Как назвать продукт? Пошаговое руководство

Здравствуйте! Меня зовут Денис Кучаев, руководитель Active360 CRM. В продолжении темы о нашей разработке пишу статью о том, как мы сделали руководство для нейминга и по нему придумали имя для CRM.

Как назвать продукт? Пошаговое руководство

Когда появилась задача придумать название, то сразу решили придумать руководство для придумывания. Чтобы не тратить время и ограничить блуждания по кругу, сразу решили сделать методику выбора имени. Методики, регламенты и чеклисты мы любим. Один раз хорошо подумали и дальше просто действуем по шаблону.

Записали руководство в базу знаний. Можете забрать себе и использовать для своих сервисов.

Вот эти правила на наших примерах:

1. Самое простое. Название не должно паразитировать на успешных конкурентах. Паразитирование поможет обратить на себя внимание, но в долгосрочную это не работает - продукт будет выглядеть подделкой или дешевым аналогом.

Поэтому никаких crm24, marketingforce и других паразитирующих названий.

1.2. Продолжение первого правила, название не должно быть пошлым безвкусным - никаких icrm например (отсылки к эплу это дурной тон).

1.3. Не должно быть ассоциаций с другими продуктами, сервисами из других сфер. Часть названий уже прочно ассоциируется с определённой областью. Если так назвать, то будет только мешать.

Пример: Если назвать «smart box» то это будет не слишком удачно, т.к. ассоциация с чем-то от умного телевизора, если «smart station» то, это нечто из мира умных колонок.

2. Хочется, чтобы пользователи легко использовали название в обиходе.

«Я в яндексе», «зайти в ВК, или зайди во вконтакте» - это хорошо. «Я в простой бизнес», как то-не очень.

3. Естественно нужно чтобы был свободный домен в интернете + название красиво и благозвучно писалось внутри адреса - .ru, .com. Пример: ClientDesk24.ru как то не очень, длинновато и 4 разных слова в адресе, client, desk, 24, .ru; или какой-нибудь Dynamicboxcrm.ru, пока прочитаешь, сломаешь глаз. А вот udesk.ru, было бы самое то.

4. Название должно быть коротким, одно или два слова - опять-таки для прагматичной цели использования в языке. Работая в b2b, периодически диктуешь или рассказываешь кому-то о своём сервисе, будет не круто каждый раз выговаривать «диджитал оушен сиарэм». Немного перекликается с третьим пунктом, только здесь для устного использования, а в третьем пункте, чтобы глаз не сломался пока читал.

5. Одно из главных - название должно вызывать какие-то ассоциации со сферой применения. Название должно помогать продукту на старте. По факту, если годами развиваешь свой продукт и он пользуется спросом, то дальше продукт поможет названию, и название превратится в бренд. Не особо имеет значение как называется продукт, если он длительное время рекламируется и вливаются деньги в его продвижение.

Но желательно, чтобы название всё же помогало на старте.

По личному мнению автора такие названия как: Яндекс, Битрикс, 1С, и другие новоизобрётенные слова - не удачные имена для старта. После раскрутки и завоевания лидерства, всё понятно - «ты что - это ж Яндекс. Гениально. Хочу также.» Да назовите как хотите, хоть «Dniwe» (Днище), а потом делаете лучший сервис и вливаете кучу денег. Через 10 лет напишут книгу «Dniwe путь к вершине, история одного креативного сервиса».

Пример из реального бизнеса - как по мне «Детский мир» «Мир кожи и меха» «100 шкафов» «Пив&ко» это более удачные названия, чем «Магнум» «Эльдорадо» «Вайдлбериз» (Вспоминается, что пришлось гораздо больше рекламы увидеть, чтобы они хоть как-то начало доходить, что они предлагают). Из свежего - пока «Вайдлбериз» не появился на каждом углу и моя жена не стала там постоянно закупаться, я даже понятия не имел, что это за непонятные розовые магазины появились.

6. Конечно можно накреативить, забить на пункты выше и придумать новое слово (гугл, трелло), тем более в IT на это тренд. Особенно испаноязоподобные - ЗОХО, Трелло, Таско.

