Как за год я с нуля построил зарубежный нетворк 18,000 и организовал 7 VC конференций от 500 до 3,200 регистраций
Студию я так и не запустил, но название моего тг-канала осталось с тех времен "Макс Погуляев строит стартап-студию".
Я проводил эксперимент с песочнией стартап-студией - собрал 8 групп из русско-говорящих ребят, сам сооснователем студии не стал, но предприниматели из 2-3 групп продолжают работать в направлении своих студий.
С этого момента я стал делать контент только на тему стартап-студий. Записал интервью практически у всех русско-говорящих фаундеров студий и продолжил записывать на англ.
Если выстрелило на русском – то может выстрелить и на английском.
Мой материал на русском в принципе тянул быть одним из лучших и на английском. Я потратил еще несколько месяцев, чтобы доработать его.
Я не был уверен, как его продвинуть за рубежом. У меня было примерно 7-8 человек в списке ожидания на английском – с кем-то в разговорах я упоминал, что планирую опубликовать большой материал про стартап-студии. Эти 7-8 человек пришли из личных разговоров и каких-то VC вебинаров где в комментариях я упоминал про свой материал.
Надо собрать еще человек 10-15, чтобы уж хотя бы для 20 людей переводить и постить на англ, подумал я. Я за 15 минут запилил пост:
Я опубликовал его буквально за 3 минуты до онлайн-звонка. И увидел первый + через 30 секунд, затем еще 5 плюсов до конца первой минуты, затем каждую минуту прибавлялось по 10-15 комментариев. Я сидел на звонке и обновлял пост – я был в шоке, что так много людей оставляли комментарии. К концу моего звонка там было возможно около сотни и пары сотен комментариев. Это был круто.
Итого пост набрал:
АААААА.. что делать? там такие крутые люди в комментариях ждут того, что я пришлю им свой материал про стартап-студии. Ну, я не могу прислать то, что у меня было... Я должен сделать вообще все круто.
Итого я засел на неделю дорабатывать материал. За следующую неделю я открыл столько новых источников, возможностей, а главное контактов и инсайтов от людей, что мне понадобилась еще одна неделя. Затем, понял, что можно свое исследование провести, начал собирать данные и анализировать. Добавил вот это ниже на основе 400+ стартап-студий и 1800 стартапов из студий:
И еще неделя, и еще. Итого +1.5 месяца, когда в итоге я опубликовал свой материал 4 сентября 2023 и анонс к нему в LinkedIn (пост длинный, поэтому публикую двумя скриншотами)
Он набрал меньше реакций, но думаете я расстроился? Главное, что среди репостов были очень крутые люди – студия Science с экзитом на 1 миллиард долларов (кстати, их CEO спикерила у нас на последнем ивенте); основатель студии с 3 юникорнами в портфолио
"Как бы завирусить пост?" стало причиной нашего комьюнити и конференций
После того как анонс выстрелил на 2000 комментариев, я начал думать - ОК, теперь когда я публикую посты, мне надо предлагать плюшку за комментарий. Поэтому когда я публиковал уже главный пост, то я решил в качестве бонуса предложить invite-only p2p startup studio group. Это помогло посту набрать много просмотров и реакций.
И у меня образовалось несколько сотен людей, которые ждали эту группу стартап-студий.
Я подумал – ОК, сделаем тогда конференцию со студиями, чтобы выполнить обещание.
Я почувствовал самый большой в моей жизни персональный Product Market Fit
Но прежде, чем организовать эту конференцию, я просто был завален LinkedIn сообщениями и email. Я буквально не мог на них ответить. Их были сотни. И как только я отвечал на следующие 50 за день – у меня прибавлялись десятки новых. Мой календарь был забит звонками на 3 недели вперед. Зарубежный нетворк level 3.
Только через 1.5 месяца я смог увидеть inbox 0 в email и LinkedIn.
Пришло время организовать первую онлайн-конференцию.... за 10 дней
Я написал самым крутым спикерам, кого знал за счёт своего материала. Сообщение было примерно таким (имя обрезано):
Обратите внимание, что сообщение выше длинное, но отправлено людям, которые меня знают хорошо – поэтому они всё прочитают и примут решение. Я бы не отправлял такие длинные письма незнакомым людям. Незнакомым лучше в 2-3 раза короче.
Спикеры соглашались, видя какой трекшен получил мой материал. Но некоторые не верили, что за 10 дней получится организовать конференцию на 100+ участников:
Офигеть х3 от 500+ регистраций за первые 3 дня
А вот так выглядел главный анонс, который итого набрал:
Счетчик рос очень быстро в Zoom – все были в шоке, включая спикера который и 100 людей не ожидал. Для многих это был самый крупный Зум в их жизни. И уже точно самый развлекательный. Всем понравилось, спикеры 🔥, контент 🔥, настроение 🔥. Я анонсировал наше платное комьюнити венчурных студий и получил первые продажи.
