Мобильное приложение для кафе и ресторана. Выгоднее разработать с нуля или купить «коробку»?

Все больше клиентов заказывают еду навынос, поэтому владельцы стали задумываться о повышении качества обслуживания через оцифровку бизнеса. Во что выгоднее вложиться, чтобы автоматизировать процессы — в разработку собственного приложения или коробочное решение?

Мобильное приложение для кафе и ресторана. Выгоднее разработать с нуля или купить «коробку»?

Что внутри

Зачем общепиту приложение?

Мобильное приложение для кафе, ресторанов и служб доставки решает 2 больших задачи: помогает оптимизировать внутренние процессы и наладить взаимодействие с клиентом.

Поэтому рынок фудтеха предлагает 2 вида коробочных решений:

1. ПО для автоматизации бизнес-процессов

Они помогают управлять внутренней кухней: зарплатой, продуктами, ресурсами, сотрудниками, бухгалтерией, отчетностью и прочим.

Пример таких систем — iiko, R-Keeper, Poster, ТРАКТИРЪ, Poster POS, СБИС Presto и Контур.Маркет.

В программах можно вести аналитику продаж, отслеживать приготовление блюд, вести учет ингредиентов, учитывать эффективность сотрудников и многое другое.

2. ПО для взаимодействия с клиентом

Они помогают заведениям быть в контакте со своими гостями. Гость может зайти в программу и просмотреть меню, заказать еду онлайн, забронировать столик, потратить бонусы и так далее. В них есть стандартные разделы:

  • Регистрация и аутентификация;
  • Каталог и карточки товаров;
  • Главная страница;
  • Корзина и оформление заказа;
  • Программа лояльности и прочее.

ПО можно приобрести у любого подходящего вам вендора, самые популярные — Yelp, OpenTable, Zomato.

Чтобы оно взаимодействовало не только с гостем, но и со «внутренней кухней», его можно интегрировать с iiko, R-Keeper или 1C.

Или более простой вариант — можно купить у iiko готовые модули для взаимодействия с клиентами, чтобы не заключать договора с двумя разными поставщиками.

Владельцы, которые впервые открывают точку, чаще склоняются именно к этому варианту, потому что им важно запуститься как можно быстрее и бюджетнее, а уникальный дизайн и функционал у них не в приоритете
Плюсы и минусы коробочных решений
Плюсы и минусы коробочных решений

Сложностей со сменой «коробок» обычно тоже не возникает. Если вас перестали удовлетворять условия одного вендора, вы можете заключить договор с другими.

Проблемы начнутся тогда, когда нужно будет доработать функционал, повысить безопасность данных, улучшить производительность или сделать редизайн, ведь готовое ПО этого не предполагает

Обычно вендоры не идут навстречу, потому что у них нет технической возможности, их продукт рассчитан на массовую аудиторию.

Но есть и те, кто представляет такую возможность, и здесь тоже свои нюансы:

  • Есть ограничения. Допустим, вам нужен редизайн. Вы отрисовали макеты и передали вендорам, чтобы те внедрили изменения в продукт. Вам объясняют, что их компоненты устроены по-другому, поэтому сделать точно по макету не получится. В итоге вы получаете совсем не то, чего ожидали
  • Стоимость часа доработки ПО обычно выше средней стоимости часа кастомной разработки — 2500-4000₽ в зависимости от поставщика. Если доработок много, то выйдет накладно
  • Новый функционал остается у вендора ПО. Поставщики оставляют за собой право внедрить его в расширенные опции для последующей перепродажи. Вы заплатите за инструментарий, которым будут пользоваться ваши конкуренты за гораздо меньшую сумму

Такие условия подходят не всем.

Но есть альтернатива — это кастомная разработка (индивидуальная/разработка с нуля) мобильного приложения, как у «Папы Джонс», «Додо Пицца» или «Вкусно — и точки».

Когда бизнес выбирает индивидуальную разработку

1/4. Когда расширяется

Во время открытия новых точек увеличивается и финансовая нагрузка, потому что нужно оплачивать несколько лицензий. А если вендор удерживает процент от оборота, то с ростом выручки сумма тоже будет расти.

По итогу стоимость доработок на стороне вендора будет сопоставима со стоимостью содержания своей выделенной команды для разработки кастомного решения.

Почему оплачивается несколько лицензий? Схема такая: если точка одна — это 1x оплаты. Каждая последующая точка будет добавлять 20/40/60% к стоимости лицензии в зависимости от условий «‎коробки». Систему можно сравнить с лицензией Windows: 1 компьютер = 1 лицензия. Покупаешь пакетом на 10 машин — скидка 20%.

В некоторых коробках платишь только процент от оборота и неважно, сколько будет точек. Но в таком случае процент будет выше.

2/4. Когда вендоры отказывают в доработке функционала

Предположим, владелец бизнеса узнает, что его клиенты хотят собирать блюда самостоятельно, выбирая, как приготовить тот или иной ингредиент. В таком случае нужно либо разрабатывать приложение с нуля, либо подыскивать другое ПО.

Но даже если такое решение отыщется среди готовых, остальной функционал будет оставлять желать лучшего — проверено.