7. Надо проверить, можно ли в России зарегистрировать торговую марку, которую придумали.

Кратко, как всё проходило у нас:

Сначала придумали это руководство.

Сразу стали обсуждать пункт 6 - придумываем или нет модное слово. Раз пошёл такой тренд на изобретение имён для сервисов - Трелло, Зохо, Slack.

В итоге решили что нет, делаем что-то более связное с предметной областью + добавляем в название обязательно CRM. Так как это помогает продвигаться на начальных этапах + сразу понятен продукт и чем может быть полезен.

Затем объявили по компании конкурс - пришлите свои варианты, если вдруг нам попадётся вау-вариант, то выдадим премию креативщику. Пришло чуть больше 200 вариантов.

Пока нам присылали варианты, мы собирали слова-ассоциации. Надо вызвать ассоциацию с некой системой, где есть всё для предпринимателя - продажи, маркетинг, работа с задачами, хелпдеск. Читаем профильные сайты по автоматизации управления, сайты конкурентов и другие рядом лежащие ресурсы, смотрим смыслы, фичи, и берём слова, которые передают эти смыслы. Примеры: cloud, platform, desk, smart, robots, client, manager, toolbox, flows, pipeline, и другие.

Далее пошёл отсев, шли по списку нагенерированных слов и отсеивали в соответствии с методикой выше.

После первого отсева из 200 слов осталось 12, ушли на отдых. Так ещё собирались 3 раза, после каждой встречи шортлист сокращался, пока не осталось два слова: udesk и active360 crm, space crm, fox crm.

В итоге, ещё после суток размышлений, решили, что всё-таки оставляем рабочее название - active360 CRM. Udesk у команды айтишников ассоциировался больше в сторону только функционала support desk'а. А неайтишники никак не реагируют на «desk», хотя лаконичное и красивое слово включает в себя некое «рабочее пространство» предприятия.

space слово красивое, но ассоциации у народа почему-то с космосом вылезли + слово вялое, нет в нём энергии.

fox - то же самое, + нет пересечения с предметной областью, + казалось бы при чём тут лиса + также не энергичное слово.

active 360 - слово красивое, благозвучное, ассоциируется с чем, то энергичным, по написанию не сложное и довольно известное. Несомненный плюс, что это название не занято. Вообще нет сервисов со словом active.

Также слово подразумевает проактивность, умную систему, которая сама помогает управлять бизнесом. Собственно, продукт про это. Приставка 360 - передаёт комплексность продукта, который выливается в систему all-inclusive для управления предприятием: маркетинг, продажи, поддержка, управление персоналом, задачами и другие модули. Это будет мощная всеохватывающая система, кастомизируемая под заказчика.

Спасибо, что прочитали, надеюсь поможет. Ну или надеюсь, что скоротали время с этим текстом в метро/такси.

88
27 комментариев

active360 ассоциируется с каким-то мертворожденным сервисом от Microsoft времён Windows 8

4
Ответить

Так и что с правилами "чтоб адрес состоял не из 4 слов", "чтобы клиент мог легко произнести "я пользуюсь эктив триста шестьдесят си эр эм"? Это по-вашему равносильно "я в вк"? 

3
Ответить

Если бы я был клиентом обсуждаемой системы, то, вероятно, говорил бы знакомым:
— Я в «Акти́ве»! )))

1
Ответить

Нарушаемс
Но правило имхо не плохое, стоит задуматься хотя бы об этом 

Ответить

Как это Яндекс не «говорящее название» на старте? Очевидно, авторы просто не вели интернет-деятельности во время старта Яндекса )
Яндекс это прямая переделка слова Индекс, известного каждому компьютерщику тех времён, да и теперь. Яndex это Index, первая страница для «Я», то есть «для меня», и это вполне очевидное название.
По-моему, прекрасно обыграно!
Если что, я не приверженец самой их экосистемы )

3
Ответить

Спасибо, я не знал(

1
Ответить

Ага. А Трелло ассоциируется со звоночком: дзынь, задача готова!

1
Ответить