Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

Ни один иллюстратор при этом не пострадал. Или пострадал?

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

Привет! Меня зовут Дима Ермаченко, я арт-директор в каршеринге Ситидрайв. Поделюсь опытом внедрения искусственного интеллекта в работу дизайн отдела, а так же расскажу о том, как нам удалось порезать косты 😈🔪

Сразу скажу — в нашей компании нейросеть заменила примерно 0 дизайнеров. Но вот за её пределами… Начнём по порядку и с небольшого дисклеймера: речь пойдёт в основном о Midjourney (я называю его М–Ж) и чуть-чуть про Adobe Firefly, все расчёты приблизительны, а все совпадения с реальными именами не являются случайностью.

Знакомство с нейронками

Летом 22-го я начал осторожно щупать сервисы: пробовал DALL-E и Kandinsky, но результаты не подходили под задачи. Следующим был М–Ж — он показался более user-friendly, вокруг сервиса было активное комьюнити, и нейросеть генерировала достойно, поэтому я остановился на ней. Выбор нейронки — это дело вкуса. Например, кто-то предпочитает печатку делать в Adobe, а кто-то в Corel Draw. А кто-то вообще пытается собрать её в Figma, да, коллеги? 👀

Сначала генерировались непредсказуемые и нелепые вещи, но чем больше я экспериментировал, тем интересней получалась генерация. Я начал ощущать себя как в казино «‎Сейчас нажму ещё, и будет совсем счастье!»‎. Но нужно было понять, как работает система, ведь «сделать красиво»‎ и «сделать красиво под задачу»‎ — это абсолютно разные вещи. После некоторого количества туториалов на YouTube, множества часов неточных генераций и подбора промта — результат начал радовать. И я подумал, что пора внедрять М—Ж в работу.

Первым боевым заданием стала этикетка для брендированного напитка на корпоративную вечеринку. На двоих с копирайтером Кириллом Дроновым мы придумали, что вкусы у нас должны мэтчиться с машинами, но не простыми, а ретро-футуристичными (на тот момент нейронка так себе рисовала машины, и нужно было выкручиваться). Вот, что получилось:

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

HR и коллеги был в восторге, да и мы, чего уж там. На генерацию у меня ушло часа 4-5 (по неопытности), на вёрстку и добавление фирменных искр не больше часа. А между тем иллюстрации такого рода стоят минимум от 50к и делаются около недели каждая, получается 100 000 ₽ в копилку и около 2 недель разработки.

Midjourney в бренд–коммуникациях

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

Делать фановые иллюстрации для некоммерческих проектов – это одно, а вот когда речь идёт о бренд–коммуникациях… У нас в брендбуке есть определённый 3D–стиль, и даже целая база из 2000+ иллюстраций в разных ракурсах и цветах. Это эффектно, консистентно, но создание новых изображений довольно долго и дорого в производстве. У нашей небольшой команды дизайнеров много задач, и некоторые из них «надо вчера». А стилёк-то поддерживать надо, да и качество работы ронять нельзя. Мы же не котики 😸

Изначально я планировал использовать М–Ж для создания простых локальных 3D–иллюстраций, чтобы поддержать и обогатить наш стиль. Работы в Шаттерстоке сильно стоковые (удивительно, правда?), а привлекать на микро-задачку каждый раз тридешника ресурсоемко.

Да и контексты всегда разные. Сколько раз в жизни нам ещё может понадобиться иллюстрация очков для сноубординга в сервисе каршеринга? А речного рака? М-м-м, примерно, ни сколько. С М–Ж получилось нагенерить эти запросы. Ну, правда, без постобработки в фотошопе не обошлось. Вышло не идеально технически, но идеально для небольших задач.

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

Иллюстрация речного рака на пассажирском сидении для статьи на VC о работе поддержки Ситидрайва. Кстати, это реальный кейс поддержки. По ощущениям сэкономили около 20 000 ₽ и 5–6 дней.

А это очки, которые отлично помогли дополнить кивижуал к акции.

Правда, пришлось совсем немного доработать руками.

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

Очки вписались как родные. Генерил их минут 30, пока не нашёл идеальные, ретушировал ещё 10. У иллюстратора такая модель бы стоила от 6 000 ₽ и 2–3 дней. Мелочь, а приятно.

Большие проекты с использованием нейронок

1. «‎Байки из каршера»‎

В преддверии Хэллоуина в суперсжатых сроках вместе с командой Setters мы придумали проект, вдохновлённый шоу из 90-х — «Байки из склепа», где мы рассказывали мерзким голосом страшные истории с незатейливым посылом: плохие поступки всегда имеют последствия.

