Как обойти систему: 3 универсальных навыка для конкурентоспособности

Что хочет услышать от вас работодатель / заказчик?

Спойлер: что вы профессиональны, инновационны и адаптивны.

Рассказываю о том, как избежать гонки за навыками и при этом соответствовать безжалостным требованиям рынка труда.

Прошли те времена, когда система “получил хорошее образование и пошел работать хорошую работу” была безупречной. Ну или почти безупречной. Сегодня мы бежим непрерывную гонку со временем, новыми технологиями и модой на soft skills. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и гибкость мышления стали единственными спасительными якорями для тех, кто всячески пытается не слететь с корабля современности.

Игры современных канатоходцев

Открывая сайты с вакансиями, мы видим миллионы требований. Там вам и проактивность, и владение миллионом инструментов, и коммуникативность (100 level, конечно же, не меньше), и еще сотня важных и нужных навыков. Кажется (нет, не кажется), что просто невозможно освоить весь спектр обозначенных компетенций. И здесь наша задача - спроектировать такую траекторию самообучения, которая с одной стороны, давала бы нам фору перед конкурентами, а с другой стороны, не перегружала бы нас лишним обучением.

Для каждого направления будет свой набор компетенций, которые надо повышать. Но есть и те навыки, которые сегодня будут полезны всем. Ну или почти всем. И именно они позволят вам решить сразу несколько задач:

  • повысить свою конкурентоспособность на рынке труда
  • повысить свой доход путем оптимизации трудозатрат
  • продвинуться по карьерной лестнице

Иными словами, нам нужны универсальные и гибкие навыки, которые можно адаптировать под любую работу и заставить работать на себя (как зачетка отличника 3 курса😐).

Навык управления проектами.

Проекты - это тренд. Проекты - это современный “международный” язык рынка труда. Посмотрите, как много вокруг проектов. В образовании, предпринимательстве, IT… везде проекты. Можно быть учителем, а можно работать веб дизайнером, но почти везде вас коснется пресловутая проектность.

“Какие проекты вы можете считать самыми успешными в своей карьере?”, “Как вы бы выстроили проект повышения квалификации сотрудников нашей компании?”, “У нас для вас интересный дизайн проект на реализацию”...

Все работодатели мира

Потому что проекты - это новый формат трудового мышления и бизнеса в целом. Управление проектами позволяет структурировать работу, установить цели, определить задачи и план действий для их достижения.

А что делаешь ты?

Почему всем нужно проектное мышление:

  • Эффективность: Проектное мышление позволяет более эффективно управлять задачами, ресурсами и временем для достижения поставленных целей.
  • Управление сложностью: Проектное мышление помогает разбивать сложные задачи на более управляемые части.
  • Инновации: Проектное мышление способствует появлению новых идей, инноваций и креативных подходов к решению проблем, что может быть полезно для всех сфер деятельности.

Для того, чтобы начать говорить с работодателями и заказчиками на одном языке, важно освоить хотя бы азы управления проектами, понять их логику.

Нужно ли бежать на курсы? Если вы не менеджер по проектам и не стремитесь им стать, то можно ограничиться базовыми знаниями. Мы рекомендуем начать с того, чтобы прочитать книгу формата “Введение в управление проектами”. Совершенно не нужно вникать во все нюансы, наша задача - уловить ключевые аспекты.

Вот лишь небольшая подборка вариантов:

  • Учебник: Боронина, Л. Н. Основы управления проектами (вот тут есть в бесплатной версии)
  • Основы управления проектами. Дэннис Локк
  • Управление высокотехнологичными программами и проектами. Рассел Д. Арчибальд

Изучение управления проектами позволит вам планировать, координировать и контролировать выполнение проектов, достигать поставленных целей и соблюдать сроки. Изучение методологий управления проектами, использование инструментов для планирования и управления проектами, а также умение работать с командами и ресурсами помогут успешно применять этот навык.

Навык использования нейросетей:

Изучение и использование нейросетей также является одним из важных хардовых навыков. Знакомство с возможностями генеративного искусственного интеллекта сегодня практически необходимо для решения самых разных задач и увеличения дохода.

Почему вам это точно надо:

  • автоматизировать различные виды задач: маркетинговые, управленческие, продуктовые, дизайнерские и аналитические,
  • генерировать текстовый контент,
  • готовить отчеты,
  • создавать презентации,
  • быстро анализировать большой объем информации.

Это самый минимальный список аргументов. Учителя могут готовить домашние задания при помощи нейросетей, менеджеры - анализировать данные и формировать прогнозы, дизайнеры - создавать и дорабатывать свои проекты, стартаперы - экономить на найме сотрудников и генерировать идеи и оптимизировать работу, блогеры - составлять контент планы и писать посты… В общем, сложно придумать область, в которой нет места нейросетям.

Как научиться?

Можно пойти на классические курсы. Пример - курсы от Skillbox или Нетологии. Стоимость обучения не самая маленькая, но зато - просто приходи и учись. Можно пойти самому осваивать все нюансы. В свободном доступе - много статей и видео по освоению навыков промтинга и генерации контента. Удовольствие бесплатное, но отсутствие системы может сыграть злую шутку.

Можно найти компромисс - пройти программу самообучения. Пример - NEКУРСЫ, программа “Нейросети для новичков”.

Скрин с сайта Stepik, где представлена программа
Скрин с сайта Stepik, где представлена программа

Навык коммуникации, деловой переписки и виртуального сотрудничества.

Никому не нужен интроверт и бука, который ни с кем не хочет общаться, а в деловой переписке нарушает корпоративные нормы и заставляет краснеть руководство. И даже программисты, которые еще лет 15 назад могли позволить себе гордо восседать за столом с 10 грязными чашками и обходиться лингвистическим запасом в 10 слов. Все, что не работает на бизнес, работает… против вас. Извольте проявлять эмпатию, уметь проводить переговоры и блистать эмоциональным интеллектом.

В целом, все мы усвоили базовые правила коммуникации.

Не надо панибратски бить нового партнера по плечу, смеяться так, что слышно в соседнем кафе и прочие премудрости этикета.
Все начальники мира

С цифровым этикетом все не так однозначно. И вот это - то, на что стоит обратить внимание. По мнению предпринимателей, с быстрым распространением электронной коммерции бизнес должен быть открытым и коммуникативным. Задача любого сотрудника - не только грамотно общаться, но и писать грамотные, лаконичные и понятные письма с правильной структурой и лексикой.

На условном собеседовании вы должны показать, что вы управляете коммуникацией устно и письменно. Продаете ли вы люстры клиентам, работаете ли с подрядчиками или управляете небезызвестными нам проектами - вы должны уметь грамотно выстраивать диалог.

Как развить навык?

Отдельная категория - навык написания деловых писем. Практика показывает, что если устно договариваться многие из нас научились, то с ведением грамотной переписки в корпоративном сообществе беда. Предлагаю программу самообучения от NEКУРСЫ - “Как писать деловые письма”

Скрин с сайта NEКУРСЫ
Скрин с сайта NEКУРСЫ
11
2 комментария

Интересный взгляд на важность проектного мышления и использование нейросетей

1
Ответить

Проектное мышление и умение работать с нейросетями — это, безусловно, важные компетенции для повышения конкурентоспособности. Однако нужно учитывать, что необходимость их освоения зависит от специфики работы и отрасли

1
Ответить