С дизайном та же проблема: если решите выделиться среди конкурентов, коробочное решение не даст прыгнуть выше их возможностей, хотя на небольшие внедрения может согласиться, например, на фирменный стиль, если он уже готов.

Но на реализацию анимаций и улучшение пользовательского опыта (UX) надеяться не придется. Да и выше мы разобрали, чем чреваты возможные доработки.

3/4. Когда стоимость обслуживания «‎коробки» превышает стоимость индивидуальной разработки

Индивидуальная разработка стоит 4-10 млн ₽ в зависимости от функционала. Коробка же требует ежемесячной оплаты — до 5% от оборота каждый месяц, это может быть как 100 тыс ₽, так и 1 млн ₽ — чем выше оборот, тем выше ценник.

Еще нужно заплатить единовременную сумму за внедрение, у каждого вендора она разная, но обычно не превышает 500 тыс ₽. Также не стоить забывать про оплату лицензии за каждую последующую точку.

Сейчас мы занимаемся кастомной разработкой для сети ресторанов (проект под NDA). Изначально клиент выбрал коробочное решение и потратил на обслуживание около 2 млн ₽. Сравнив затраты и эффективность, он принял решение отказаться отказаться от коробки в пользу кастомной разработки.

4/4. Когда невозможно совместить несколько бизнесов сразу

Допустим, человек развивает два бизнеса, которые не связаны между собой: продажа подержанных авто и закупка нефти и газа, служба доставки еды и металлургия. Кастомная разработка объединит эти сферы в одно приложение.

Немного фактов о кастомной разработке

Индивидуальную разработку и коробочное решение можно сравнить с недвижимостью.

Сначала вы снимаете квартиру за 30 тыс ₽/мес и рады, что не обременяете себя и при желании можете быстро сменить место жительства. Но со временем вам захочется добавить в жилье уюта — повесить полки, заменить мебель и обои. Вы придете с идеей к хозяину квартиры и получите отказ.

А через время приобретете собственное жилье, в котором будете вольны делать все, что угодно: сносить перегородки, перекрашивать стены в комнатах и обставлять их мебелью на свой вкус.

Плюсы и минусы индивидуальной разработки
Плюсы и минусы индивидуальной разработки
С кастомным мобильным приложением так же — оно требует вложений на старте, но дает полную свободу и независимость потом:
  • В нем можно реализовать абсолютно любой функционал — виртуальную кухню, персонализированное меню, геймификацию здоровья;
  • Внедрить детальную аналитику, отслеживать эффективность маркетинговых кампаний;
  • Реализовать любой дизайн, анимации и маскоты, которые выделят вас на рынке и отразят ценности. Можно внедрить фирменные цвета, шрифты и стили, добавить уникальные элементы, которые сделают взаимодействие с приложением более приятным и запоминающимся;
  • Оперативно внедрять новые функции, исправлять ошибки и обновлять контент в режиме реального времени;
  • Интегрировать с существующими системами управления (1С, ERP) или сторонними (iiko, T-Keeper);
  • Масштабировать под нужды бизнеса, будь то расширение функционала или увеличение нагрузки из-за наплыва пользователей.

Закрепим ключевые моменты

  • Мобильные приложения для общепита решают 2 задачи — позволяют взаимодействовать с клиентами и автоматизируют внутренние процессы;
  • Есть два пути реализации таких приложений — купить ПО у поставщика услуги или заказать разработку мобильного приложения с нуля у веб-студии;
  • Коробочное приложение подходит тогда, когда нужно запустить приложение быстро и бюджетно, без разработки уникального функционала. Или когда нужно протестировать гипотезы и понять, что нужно вашему бизнесу;
  • Кастомная разработка подходит тогда, когда требуется специфический функционал, высокие стандарты безопасности, интеграция с сложными системами или перспективы долгосрочного развития и масштабирования продукта.

Если вы пока не понимаете, что подойдет вашему кафе или ресторану, или задумываетесь о разработке мобильного приложения с нуля, приходите к нам на бесплатную консультацию.

Выясним ваши задачи, подскажем, какой функционал требуется, сколько это будет стоить и сколько времени займет.

Рекомендуйте наши услуги и получайте вознаграждение от 10 000 до 200 000 рублей — подробнее о партнерской программе

1212
55
18 комментариев

Мобильное приложение это прекрасно и это именно то, что нужно клиенту, но боже мой, в приложение какого ресторана не зайди, там тихий ужас!

2
Ответить

Да это вот эти коробки то как раз и есть. У меня знакомые отрыли ресторанчик, им сайт и приложение за 3 дня бахнули, БЕСПЛАТНО! За скромные 5% от каждого заказа. Выглядят они конечно ппц

Ответить

Встречается и такое, понимаем :(

А "Тихий ужас" — это, например, что для вас?

Ответить

Полезный материал, спасибо, все подробно расписали

1
Ответить

Рады делиться опытом разработки!

Ответить

а я смотрю тут многие интересуются такой франшизой)

Ответить

Традиционно попрошу всех рестораторов и представителей фудтеха сначала нормально готовить, а потом уже заказывать приложение или любые IT-сервисы. Пожалуйста.

1
Ответить