрутить. Причём смотреть нужно не только подкасты, но и вообще медиа-пространство: периодические и онлайн-издания, Youtube, Telegram, телепередачи, радио - всё это консолидируется в гугл-доке или общем чатике.

Во-вторых, есть смысл критически посмотреть на идею и обсудить, с какими ключевыми проблемами в её реализации можно столкнуться. Например, мы задумались, как раскрыть гостя на тему расставаний, особенно, если записывать гостя удалённо, а гостю не захочется открываться. Или что делать, если человек не захочет, чтобы после записи разговор в итоге вышел. Мы оставили эти вопросы висеть в воздухе под грифом “Потом разберёмся”.

День 2. Детализация

Если следовать методологии Sprint, то второй день отводится под поиск решения конкретной проблемы, выявленной в первый день. Сначала группа собирает готовые решения, которые уже кем-то были применены, обсуждает, что им нравится и не нравится. Потом каждый участник команды фокусируется на создании собственного решения. Это могут быть наброски идей, главное, чтобы сделать их максимально понятными для других.

Учитывая, что сбор информации мы сделали сразу, то на второй день мы стали оценивать фишки, которые накопали. Одна из них показалась удачной находкой, потому что решала проблему раскрытия героя, который может стесняться откровенно говорить про расставания при записи: геймификация процесса через абстрактные вопросы сравнения отношений с чем-то (например, с фильмом или сериалом). Стали раскручивать тему, но не пришли к общему решению: кому-то идея показалась классной, а кто-то оказался сказал, что героям будет сложно отвечать на такие вопросы спонтанно (угадайте, кто оказался прав в итоге).

В целом, за второй день мы планировали придумать сценарий пилотного выпуска и тут же постараться его записать - чем быстрее можно услышать придуманную концепцию, тем проще её корректировать. Соответственно, весь день ушёл на формирование сценария, названия и обложки. Хотелось сразу охватить эти вопросы, чтобы паззл сложился.

С точки зрения названия мы прошлись по всем возможным ассоциациям, выписали штук 50 вариаций, но все казались либо слишком скучными, либо слишком длинными. В итоге придумали - “Давай останемся друзьями”. В тему, звучно, запоминается, вызывает нужные эмоции. Приступили к обложке. Сразу на ум пришло две идеи: это либо экран телефона (потому что эту фразу обычно отправляют в сообщениях), либо банка мороженого. Вторая мысль не совсем очевидна на первый взгляд, но если вдуматься, то она несёт сразу два смысла: после расставания ваши отношения как бы заморозили, ну и банка мороженого всегда появляется в фильмах, когда герой/героиня пытаются отвлечься после драматического момента. Отдали на откуп иллюстратора - ушли думать над сценарием.

За день сколотили вопросы, придумали рубрики, которые нужно было протестировать, собрали концептуально вступление и придумали трейлер (это всегда самое простое, если на первом этапе удалось чётко сформулировать суть подкаста). Договорились, что моя коллега Аня Ковалева запишет пилот: проведёт первый разговор со своей подругой и проверит все наши гипотезы.

День 3. Запись и тестирование

Методология Sprint применяется к более сложным вещам, поэтому от нашего темпа она отстаёт, но суть третьего дня в формировании полноценного сценария реализации прототипа/сервиса. Сначала все идеи, нарисованные участниками на предыдущем этапе, рассматриваются командой на предмет релевантности к решению поставленной задачи. Наиболее перспективные предложения отсматриваются на предмет совместимости, а потом уже формируется полноценное решение проблемы, которое нужно будет собрать за следующий день.

В нашем случае у нас уже был готов прототип. Аня записала ночью пилотный выпуск, мы его быстро смонтировали без всяких эффектов, музыки и прочего, чтобы просто послушать с точки зрения контента. Получилось супер. Разговор живой, веселый, по существу и с классными примерами - вроде на грустную тему, но зато он вышел настолько ярким, что после прослушивания появлялась лёгкость и любовь к жизни. Казалось, что мы нащупали золотую жилу.