Мы начали только с темы венчурных студий – провели 2 конференции. Затем я попробовал VC Online Conference – тоже сработало. Затем еще Family Office Online Conference. Формула как в любом бизнесе или стартапе – занять маленькую нишу и стать там №1 и затем присоединять соседние рынки/аудитории. Есть такое понятине - beachhead market – сперва захватить или стать монополией на маленьком участке, затем, расширять дальше.
Изюминка или арбузы наших ивентов. Я всех шокировал тем, что вылил воду себе на голову в эфире первой конференции
Чтобы почувствовать что происходило на конференции, посмотрите интро за полминуты:
После каждой конференции мне писали, что это один из лучших ивентов, которые посещали люди, особенно в онлайн. За счет коротких презентаций 10 минут и большого количества интерактива, где мы просим участником приносить с собой хобби-предметы, домашних животных, книги или фрукты (каждый раз новая тема) – внимание удерживается хорошо. Вот такие фото я обычно делаю перед ивентами в зависимости от тематики:
Люди говорят, что планировали фоном послушать конференцию, но были прикованы к экрану и всему происходящему. Классные спикеры + разнообразная сжатая программа (обычно делаем конференции 2.5-3.5 часа) = хорошее внимание и дослушиваемость. Обычно к концу у нас остается около 50% от пика участников.
Прочитайте вот этот отзыв после того как я играл 1 руку в покер во время конференции, между выступлениями основателя TechStars, основателей фондов фондов и других GPs / LPs:
А если хотите увидеть как торт прилетел в моё лицо (то, что было описано в отзыве выше), то это здесь.
Чем неугодили арбузы? На последней конференции чтобы выделять наши сообщения среди сотен сообщений участников в чате, мы использовали emoji арбузов 🍉. Это выглядело так в комментариях:
Но от одного спикера мы получили сообщение "Also, can you please stop using the watermelon emoji? It’s very offensive to Jewish attendees." – мы не сразу понял, но начали использовать яблоки. Оказывается символ арбуза стал поддержкой Палестины.
Кстати, раньше нас хейтили во время второй конференции, что не было женщин среди приглашенных. На постере изначально было 12 мужчин. Даже несмотря на то, что мы звали женщин - как-то так вышло, что согласились только мужчины. Итого мы очень быстро буквально за сутки нашли трех женщин не тему венчурных студий. Спасли ситуацию, вторым анонсом. Теперь искать спикеров мы начинаем с женщин.
Отказать основателю акселератора 500 Startups? – Самое тяжелое решение, которое мне приходилось делать и самый тяжелый email, который я писал.
Когда мы начали готовиться к последнему ивенту Funds of Funds & Family Office Online Conference (наш 7 ивент), мне уже посчастливилось познакомиться с большим количеством фэмили офисов и VC фондов, включая основателя 500 startups – Dave McClure (зарубежный нетворк level 4). Мы позвали его на конференцию (еще бы – они инвестировали в 2500+ стартапов и имеют $2B+ в управлении) – он согласился. Но когда мы анонсировали ивент – появились первые комментарии, в курсе ли мы, кого зовем.
У Дэйва был скандал в 2017 году вокруг сексуализированного насилия с коллегами-женщинами, вышли материалы которые привели к тому, что он публично раскаялся и покинул пост CEO 500 Startups. Сообщения периодически проскакивали и некоторые были даже очень эмоциональные, но было сложно сделать решение отказать в этот момент.
Затем модератор не хотел модерировать эту часть, один из спикеров попросил убрать фото Дэйва с фото, затем одна спикер сказала, что отменит свое выступление из-за того что выступает Дэйв. К началу конференции вопрос встал очень остро и мне приходилось срочно менять все на ходу и все же отказать Дэйву в участии.
Последний ивент – очередной скачок возможностей
Мы получили 3200+ регистраций, 30+ спикеров и модераторов. Включая Royal Bank of Canada с $1 trillion в управлении – спикерили. А также многие другие инвесторы – 300+ Family Offices, 295 LPs, больше тысячи людей из VC фондов, 216 из Private Equity фондов, 570 ангелов, 500 венчурных студий, 182 фондов фондов.
Анонс получил рекордное количество реакций. А лендинг здесь.
При регистрации я спрашивал Assets Under Management. 25% участников предоставили и таким образом я насчитал дополнительно $600B в управлении.
После этого ивента считаю что достиг уровня зарубежного нетворка level 5. Впереди много возможностей и идей.
Всего этого бы не случилось без одного навыка
Писать. Чётко, коротко, по делу, цепляя людей с первых слов. Это самый важный скилл во всем написанном выше.
Я бы не привлёк людей на интервью. Мои материалы не завирусились бы про стартап-студии. Люди не зарегистрировались бы на конференцию, если бы я позволил себе одно или два лишних слова либо в теме письма, либо в первой строчке письма, либо в начале поста, либо на картинке к анонсу.
