Как искусственный интеллект изменит аэропорты в ближайшем будущем

Согласно опросу, проведенному международной компанией SITA, прохождение предполетных формальностей в аэропортах — самый неприятный для пассажиров этап в воздушном путешествии. Частым путешественникам особенно очевидно, сколько неудобств доставляют всевозможные процессы досмотров и проверок документов в аэропортах и как много времени они забирают! Ситуация усугубляется в разы, если с вами дети или люди с ограниченными физическими возможностями. Искусственный интеллект может значительно сократить и облегчить тернистый путь путешественника, а заодно полностью изменить большинство бизнес-процессов в современном аэропорту.

Как искусственный интеллект изменит аэропорты в ближайшем будущем

Идеальное путешествие

Парадоксально, но все необходимые технологии для упрощения и ускорения аэропортовых процедур уже есть.

Идеальная система может работать так. В момент покупки билета вы делаете селфи и скан паспорта. На основе блокчейна формируется уникальный цифровой идентификатор, который нельзя подделать и который будет сопровождает вас на протяжении всего путешествия. Компьютерное зрение на основе нейросетевого ИИ и блокчейна создадут защищенный информационный треугольник «лицо ― фото на селфи ― фото на паспорте», благодаря которому вас можно идентифицировать в аэропорту с помощью камеры со 100% точностью.

А дальше — магия. В аэропорту не потребуется каждый раз прикладывать паспорт: в большинстве случаев будет достаточно биометрии лица, чтобы нужные двери автоматически открывались перед вами. Не понадобится и посадочный талон ― его может заменить цифровой ID. Не нужны сотрудники, чтобы ставить штампики в паспорте...

Схожий подход уже применяется в автоматических кабинках пограничного контроля в Шереметьево. Но там есть свои нюансы: происходит сравнение лица с биометрическими данными в паспорте и проверка по закрытой государственной базе, к которой у других контрагентов доступа нет. А решение на базе блокчейна и без использования отпечатков пальцев может быть «открытым»: идентификация будет доступна всем участникам процесса перевозки на всех этапах путешествия.

Оформление багажа тоже можно автоматизировать. Так как информация о купленном билете может сразу попадать в базу предварительного информирования, можно сильно упростить работу службы транспортной безопасности, внедрив систему управления рисками на основе ИИ и сократив время досмотра для подавляющего большинства пассажиров. Например, если по результатам предварительной проверки пассажир не вызывает подозрений, можно отказаться от его досмотра при входе в аэропорт и даже не придираться к маникюрным ножницам или бутылочке воды в сумочке. Такой подход повышает уровень авиационной безопасности, поскольку у сотрудников аэропорта станет больше возможностей сфокусироваться на более насущных задачах. И хотя такой подход требует принципиального изменения нынешней парадигмы, в рамках которой подозреваются все пассажиры без исключения, за ним, несомненно, будущее.

Текущие реалии

К сожалению, описанная выше идеальная картина далека от реализации в большинстве аэропортов мира. Но уже появляются первые исключения. Например, токийский аэропорт Нарита, где киоски саморегистрации Face Express сопоставляют фото на паспорте с лицом пассажира, и все последующие этапы пассажир проходит по лицевой биометрии: пассажиру не требуется предъявлять ни паспорт, ни посадочный талон. Все сохраненные персональные данные автоматически удаляются через 24 часа, причем пассажиры, которые не хотят фотографироваться, могут воспользоваться обычными стойками регистрации.

Другой пример ― система SITA Smart Path, внедренная в Международном столичном аэропорту Пекина (Beijing Capital International Airport, BCIA), самом загруженным в Китае и вторым по загруженности в мире. С помощью технологии этого вендора аэропорт BCIA полностью автоматизировал путь пассажира от регистрации и сдачи багажа до пограничного контроля, досмотра службы безопасности и, наконец, посадки. Пассажирам достаточно зарегистрироваться только один раз во время регистрации, чтобы затем беспрепятственно путешествовать по аэропорту благодаря системе распознавания лиц. Повышение эффективности обработки привело к сокращению очередей: на обслуживание более 400 пассажиров при посадке в Airbus A380 стало уходить менее 20 минут.

