Поколение Z: секреты привлечения и здоровых рабочих отношений с зумерами

Поколение Z: секреты привлечения и здоровых рабочих отношений с зумерами

За свою долгую практику работы в сфере HR я сталкивалась с представителями разных поколений. У каждого из них свои ценности, подход к трудовой деятельности и мотивация.

В этой статье я расскажу об особенностях поколения Z, чем они могут помочь бизнесу, как привлечь их в свою компанию и как удерживать. Приятного чтения! Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях.

Кто такие зумеры?

«Зумеры» (Generation Z, пост-миллениалы) – согласно Теории Поколений, это молодые люди, родившиеся в период с 2000 по 2011 год.

Это поколение Digital, возникшее в период глобализации и цифровизации. Они с детства используют гаджеты, разбираются в трендах и технологиях. Можно сказать, что зумеры находятся между виртуальностью и реальностью и хорошо ориентируются в обоих направлениях.

В последние несколько лет представители поколения Z занимают примерно 25% рынка труда. Это значительная часть потенциальных работников, которых важно рассмотреть в качестве кандидатов, ведь дефицит кадров только набирает обороты.

Но их взгляды на карьеру отличаются от представителей других поколений. В чём особенность зумеров и как выстраивать с ними коммуникацию на работе разберёмся дальше.

Особенности поколения Z

Зумеры ориентированы на получение удовольствия во всех сферах своей жизни. А значит и работу они будут выбирать ту, которая соответствует их мироощущению. Поколение Z делает ставку на собственный комфорт и точно знает, чего хочет добиться. Давайте рассмотрим их качества, которые важно учитывать работодателю при привлечении молодых сотрудников.

Представитель поколения Z
Представитель поколения Z

Ценности, ориентиры и мотивация

Одна из главных особенностей представителей GenZ – это работа со смыслами. Молодое поколение хочет получать признание. Им важно понимать, что выполняемые ими задачи ценятся и приносят пользу. Кроме того, большинство зумеров выбирают компании, которые близки им по ценностям и убеждениям.

Исследования говорят, что 50% представителей поколения Z отказываются от работы на проекте, основываясь на личной этике. И 44% по той же причине отказались от работодателя. По данным Deloitte, для 86% зумеров наличие смысла и цели необходимо для удовлетворенности работой и хорошего самочувствия.

Поколению Z свойственна откровенность, они не стесняются прямо сказать руководителю о своём недовольстве. Также важным критерием для них является гибкость. Она проявляется как в подходе к работе и графику, так и в мышлении. Если сотрудник ответственный, то он может, например, отпроситься на полдня, чтобы выспаться, но при этом выполнит свою задачу в срок. Подобная модель непривычна руководителям старой закалки, но она может стать показателем прогрессивности и лояльности компании к сотрудникам.

Технологическая экспертиза и цифровые навыки

Зумеры с детства используют гаджеты и проводят время за компьютером. Поэтому они хорошо разбираются в технологиях и быстро адаптируются к инновациям. Такая особенность может помочь бизнесу расширить границы технических возможностей.

Ворк-лайф баланс

Один из ключевых трендов, отделяющий зумеров от поколения трудоголиков – соблюдение work-life balance. Они чётко разделяют работу и личную жизнь, сортируют задачи и выстраивают границы: не отвечают на сообщения после окончания рабочего дня, не соглашаются на переработки, распределяют задания на день.

Дисциплина и коммуникация

Из исследований вытекает, что у зумеров есть сложности с коммуникацией. Они могут не включать камеры на видеовстречах, избегать разговоров с HR, иногда молча пропадают с собеседований.

Ещё одной трудностью во взаимодействии с представителями поколения Z эксперты называют пробелы в дисциплине. Некоторые молодые специалисты срывают дедлайны, а другие прибегают к «гостингу», то есть, внезапно исчезают и не выходят на связь.

Подобные особенности делают очень важным умение находить общий язык с пост-миллениалам и выстраивать с ними рабочие отношения.

Ценности миллениалов и поколения Z
Ценности миллениалов и поколения Z

Привлечение зумеров в компании

Для того, чтобы привлечь в свою команду представителей поколения Z, мало просто учитывать свойственные им особенности. Необходимо работать над корпоративной культурой и обращать внимание на аспекты, по которым сами зумеры выбирают работодателя.

Развитие привлекательного бренда и корпоративной культуры компании

Поколение Z оценивает компании не только по заработной плате и условиям труда, но и по внутренней культуре взаимодействия. Они ценят заботу, уважительные отношения в коллективе. Для них также важно, чтобы работодатель открыто транслировал свои ценности и миссию, озвучивал цели. HR-бренд компании должен отражать суть бизнеса. Тогда развитие имиджа поможет привлечь единомышленников.