Я очень щепетильно отношусь к каждому слову в email, сообщении, и посте. Особенно в первых 50 символах, которые человек видит. Если вы не зацепили внимание и не подсветили главную боль вашей ЦА – ничего не сработает.
Проанализируйте начала сообщений в моих постах в LinkedIn и вы найдете, что даже когда они обрезаны – как ниже на скриншоте – там внутри что-то интересное и его не охота упускать (особенно если вы моя ЦА – основатели венчурных фондов, Limited Partners в фондах, Family Offices, венчурные студии и т.д.)
В email, например, никогда не пишу "Best regards" / "Hope you're doing well" и других вежливых фраз, я часто не пишу Hi, а сразу начинаю с имени. Занятые и успешные люди не читают длинные email. Paul Graham (основатель Y Combinator) пишет:
И отвечает за 2 часа. К сожалению, не то, что хотелось бы:
Поэтому я ищу людей в команду (вверху 4 вакансии указывал) с очень развитым навыком писать, чтобы делать более крупные офигенные онлайн ивенты, на которые Пол не сможет ответить отказом. GPT4o поможет вам писать на тройку, но без вашего скилла чувствовать, как люди воспринимают информацию – ничего не выйдет.
Давно я прочитал книгу "Пиши, Сокращай" и всем рекомендую.
Сколько денег мне потребовалось на старт? И на чем планирую зарабатывать?
До момента получения первой выручки с продажи комьюнити студий я вложил около 15 000 долларов, чтобы создать контент и работать вместе с ассистентом по разным вопросам.
Интервью с 3 камер мне обходились в среднем от 400 до 900 евро. Позднее я понял, что не так важно продакшен, сколько классные посты к анонсам и классные гости. Для видеоподкастов я использую Zencastr который стоит $20 в месяц. Раньше я снимал себя со второго ракурса с камеры жены, но это муторно и никак не влияет на просмотры. Я перестал записывать живые интервью, а также перестал вкладывать в удаленных операторов, которые снимают моих гостей с 2 камер.
Откуда выручка последнее время: продажа мембершип комьюнити венчурных студий (продавали от $2000 до $6500), спонсоры нашего нового Big Venture Studio Research 2024 (от $500 до $4500), спонсоры на нашей конференции (несколько $K за выступление), платные билеты на последний ивент (от $149 до $399) – 96% участвовали бесплатно, 4% купили билеты.
Рассчитываю на то, что основной доход будет от партнёрств с фэмили офисами и крупных инвесторов (кто может закоммитить от несколько $M в год в венчурные студии) – я планирую поставлять им deal flow в лучшие венчурные студии для инвестиций (например, такие как венчурная студия основателя Uber) т.к. у меня самый широкий нетворк (около 1000 студий по миру) и проводить due diligence на эти возможности.
Кстати, подкасты помогают открывать интересные сделки. Моё самое успешное интервью на английском языке (1.7к просмотров на Youtube), и 200+ лайков и комментариев в LinkedIn) закончилось моей (и еще других 10+ инвесторов) инвестицией в эту стартап-студию.
Call to actions – как получить доступ к нетворку из ~3000 международных инвесторов, кто участвовал на нашем ивенте?
1. Если вы прочитали целиком, то помогите мне увеличить охват и найти нужных людей в команду. Лайк/коммент как "спасибо", а также:
2. Если вы дополнительно можете порекомендовать мне крутых кандидатов (ниже), то я поделюсь базой участников-инвесторов (2900+), которые открыты для нетворка с нашей последней конференции – цена $399 (вам бесплатно за рекомендацию), а здесь показываю что внутри. Чтобы получить бонус, напишите мне кого рекомендуете и отправьте ссылку на эту статью вашему знакомому.
Я ищу удалённо с английским C1+: 1) Senior маркетолог / маркетинговый директор с опытом в VC; 2) Senior Business Development; 3) PR-специалист / журналист на тему VC; 4) Event producer / coordinator. Мой контакт в ТГ.
3. Если вдруг вы владелец ТГ-канала на около-бизнес тематику от 1000 подписчиков и готовы поделиться этой историей у себя – буду супер благодарен и подарю вам одну из своих любимых книг. Пишите.
4. Если хотите получить exposure для вашего фонда / стартапа на международном рынке – можем привлечь вас как спонсоров будущих ивентов или даже организовать ивент от вас. Пишите, пришлю предложение в ЛС.
Спасибо, интересно. Мой ТГ-канал пока меньше 1000, но зато в Линкедине 3300. Идея поделиться историей пришла примерно на середине повествования, а потом оказалось, что ты ещё и сам предложил)
у меня аналогичная ситуация)
Отличный огненный опыт!
Отличная статья
и супер история!!!!
Спасибо - шикарный материал!
Круто, Максим! Отличный результат! Сам интересуюсь темой венчурных инвестиций как частный инвестор и предприниматель, понимаю, что данный рынок мало изучен и не развит даже на Западе.
Максим, как нашли свою Founder-Market Fit нишу, как тестили гипотезы? Вдохновили.