Аэропорты Абу-Даби запустили проект Biometric Smart Travel, который позволяет пассажирам регистрироваться, сдавать багаж и проходить контроль с использованием биометрической аутентификации, без необходимости предоставлять документы или взаимодействовать с персоналом. На первом этапе система работает только с гражданами ОАЭ и проживающими в стране иностранцами, используя базу данных Федерального управления по идентификации и гражданству.

Разумеется, новые решения требуют значительных инвестиций и, что сложнее, изменения нормативной базы. Однако описанные выше кейсы демонстрируют возможности новейших информационных технологий и искусственного интеллекта.

Технологии, облегчающие жизнь путешественников в аэропорту, появляются и в России. В качестве примера можно привести используемые S7 Airlines киоски, которые интегрированы с системой регистрации для аэропортов, разработанной нашей компанией ORS. Киоски, помимо прочего, оснащены камерами на основе искусственного интеллекта. Камеры могут определять те предметы, которые нельзя сдать по стандартной схеме обработки багажа, например, лыжи, коляски или животных.

А еще внедрение ИИ с использованием компьютерного зрения и машинного обучения может позволить снизить вероятность потери багажа, обеспечить более эффективную сортировку и доставку в пункт назначения. Например, ИИ в решении SITA WorldTracer, внедренном в более чем 2800 аэропортах по всему миру, автоматизирует обработку заявок о потерянном багаже, сопоставляет данные о потерянном и найденном багаже, обучается на новых данных для повышения точности, анализирует тенденции и предоставляет персонализированные решения для пассажиров. Это ускоряет и упрощает решение проблем с утерянным багажом, улучшает впечатления пассажиров и эффективность авиакомпаний и аэропортов.

Компания SITA перестала работать в России, однако холдинг «Аэропорты Регионов» успешно разработал и внедрил сервис розыска багажа «BAGS поиск», которым сейчас пользуются более 50 авиакомпаний и аэропортов из России, Белоруссии и Армении. В перспективе через «BAGS поиск» можно искать и возвращать не только багаж, но и оставленные в аэропорту или на борту самолета личные вещи, а также оплачивать услуги, связанные с обработкой багажа.

Значительные возможности открываются в области персонализации услуг. Например, в аэропорту Домодедово клиенты бизнес-зала Mile On Air могут пройти в лаунж с помощью системы распознавания лиц, достаточно быть пользователем государственной Единой биометрической системы и программы OnPass. Я подхожу к входу, бросаю взгляд на биометрический терминал, двери открываются и я слышу: «Здравствуйте, Александр!». Также очень важны системы персональной навигации и информирования, чтобы пассажир не потерялся в аэропорту и всегда получал актуальную информацию о своем рейсе.

Резюмируя, можно сказать следующее. Аэропорты только начинают экспериментировать с ИИ. В нашей стране его реальное применение сводится к нескольким кейсам. В настоящее время эта технология не в «фокусе»: все силы отдаются импортозамещению иностранного программного обеспечения, а также выстраиванию информационной защиты от внешних угроз. Однако я уверен, что, как только эти задачи будут решены, российские аэропорты начнут еще более активное внедрение ИИ.

Просторы для применения

Попробуем перечислить, не претендуя на исчерпывающий список, ключевые возможности для использования искусственного интеллекта в аэропортах в будущем. Их можно условно разделить на три категории: улучшение персонального обслуживания, повышение авиационной безопасности и оптимизация работы аэропорта.