Визуализации к кампании нужны были в стилистике старого шоу, но при этом в нашем видении, подчёркивающем бренд Ситидрайва, а также не нарушающим авторские права. Ресурсов на иллюстратора у нас не было, поэтому с командой Setters решили попробовать генерацию. В итоге мы получили прикольные визуалы скелетов, машин и зомби в бренде, с ноткой чертовщинки и оммажем на шоу.

Все иллюстрации, конечно, пришлось поправлять вручную и «приводить»‎ в бренд. На некоторых мы меняли цвет, а где-то дорисовывали или редактировали отдельные элементы. Например, делали глаза йети менее зомбовитыми.

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

Тут удалось порезать кост примерно на 150 000 – 250 000 ₽ только за иллюстрации, и самое главное — около 2–3 недель на отрисовку, которых у нас и не было.

Кстати, взяли за спец 1 место в Digital Workspace Awards!

2. OLV для рекламной кампании на основе адресов

В приложении Ситидрайва можно выбрать любимый адрес, куда ты ездишь чаще всего (и получать ещё больше кешбэка 😉). Мы поняли, что пользователи дают очень необычные названия локациям, присваивая им особую личную историю, например, «‎Тёщина нора»‎, «‎Кошкин дом», «Берлога», и захотели обыграть это в рекламной кампании — независимо от того, какое место вы любите, оно станет ещё более любимым с повышенным кэшбэком. Визуализировать локации нам помог М–Ж — сделать огромного кота для адреса «‎Кошкин дом», представить, как выглядит «Берлога» и так далее.

Процесс оказался достаточно трудоёмким, поскольку требовалось не только получить фоновую картинку, интегрировать остальные элементы в среду изображения, но и сделать её с запасом под разные форматы. Важно понимать, что в любой генерации есть финальные правки от дизайнера. И здесь отлично помогает Adobe Firefly – загружаешь иллюстрацию, нажимаешь «‎Расширить границы»‎, и вуаля! Выделяешь спорный кусочек, вводишь промт и жмешь кнопку «‎Сделать красиво»‎.

С котом вообще получилось крипово, М–Ж сделал красивую сцену, а подушечки коту добавить забыл. Но Firefly очень классно справился. Сейчас у М–Ж тоже есть возможность точечного редактирования, но в фотошопе это делать гораздо удобнее.

По стоимости даже страшно представить, сколько бы стоило нарисовать полноценные гиперреалистичные изображения. Пальцем в небо, но за 3 иллюстрации могло бы выйти 300 000 ₽, и рисовали бы мы это не меньше месяца.

3. Кампания про новогодний розыгрыш и кота Вжуха

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

Раскроем тему котиков в нейронках сильнее.. В кампании про новогодний розыгрыш и кота Вжуха мы хотели использовать мем с этим очаровательным вредным котом-волшебником, но сделать его Ситидрайвовским.

Не только ради стиля, но и избежания проблем с авторскими правами. При этом кост на производство ролика был небольшой, а времени ещё меньше. Решили стилизовать его нейронкой. М–Ж неплохо справляется с референсами, но нужен опыт, чтобы совладать с буйной фантазией неройнки. Вот какие результаты получались в начале:

Как нейросеть сэкономила дизайнерам Ситидрайва 750000 ₽ и 80 рабочих дней

После простого промта было понятно, что референс “as illustration” не очень информативен для нейросети. Да и самого кота М–Ж распознал только 1 из 4 раз. Злобная птица в колпаке — мой любимый результат. Пришлось помогать и говорить, что это кот, и какой стиль мне нужен. Вот ещё несколько забавных попыток:

После ещё нескольких попыток с референсом, я решил повеселиться и сделать такой запрос «‎angry cat in a hat casting spell with magic wand, shonen»‎ (Сёнен — это такой жанр аниме, преимущественно для подростков, обычно посвящённый дракам и какому-то движу, обложки там все эпичные). Получилось абсолютно прекрасно.

Стиль оказался слишком не в бренде, и я смешал оригинальный мем с последним результатом и получил нечто среднее. Всё еще кот, но уже не такой анимешный (всё-таки аудитория у нас очень разная, и нужно было никого не напугать). И получился неплохой результат, который ещё пришлось немного подлатать. Кстати, наши 3D–иллюстрации я тоже стилизовал в 2D стиль кота, кажется, получилось неплохо.

Все иллюстрации бы вышли около 50 000 – 70 000 ₽, а производство бы заняло около 1–2 недели. Записываю в экономию!