Активное присутствие в цифровых каналах

Зумеры практически не расстаются со смартфонами и потребляют много контента. Если вы хотите заинтересовать их, обратите внимание на привлечение через социальные сети, профессиональные платформы и цифровые сообщества. Если пост-миллениалы не смогут найти о вас никакой информации в интернете, это с большей вероятностью отпугнёт их, чем заинтересует.

Гибкие форматы работы и карьерные возможности

Поколение Z ценит гибкость и возможность работать в режимах, соответствующих их образу жизни. Удалёнка давно стала для них нормой: многие зумеры, особенно в период пандемии, даже защищали дипломы дистанционно.

Вы можете рассмотреть для своей компании гибридный формат занятости, работу из дома или выстроить гибкий график для отдельных сотрудников в случае необходимости. Это положительно скажется на привлечении молодых специалистов, которые ценят свободу и удобство. А уже нанятым сотрудникам продемонстрирует лояльность компании.

Карьерные перспективы

Молодые специалисты часто ищут компании, где предлагаются ясные перспективы карьерного роста. Обязательно пропишите, какие возможности для этого предусмотрены у вас в компании. Расскажите о составлении карьерных треков. Чёткая структура и возможность развития привлечёт соискателей ещё на этапе рассмотрения вакансии.

Удержание представителей поколения Z

Исходя из своего опыта, могу ещё раз подчеркнуть, что для зумеров в работе важны комфорт и технологичность. Но эмоционально вовлекаться в задачи и погружаться глубоко многие из них не готовы. Чтобы заинтересовать GenZ, необходимо использовать нетипичные инструменты и уделять им больше внимания на этапе адаптации.

Геймификация

Для зумеров, выросших в цифровую эпоху, игровой подход к работе может стать мощным инструментом мотивации и вовлечения. Использование элементов геймификации в рабочих процессах или обучении позволяет создать интерактивные задачи, ставить цели и получать за них награды. Это стимулирует к достижению результатов и не только делает рабочую рутину более интересной, но и способствует повышению производительности.

Наставничество и развитие

Одной из ключевых потребностей зумеров является возможность непрерывного обучения и развития. Так как молодые специалисты не отличаются самостоятельностью в принятии решений, лучше всего закрепить за ними наставника, который поможет разобраться с процессами. Особенно, на этапе онбординга. Программы наставничества позволяют строить долгосрочные отношения с молодыми специалистами и передавать им знания о ценностях компании.

Зумерам нужен другой менеджмент

Традиционные методы управления могут оказаться неэффективными. Зумеры ожидают более гибкого и открытого подхода со стороны руководства, который учитывает их индивидуальные особенности и предпочтения. Важно стремиться к созданию дружелюбной и поддерживающей атмосферы, где каждый сотрудник чувствует себя важным и уважаемым.

По данным исследования Intoo & Workforce Intelligence
По данным исследования Intoo & Workforce Intelligence

Чтобы избежать у зумеров ощущения «представленности самим себе», внедрите в свою компанию перфоманс-ревью, где раз в несколько месяцев сотрудник сможет честно и открыто высказаться о процессах в компании, своём самочувствии и амбициях. Эту встречу может проводить как HR-специалист, так и руководитель.

Обратная связь

Регулярная и конструктивная обратная связь играет важную роль в удержании зумеров. Они ждут честной оценки своей работы, но и здесь есть нюанс: обратная связь должна подчёркивать положительные моменты профессиональных компетенций, а критика должна быть конструктивной, но мягкой.

В заключение

Работа с представителями поколения Z требует не только технологичных решений и комфортных условий труда, но и глубокого понимания их ценностей и ожиданий. Молодые кадры оказались более требовательны к работодателю, но их ценностный подход позволяет бизнесу меняться в лучшую сторону и быстрее адаптироваться к изменениям.

Я считаю, что процессы в работе должны строиться вокруг людей. И мне откликается то, что происходит на рынке труда благодаря зумерам. Работодателям ещё предстоит научиться выстраивать отношения с новым поколением и я надеюсь, что моя статья поможет вам в этом.

33
11
4 комментария

Татжики и узбеки со временем их всех заменят. Азиаты более стрессоустойчивы и не обижаются на начальство.

Ответить

У Зумеров сильные карьерные стремления, они готовы много работать и обучаться новому. Тем более, представители поколения Z занимают примерно 25% рынка труда, а в направлениях digital - ещё больше. Поэтому мы не можем сбрасывать их со счетов.

Ответить

Усредненно:
- хотят сразу много денег,
- втыкают в телефон весь день,
-включают громко говномузыку (попсу),
- истерят по любому поводу

Ответить

Несомненно у поколения есть свои особенности и предпочтения. Но это не мешает проявлению талантов. Поколение Z уникально своим взглядом на жизнь, и их вклад в наше общество еще предстоит оценить.

Ответить