  • Цифровые помощники в путешествиях, которые предоставляют персонализированную информацию о поездках, обрабатывают запросы клиентов в службу поддержки и автоматизируют процессы регистрации. Эти системы используют обработку естественного языка (NLP) и машинное обучение (ML) для взаимодействия с пассажирами.
  • На стыке с этим направлением находятся чат-боты с искусственным интеллектом, оснащенные возможностями NLP. По сравнению с цифровым помощником чат-бот отличается меньшим уровнем персонализации, но зачастую она особенно и не требуется. Чат-боты помогают пассажирам задавать вопросы о рейсах, услугах аэропорта, процессах бронирования и регистрации, обеспечивают поддержку в режиме реального времени и снижают нагрузку на персонал аэропорта.
  • Персонализированный маркетинг. Анализируя поведение и предпочтения пассажира, ИИ позволяет аэропортам предлагать индивидуальные рекомендации по ресторанам, магазинам и другим услугам аэропорта.
  • Повышение безопасности. Мы уже говорили об умных гейтах, которые используют распознавание лиц и радужной оболочки глаза, что значительно сокращает время ожидания на всех проверках. Однако ИИ повышает безопасность не только за счет автоматизации проверки личности, но и благодаря системам компьютерного зрения и отслеживания подозрительных действий, которые уже показали свою эффективность.
  • Аналитика данных и управление пассажиропотоками. Системы искусственного интеллекта анализируют данные в режиме реального времени, чтобы получить представление о пассажиропотоке, распределении ресурсов и операционной эффективности. Это помогает оптимизировать работу аэропорта и улучшить качество обслуживания пассажиров. В частности, ИИ с использованием компьютерного зрения отслеживает передвижения пассажиров по аэропорту и выявляет узкие места, что позволяет вносить коррективы в режиме реального времени для повышения эффективности (как видим, этот пример также относится и к повышению безопасности, и к улучшению персональных впечатлений пассажира). Так, по данным Международного аэропорта Шереметьево, благодаря разработанному для бизнес-планирования цифровому двойнику аэропорта экономия превысила 1 млрд руб. в год, точность прогнозирования пассажиропотока, пропускных способностей узлов терминалов, загрузки персонала и техники увеличилась в 5 раз, а скорость работы системы автоматического планирования стоянок в 1000 раз превысила скорость работы команды диспетчеров.
  • Умное управление запасами. Системы прогнозирования запасов и планирования спроса на основе искусственного интеллекта оптимизируют операции по управлению поставками, обеспечивая наличие необходимых поставок в нужный момент.
  • Оптимизация оборота и обслуживания воздушных судов. Системы искусственного интеллекта помогают оптимизировать процессы обслуживания самолетов, отслеживая наземные операции, такие как дозаправка, техническое обслуживание и посадка. Это сокращает задержки и повышает регулярность вылета рейсов.
  • Прогнозное техническое обслуживание. Современный аэропорт ― это сложнейший комплекс зданий, технических систем и специализированных транспортных средств. Системы прогнозного технического обслуживания на базе искусственного интеллекта анализируют данные с оборудования, чтобы прогнозировать потенциальные сбои до того, как они произойдут. Это помогает эффективно планировать работы по техническому обслуживанию и предотвращает возможные происшествия или простои в работе.

ИИ — неизбежное будущее аэропортового бизнеса

Таким образом, активное использование ИИ в аэропортах позволит существенно оптимизировать и улучшить работу аэропортов, делая их более эффективными, безопасными и удобными для пассажиров, которые смогут не тратить свое время и нервы на отстаивание многочисленных очередей. Нельзя даже исключать, что такое рост эффективности даже сделает избыточными значительные пространства нынешних аэропортов, рассчитанные на большие скопления пассажиров в очередях. Впрочем, едва ли об этом следует беспокоиться, поскольку эти пространства станут ресурсом для будущего роста пассажирских авиаперевозок.

11
3 комментария

Вообще идея смарт порта это прям супер. Аэропорт в современном мире должен быть некой удобной экосистемой из разряда one pass. Где ты можешь по посадочному получать услуги. К примеру задержка рейса. Сейчас авиакомпании печатают ваучеры, клепают заявки. Идеально было бы если пассажир мог со своим посадочным талоном сразу обратиться в кафе или в зону вэндинговых аппаратов. Отксанировал, получил услугу и всё. Удобство для пассажира в том, что не нужно озлобленно искать представителя. Для авикомпании электронный учет фактически предоставленных услуг. Аэропорт выступает в качестве посредника между авиакомпанией и кафе, предоставляя доступ к системе. Вот это было бы прям круто.

1
Ответить

такие технологии уже имплементируются. Например, технология One ID, которая также предполагает использование биометрии. То есть все то, что вы перечислили, но еще и с помощью "цифрового отпечатка". В России также разрабатываются технологии "безбарьерного" прохода в аэропортах

Ответить