Оказалось, что мы нащупали дно. На первом же этапе столкнулись с проблемой, на которую, в целом, сначала забили. Выпуск получился настолько откровенный и честный, что нас попросили его не выкладывать в общий доступ. В целом, ничего страшного - пилот подтвердил нашу гипотезу, что такой разговор может быть интересным, оставлять приятное послевкусие и не создавать давящую атмосферу. Тем не менее, нам нужно было что-то подготовить для тестирования на фокус-группе из друзей.

Из этого родилось две ветки обсуждений: одна договорилась о новом разговоре, вторая выступила за расширение концепции. Ещё на стадии, когда мы стали привлекать друзей к придумыванию названия, у нас спрашивали зачем нам так сужать тему до расставаний, если можно рассказывать истории отношений глобально. И мы задумались, что расширение концепции потенциально позволит избежать сложностей с контентом, если кто-то не захочет выкладывать разговор в публичное пространство.

Как и команда на Sprint’е мы оказались в ситуации, когда есть в сценарий работы прототипа вписываются две самостоятельные истории. В их случае это прекрасный способ протестировать сразу всё, а мы решили объединить оба замысла и сделать “Давай останемся друзьями” периодической рубрикой большого подкаста про отношения. С названием снова помогли друзья - “Дело не в тебе”. Обложка к этому моменту проходила десятую итерацию изменений.

Пока мы думали над сценарием к пилоту выпуска непосредственно про отношения, то вспомнили, что Аня лет пять назад писала колонки на эту тему в разных медиа-изданиях. Такое совпадение всегда представляется подтверждением правильного выбора пути, поэтому мы решили начать с разбора одной из этих статей. В ней как раз сравнивались отношения и стартап - ещё одно совпадение (на этот раз управляемое).

День 4. Обратная связь

Команда Sprint должна в этот день собрать прототип своего решения. Используя минимальное количество ресурсов нужно сделать что-то близко похожее на то, что вы придумали. Нужно помнить, что главная суть всей методологии - это собрать обратную связь от пользователей в конце рабочей недели (протестировать насколько ваше предложение отвечает изначально поставленной задаче).

В нашем же случае мы тоже оказались на этапе построения прототипа. Уже второго. Пилотная версия трейлера/первого выпуска подкаста про отношения была записана, смонтирована, отправлена фокус-группе на оценку. Параллельно был перезаписан пилот рубрики про расставания, который тоже был направлен фокус-группе.

Трейлер получил позитивную обратную связь, а вот в выпуске про расставания нашлось несколько моментов, которые вызвали бурное обсуждение (как у слушателей, так и у двух героинь). И, конечно, это касается игры с абстрактными сравнительными вопросами (которую придумал я) - действительно сложно с ходу придумать классный ответ, да и не все вопросы оказываются понятны (например, с каким мифическим существом можно сравнить бывшего партнёра). Над этим мы взяли время подумать, потому что нужно было финализировать трейлер для запуска.

И вот тут мы слегка облажались по времени.

Процесс выбора обложки <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Flerarosh%2F&postId=125579" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Лера Рощина</a>
Процесс выбора обложки Лера Рощина

День 5. Доработка и дальнейшие мысли

Sprint заканчивается серией полноценных интервью с потенциальными пользователями. Собирается обратная связь, которая либо подтверждает часть сделанных гипотез, либо полностью ставит под сомнение собранный прототип.

В нашем случае всё бы пошло хорошо, если бы мы задумались о музыке для джингла заранее, так как в подкаст не вставишь абы какую мелодию из интернета. Ну, в общем, на этом моменте мы потеряли больше всего времени (дня 3-4), пока ждали нужную музыку от композитора, который, будучи очень человеком творческим и талантливым, немного забил на дедлайны.

Послесловие

Конечно, наша ошибка слегка выбила нас из запланированного графика, но с другой стороны на запуск первого подкаста нашей студии “180 градусов” у нас ушло порядка 4 месяцев, а тут мы справились за полторы недели.

“Дело не в тебе” уже можно послушать во всех известных подкаст-плеерах (Apple Подкасты, Яндекс.Музыка), но самое крутое это даже не быстрый запуск подкаста, а чатик-сообщество, который мы сделали в Telegram: обсуждать выпуски, рассказывать свои истории, делиться обратной связью и знакомиться теперь намного проще. В дальнейшем планируем придумать автоматизированное решение для знакомств наших слушателей и какие-то оффлайн/онлайн-активности для сплочения коммьюнити.

