Как обойти систему: 3 универсальных навыка для конкурентоспособности
Что хочет услышать от вас работодатель / заказчик?
Спойлер: что вы профессиональны, инновационны и адаптивны.
Рассказываю о том, как избежать гонки за навыками и при этом соответствовать безжалостным требованиям рынка труда.
Прошли те времена, когда система “получил хорошее образование и пошел работать хорошую работу” была безупречной. Ну или почти безупречной. Сегодня мы бежим непрерывную гонку со временем, новыми технологиями и модой на soft skills. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и гибкость мышления стали единственными спасительными якорями для тех, кто всячески пытается не слететь с корабля современности.
Открывая сайты с вакансиями, мы видим миллионы требований. Там вам и проактивность, и владение миллионом инструментов, и коммуникативность (100 level, конечно же, не меньше), и еще сотня важных и нужных навыков. Кажется (нет, не кажется), что просто невозможно освоить весь спектр обозначенных компетенций. И здесь наша задача - спроектировать такую траекторию самообучения, которая с одной стороны, давала бы нам фору перед конкурентами, а с другой стороны, не перегружала бы нас лишним обучением.
Для каждого направления будет свой набор компетенций, которые надо повышать. Но есть и те навыки, которые сегодня будут полезны всем. Ну или почти всем. И именно они позволят вам решить сразу несколько задач:
- повысить свою конкурентоспособность на рынке труда
- повысить свой доход путем оптимизации трудозатрат
- продвинуться по карьерной лестнице
Иными словами, нам нужны универсальные и гибкие навыки, которые можно адаптировать под любую работу и заставить работать на себя (как зачетка отличника 3 курса😐).
Навык управления проектами.
Проекты - это тренд. Проекты - это современный “международный” язык рынка труда. Посмотрите, как много вокруг проектов. В образовании, предпринимательстве, IT… везде проекты. Можно быть учителем, а можно работать веб дизайнером, но почти везде вас коснется пресловутая проектность.
“Какие проекты вы можете считать самыми успешными в своей карьере?”, “Как вы бы выстроили проект повышения квалификации сотрудников нашей компании?”, “У нас для вас интересный дизайн проект на реализацию”...
Потому что проекты - это новый формат трудового мышления и бизнеса в целом. Управление проектами позволяет структурировать работу, установить цели, определить задачи и план действий для их достижения.
Почему всем нужно проектное мышление:
- Эффективность: Проектное мышление позволяет более эффективно управлять задачами, ресурсами и временем для достижения поставленных целей.
- Управление сложностью: Проектное мышление помогает разбивать сложные задачи на более управляемые части.
- Инновации: Проектное мышление способствует появлению новых идей, инноваций и креативных подходов к решению проблем, что может быть полезно для всех сфер деятельности.
Для того, чтобы начать говорить с работодателями и заказчиками на одном языке, важно освоить хотя бы азы управления проектами, понять их логику.
Нужно ли бежать на курсы? Если вы не менеджер по проектам и не стремитесь им стать, то можно ограничиться базовыми знаниями. Мы рекомендуем начать с того, чтобы прочитать книгу формата “Введение в управление проектами”. Совершенно не нужно вникать во все нюансы, наша задача - уловить ключевые аспекты.
Вот лишь небольшая подборка вариантов:
- Учебник: Боронина, Л. Н. Основы управления проектами (вот тут есть в бесплатной версии)
- Основы управления проектами. Дэннис Локк
- Управление высокотехнологичными программами и проектами. Рассел Д. Арчибальд
Изучение управления проектами позволит вам планировать, координировать и контролировать выполнение проектов, достигать поставленных целей и соблюдать сроки. Изучение методологий управления проектами, использование инструментов для планирования и управления проектами, а также умение работать с командами и ресурсами помогут успешно применять этот навык.
Навык использования нейросетей:
Изучение и использование нейросетей также является одним из важных хардовых навыков. Знакомство с возможностями генеративного искусственного интеллекта сегодня практически необходимо для решения самых разных задач и увеличения дохода.
Почему вам это точно надо:
- автоматизировать различные виды задач: маркетинговые, управленческие, продуктовые, дизайнерские и аналитические,
- генерировать текстовый контент,
- готовить отчеты,
- создавать презентации,
- быстро анализировать большой объем информации.
Это самый минимальный список аргументов. Учителя могут готовить домашние задания при помощи нейросетей, менеджеры - анализировать данные и формировать прогнозы, дизайнеры - создавать и дорабатывать свои проекты, стартаперы - экономить на найме сотрудников и генерировать идеи и оптимизировать работу, блогеры - составлять контент планы и писать посты… В общем, сложно придумать область, в которой нет места нейросетям.
Как научиться?
Можно пойти на классические курсы. Пример - курсы от Skillbox или Нетологии. Стоимость обучения не самая маленькая, но зато - просто приходи и учись. Можно пойти самому осваивать все нюансы. В свободном доступе - много статей и видео по освоению навыков промтинга и генерации контента. Удовольствие бесплатное, но отсутствие системы может сыграть злую шутку.
Можно найти компромисс - пройти программу самообучения. Пример - NEКУРСЫ, программа “Нейросети для новичков”.
Навык коммуникации, деловой переписки и виртуального сотрудничества.
Никому не нужен интроверт и бука, который ни с кем не хочет общаться, а в деловой переписке нарушает корпоративные нормы и заставляет краснеть руководство. И даже программисты, которые еще лет 15 назад могли позволить себе гордо восседать за столом с 10 грязными чашками и обходиться лингвистическим запасом в 10 слов. Все, что не работает на бизнес, работает… против вас. Извольте проявлять эмпатию, уметь проводить переговоры и блистать эмоциональным интеллектом.
В целом, все мы усвоили базовые правила коммуникации.
Не надо панибратски бить нового партнера по плечу, смеяться так, что слышно в соседнем кафе и прочие премудрости этикета.
С цифровым этикетом все не так однозначно. И вот это - то, на что стоит обратить внимание. По мнению предпринимателей, с быстрым распространением электронной коммерции бизнес должен быть открытым и коммуникативным. Задача любого сотрудника - не только грамотно общаться, но и писать грамотные, лаконичные и понятные письма с правильной структурой и лексикой.
На условном собеседовании вы должны показать, что вы управляете коммуникацией устно и письменно. Продаете ли вы люстры клиентам, работаете ли с подрядчиками или управляете небезызвестными нам проектами - вы должны уметь грамотно выстраивать диалог.
Как развить навык?
- Если вы глубоко в душе чувствуете, что это тот случай, когда начать надо “с начала”, то можно выбрать базовый курс по этикету. Такой есть, например, у 4brain.
- Если хотите сделать акцент на коммуникации и диалоге - можно рассмотреть курс от Level One - «Как убеждать людей и побеждать в спорах»
- Moscow Business School предлагает курс «Эффективные коммуникации: навыки убеждения, аргументации и самопрезентации. Повышение квалификации».
Отдельная категория - навык написания деловых писем. Практика показывает, что если устно договариваться многие из нас научились, то с ведением грамотной переписки в корпоративном сообществе беда. Предлагаю программу самообучения от NEКУРСЫ - “Как писать деловые письма”