Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту

Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту

О компании

Metro Cash & Carry (METRO) – международная сеть гипермаркетов, которая специализируется на продаже продуктов питания и непродовольственных товаров как для бизнеса и профессиональных клиентов, так и для розничных покупателей. METRO работает в более чем 30 странах мира, в России первые торговые площадки появились в 2001 году, и с тех пор сеть значительно расширилась.

Компания ориентирована на предоставление качественных товаров по конкурентоспособным ценам. Ритейлер предоставляет широкий ассортимент продовольственных товаров, а также продукты и оборудование для офисов, магазинов, отелей и ресторанов. В России под управлением METRO находится 93 торговых офлайн-площадки и интернет-магазин.

Клиентоориентированность – базовая ценность компании, именно поэтому команда МЕТРО обратилась к платформе персонализации Gravity Field, чтобы построить идеальный клиентский опыт в своих eCommerce продуктах, сайте и мобильном приложении.

Персональный продавец-консультант для каждого покупателя онлайн-магазина – мечта или реальность?

Как повысить выручку и маржинальность eCommerce бизнеса, не увеличивая при этом инвестиции в привлечение трафика и цены на товары, оставаясь в нише дискаунтера?

Для решения этой непростой задачи команда METRO сделала ставку на умный онлайн-мерчандайзинг.

Что же это такое? Представьте, что при прогулке по сайту вам попадаются действительно нужные и актуальные товары, соответствующие вашим запросам и интересам: как будто опытный и чуткий консультант торгового зала навигирует вас по разделам, предугадывая ваши желания и помогая подобрать наиболее подходящий вариант. С его помощью у вас получится быстрее найти любимые товары, при необходимости отыскать замену, если товар больше не в наличии, или докупить к приобретенному что-то действительно нужное: хороший консультант всегда знает, какие закуски подойдут к вашему любимому напитку. Такой помощник сокращает время на поиск, выбор и делает шопинг приятным и продуктивным.

Алгоритмы, использованные на сайте до начала сотрудничества, не полностью удовлетворяли требованиям компании: зачастую в рекомендациях появлялись совершенно рандомные предложения, никак не связанные с актуальными запросами покупателей. Вряд ли сосиски по акции в рекомендательном блоке будут мотивировать на покупку пользователей, только что добавивших в корзину вино премиум-класса.

Онлайн-площадке очевидно требовался более гибкий инструмент.

"Мы с энтузиазмом взялись за проработку и тестирование рекомендаций. Возможности Gravity Field позволяют гибко, легко и быстро выстроить логику выдачи рекомендуемых товаров на уровне пользователя, не привлекая разработку. Мы быстро экспериментировали в режиме потока, выставляя фильтры рекомендательной выдачи, связывая категории, бренды и товары по необходимым нам правилам, учитывая ценовую чувствительность пользователя, проводили четкую сегментацию, подбирая к каждой отдельной аудитории свой заветный ключик."
Анна Сенькова
Менеджер по росту продукта Gravity Field

Точечная сегментация (вплоть до бренда девайса пользователя, времени активности, источника трафика, геолокации, деталей аффинити-профиля и т.д.) и раздельное экспериментирование с онлайн-мерчендайзингом для таких сегментов помогли интернет-магазину выстроить максимально подходящие разным покупателям рекомендательные блоки.

Один из важнейших моментов коммуникации с пользователем – карточка товара, где клиент изучает предложение и где формируется его впечатление и решение о покупке. Команда Gravity скрупулезно подошла к поиску решений по составлению релевантных рекомендаций в этой точке. Ниже мы расскажем о наиболее удачных находках.

Лучшее – друг хорошего

Команда Gravity Field подключилась к проекту в моменте, когда в карточке товара не было товарных рекомендаций. А/Б-тест с контрольной группой без рекомендаций и тестовой группой с рекомендациями, подобранными по стратегии “Покупают вместе”, показал хороший инкрементальный прирост.

Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту
Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту

Но хотелось большего. Добавление подобного рода рекомендаций – довольно стандартная, базовая практика, поэтому анализ кампании для находки уникальных решений продолжился. В ходе изучения оказалось, что у METRO есть 3 типа карточки товара: товары в наличии, товары, которые можно приобрести только в офлайн-магазине, и товары, которые раскупили. Команда Gravity начала тестировать рекомендации по различным стратегиям, исходя из типа карточки. Для карточек с товарами в наличии оставили исходный рекомендательный блок “Покупают вместе”, а для карточки с отсутствующим товаром подход изменили: теперь при клике по такой карточке отображался виджет со списком похожих товаров. Это позволило пользователю подобрать релевантную замену, не выходя из карточки и не тратя времени на поиск по другим разделам сайта.

Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту

Карточка товара, который можно приобрести только в магазине, пополнилась целыми двумя рекомендательными блоками: вместе с виджетом по стратегии “Похожие товары” был добавлен рекомендательный блок с товарами, которые покупают вместе. Теперь у пользователя появилась возможность приобрести необходимое, не выходя из карточки, и сразу же докупить к этому что-то еще.