Когда я задумывал эту заметку, то преследовал две цели - поделиться опытом и рассказать начинающим подкастерам, что все не так страшно, как кажется, если подойти системно и применить те механики, которые работают в смежных сферах уже многие годы. Не бойтесь экспериментировать и помните, что в основе инноваций лежат уже существующие идеи.

Если есть вопросы по подкастам, пишите мне в Instagram, наша студия поможет реализовать самые смелые фантазии в аудио!

55
20 комментариев

Есть пара идей для подкаста, но кажется, что это по итогу никому не будет нужно. Не потому что идеи отстой, а просто. Прям проблему они может и решают, а может и нет. Это не нишевая форма. Больше развлекательная. И как правило, первый выпуск послушают, ну второй может. И все. (

1

Я думаю, что это на самом деле как с любыми блогами. Сначала ты делаешь для себя, потому что идея тебе самому интересна и нравится. Если делаешь качественно, то всегда есть шанс, что кто-то популярный заметит и расскажет (естественно, это не отменяет параллельную упорную работу по всем фронтам, включая продвижение).
Подкасты как нишевая форма имеют как раз больший потенциал. Главное, чтобы идеи были реализуемы в аудио, потому что если это, условно, подкаст про ковры, то лучше такой блог вести в Инстаграме..Если хотите, то можете написать свои идеи мне лично, могу помочь их докрутить.

Хорошая методика создания MVP~

Записался к вам на курс в нетологию, жду 18 числа, но параллельно к этому времени хотел запилить небольшой пилотный выпуск. Вдохновился, вашим выпуском про коронавирус в подкасте 180 градусов.

Можно узнать, где можно найти различные эффекты для редакции звука, музыку~

1

Здорово, будем ждать на курсе, а по вопросу эффектов напишу Вам на почту!

Константин, огромное спасибо, что поделились вашим опытом! Я горю идеей сделать подкаст с подругами. Я прочитала 2 ваши статьи ( вторая- про запись подкаста). Поясните пожалуйста, открываю Зум, и все участники тоже ,и каждый у себя на компе, записывает себя, а потом отправляют мне, и я свожу все в одну дорожку?   Или еще плюс все тоже включают Audacity? А если я сама всех запишу у себя на компе звук будет плохой? верно я поняла? мне также интересна тема звуков и всяких "декораций" для подкастов. поделитесь пожалуйста!

1

Александра, в идеале Zoom выступает площадкой для синхронизации разговора (записывать на него рекомендуется, но об этом я скажу чуть позже побольше) - каждый участник параллельно может записывать себя на диктофон телефона, соблюдая ряд простых правил:
1) не говорить прям в микрофон;
2) Zoom разговор нужно слушать через наушники, чтобы на диктофон попал только ваш голос;
3) чтобы не устали руки, то сделать себе подставку из книг и положить наверх телефон, чтобы он направлен был непосредственно на рот;
4) записывать в lossless форматах (несжатых), например, wav.
Если iPhone, то в настройках телефона найти "Диктофон" -> "Качество звука" -> поставить на "Без потерь"
Если Android, то мне понравилась программа Lexis Audio Editor (бесплатная, там 
5) все записывают дорожки у себя, потом скидывают кому-то одному, кто уже в программе сводит их

Теоретически на Zoom тоже можно записывать, в настройках есть такая штука как "записывать каждого участника отдельно" - эта функция позволяет после закрытия разговора получить 2 и более дорожек, где будет слышен только голос одного человека (это очень важно для дальнейшей работы). В целом, получается не такой ужасный голос, если записать через Zoom. Я бы всё равно записывал и так, и так одновременно, чтобы у вас были дорожки на все случаи жизни и было из чего выбирать)

Это я описал ситуацию, когда из подручных средств есть только телефон и Zoom %)

Я правильно понимаю - неизвестные подкасты от неизвестных людей? Да и ещё их никто не слушает.