Планы по использованию искусственного интеллекта в дизайне

Сейчас я хочу найти универсальные промпты 2D и 3D стилей для генерации изображений в нашем брендбуке. Чтобы результат был более предсказуем, а время на подбор промта было в разы меньше. Наш 2D стиль достаточно сложный — он характеризуется комиксной рисовкой с сильной перспективой, и проблема его применения в том, что не каждый художник способен с ней работать. Особенно в каком-нибудь фишай-стиле. Midjourney в этом плане справляется проще.

Моя цель – создать промпт, который позволит любому человеку из команды написать ключевые слова его задачи, например, «человек за рулём автомобиля»‎ и добавить какие-то универсальные фразы, например, «strong perspective, comic style», и получить иллюстрацию в нашем фирменном стиле. Останется только описать сцену более детально.

5 советов начинающим

  1. Нейросеть может легко подкинуть вам новую идею для иллюстрации. Чем короче описание промта, тем больше вариативность в результатах генерации, а чем подробнее прописываешь детали – тем более предсказуемым получается изображение. В итоге слишком подробное описание ведёт к зацикливанию на одном варианте, похожем на первоначальный. Поэтому рекомендую начинать с короткого описания, постепенно уточняя детали.
  2. Нужно понимать, что легко сделать картинку «бабочка порхает на фоне заката» – нейронка выдаст кучу всего красивого. Совсем другой скилл – преломить конкретную задачу. Например, «создать машину с открытой дверью и фиолетовым великаном на заднем плане» – может стать своего рода танцем с бубном. Дело в том, что М–Ж учитывает порядок слов, крайне важны пунктуация и синтаксис. Убедитесь что самое важное вы написали в начале запроса.
  3. Не отчаивайтесь, если картинка местами не идеальна, всегда можно изменить локальные детали, особенно это просто, если у вас есть Adobe Firefly.

  4. Теория искусства и насмотренность — ваш друг. Когда вы знаете какого-то автора или жанр изображения, точные названия специфичных визуальных приемов, это сильно облегчает вам работу по поиску стиля.

  5. Сейчас на видеохостингах великое множество бесплатных материалов, в том числе переведённых с английского языка. Советовать конкретные видео не буду, так как в нейросетях постоянно выходят обновления, и лучше смотреть самые свежие обзоры. Вдруг, вы читаете эту статью через год! Начните с запроса на «Как составить правильно промт» – это лучший совет, который я могу дать, еще лучше, если сразу на английском.

Midjourney – это полноценный инструмент, который нужно изучать также, как After Effects, Blender или что-то подобное. Только он развивается ещё быстрее.

Заменит ли нейросеть иллюстратора?

Как говорится, «Not today, Satan». Мы по-прежнему обращаемся к фрилансерам за качественными иллюстрациями. Дело в том, что иллюстратор – это не просто руки, которые рисуют по техническому заданию. Хороший иллюстратор вкладывает в работу идею, пытается зацепить зрителя, вызвать эмоцию. Результаты Midjourney довольно случайны, нейросеть не думает о том, как аудитория отреагирует на картинку. В ней нет остроумия, тонкого юмора. В работе иллюстратора важно его личное видение, идея. Именно это делает его искусство ценным и неповторимым.

И финальное — экономия от работы с нейросетью в течение года составила 750 000 ₽ и 82 дня.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новые статьи от команды Ситидрайва :)

3535
33
16 комментариев

Сэкономили, а результат то так себе вышел

3
Ответить

Да отличный результат у них вышел. Любая бизнес графика она для бизнеса, прибыли делается в первую очередь, для текущей задачи, которая скоро закончится и начнется скоро много других. Прочитал эту статью и довольно ухмыльнулся про себя, что лет 10 назад принял верное решение не идти развиваться как графический дизайнер для бизнеса, а заняться другими вещами. Сейчас те, кто дизайном занимаются начинают тихо плакать в подушку от того, как чуть ли не любой петявасямишиндруг может делать в среднем просто нормальную смотрибельную графику, и они становятся такими же ненужными как сейчас не нужны те, кто по перфокартам программировал.

4
Ответить

Результат откровенное говно.

Ответить

Если у вас есть собственный стиль 3d-иллюстраций, то попробуйте Recraft. Мы добились очень приемлемого результата в воспроизведении в нем иллюстраций объемных объектов в нашем стиле, которых нет в нашей библиотеке.

2
Ответить

Для более точной стилизации и привязки нейронки можно попробовать добавить в запрос --cref/загрузить сюда ссылку картинки --cw 80 . Эти 2 параметра вместе вносятся, в --cw от 1 до 100 насколько придерживаться рефа картики

1
Ответить

Я тоже Recraft использую

Ответить

Это проект Мегафона?

Ответить