“С помощью разделения типов карточек нам удалось добиться большей точности и релевантности товаров в соответствии с предпочтениями пользователя. Мы развернули широкую кампанию по поиску оптимальных решений, не останавливаясь на достигнутых результатах: изначально контрольная группа нашего A/B-теста не видела рекомендаций, для тестовой же мы их добавили. Следующим тестом провели сравнение контрольной группы, в которой уже были рекомендации по стратегии “Покупают вместе”, которые уже были протестированы на предыдущем шаге и давали хороший прирост, с тестовой группой с рекомендациями по другим стратегиям. Такое итеративное улучшение позволило добиться повышения конверсии по каждому из этих тестов.”
Анна Сенькова
Менеджер по росту продукта Gravity Field

Однако, нужно было не только добавить рекомендации, но и найти для них наиболее эффективное расположение. Стандартной локацией для рекомендательного блока является нижняя часть страницы, но исследование пользовательского пути показало, что при добавлении товара в корзину покупатель попросту не долистывает страницу до этого места и, завершив действие, уходит на другие разделы сайта. Блестящим решением оказалось перемещение виджета под кнопку о добавлении в корзину: сразу после клика чуть ниже появлялся компактный блок с несколькими товарами по стратегии “Покупают вместе”. Теперь рекомендации попали во вьюпорт (*видимая часть страницы без использования прокрутки) пользователя. Более того, блок появлялся на странице только после добавления товара в корзину, и в этом контексте заголовок “Часто покупают вместе” выглядел уже несколько неактуально и нелогично – поэтому мы решили протестировать гипотезу об изменения заголовка на более логичное и нейтральное “Вам может понравиться”.

Что же получилось? Тонкая настройка гипотезы и создание впечатления интерактивного общения сайта с пользователем (помните идею об ощущении присутствия “живого продавца-консультанта” в начале статьи?) принесло ощутимые результаты по сравнению с контрольной группой:

  • Увеличение конверсии в покупку +5,6%
  • Увеличение онлайн-выручки +6,8%
Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту

Для карточек с отсутствующим товаром рекомендательный блок также подняли выше: сначала был протестирован вариант с виджетом похожих товаров над описанием отсутствующего, но лучше всего отработала локация на самом верху страницы, которая принесла:

  • Увеличение конверсии в покупку +7,5%
  • Увеличение онлайн-выручки +4,2%
Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту

От статистики никуда не денешься, и команда Gravity не смогла проигнорировать тот факт, что 80% покупателей площадки METRO собирают корзину с мобильных девайсов. Тесты были разделены в разрезе используемых устройств, что помогло оставить удачные решения для аудитории с десктопа, приносящие стабильный аплифт, и проводить дополнительные тесты для категории, использующей мобильные. Особое внимание уделили рекомендательному блоку мобильной версии: изначально виджет отображался в виде горизонтального слайдера, но изменение дизайна на вертикальный список из 30 товаров, напоминающий листинг, принесло увеличение конверсии добавлений в корзину на 4,2% и фантастический прирост конверсии на 10,8% для сегмента пользователей с ранее совершенными покупками.

Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту
Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту

Персонализация продуктового листинга: все выше и выше!

Масштабная работа с рекомендациями проводилась практически во всех разделах онлайн-площадки, одним из самых впечатляющих кейсов стал эксперимент с рекомендательным блоком на страницах категорий. Изначально он располагался внизу страницы (как и в карточке товара) и состоял из популярных акционных товаров той же категории, которую рассматривал исходный пользователь. Но в ходе исследований веб-кампании было обнаружено, что клиенты практически не взаимодействуют с рекомендациями в листинге. В чем же дело? Специалисты из Gravity решили проработать гипотезу о расположении блока: для первого теста его передвинули в середину страницы категории. В ходе экспериментов рекомендации поднимались все выше и выше, и самым эффективным вариантом оказалась локация на первом ряду листинга, почти под заголовком. Вместе с самим виджетом ощутимо поднялись и показатели:

  • +4,41% по конверсии в добавление в корзину
Кейс METRO и Gravity Field: как умный онлайн-мерчендайзинг помогает построить идеальный клиентский опыт мировому FoodTech гиганту
“Для METRO, которая прирастает в диджитал канале двузначными цифрами, важно следить за динамикой спроса и персональным опытом клиентов, поэтому мы идем по пути работы с экспертами рынка, предлагающими качество и гибкость в реализации задач. Онлайн-витрины METRO – это возможность приобретения товаров онлайн у бренда с мировым именем, широким ассортиментом и гибкой ценовой политикой.”
Андрей Андреев
Руководитель направления мерчандайзинга электронной торговли METRO
22
1 комментарий

Отличный кейс!

Но чуть придерусь)

1. Не непонятно почему в начале была метрика в покупку, потом в корзину как KPI.

Оценивать по увеличению конверсии добавления в корзину неправильно, потому что она может быть (и скорее всего будет!) не транзитивна с покупкой.

К тому же изолируя эксперимент (тут карточка товара - так что давайте мерить по одним добавлениям в корзину) мы можем пропустить вторичные эффекты (человек быстро купил что нужно -> не стал бродить по магазину -> упала общая выручка)

2. И да - по идее целевой метрикой должно быть выручка на сессию или прибыль на сессию. Ведь увеличивая конверсию - вы можете каннибализировать средний чек

Ответить