5 вопросов об ИБП, которые часто задают их производителю

Общаясь с потенциальными или уже использующими наши продукты клиентами, особенно из среды малого и среднего бизнеса, я и мои коллеги неоднократно слышали от них вопросы об источниках бесперебойного питания и их возможностях. Я выбрал пять наиболее часто встречающихся вопросов и спешу поделиться ответами.

Источник: Yandex
Источник: Yandex

От чего ИБП защищают подключённые устройства?

По умолчанию ИБП защищают подключённые устройства от исчезновения электропитания, но лишь на недолгое время, которое зависит от ёмкости батарей и нагрузки, — такое время, которого будет достаточно для безопасного завершения работы приложений и оборудования. В то же время линейно-интерактивные и онлайн-источники (они же ИБП с двойным преобразованием) способны защитить подключённые устройства от помех и отклонений параметров приходящего из сети напряжения. Их возможности компенсации колебаний при сохранении питания от сети, впрочем, не бесконечны, и если отклонения от нормы становятся слишком велики, ИБП переходит на питание от батареи.

Самые большие возможности по нормализации параметров напряжения и тока имеются у ИБП с двойным преобразованием — они способны компенсировать скачки и кратковременные просадки, долговременное понижение и повышение, а также искажение формы напряжения, высокочастотные помехи и т. д. Но и они не всесильны: так, при ударе молнию в линию электроснабжения возникают сильнейшие высоковольтные скачки напряжения, от которых даже не каждый онлайн-ИБП сможет защитить. В более-менее крупном городе эту проблему решает электросеть, а за загородом приходится решать потребителю самостоятельно.

Как продлить срок службы батареи ИБП?

Соблюдать правила её эксплуатации, а именно: выполнять полную зарядку аккумулятора перед первым включением источника (если это отдельно обозначено в руководстве пользователя), не переохлаждать и особенно не перегревать батарею (см. безопасный диапазон температур в инструкции), не пренебрегать встроенными возможностями ИБП по управлению зарядом, если таковые предусмотрены производителем.

Последний пункт можно проиллюстрировать примером технологии Advanced Battery Management, разработанной компанией Eaton. Благодаря особому режиму подзарядки у ИБП Eaton, в которых реализована эта технология, вполовину увеличивается срок службы свинцово-кислотной батареи. Этого удаётся добиться, коротко говоря, за счёт того, что зарядка происходит лишь по необходимости в определённое время, тогда как без применения Advanced Battery Management ИБП эксплуатировался бы в основном в холостом режиме нагрузки на батарею.

Кстати, а о каком сроке идёт речь? Если мы говорим о свинцово-кислотных батареях — примерно о пяти годах, а если в ИБП применяются литий-ионные батареи — о 8­10 годах.

А вот что точно не приведёт к продлению срока службы свинцово-кислотной батареи, так это периодическая её разрядка в ноль «для тренировки» (мне нередко приходилось встречать такой совет) — наоборот, глубокая разрядка только сокращает срок службы свинцово-кислотной батареи.

Правда ли, что батареи, поставляемые производителям ИБП для замены отслуживших, хуже тех, что были установлены им на заводе?

Нет. По крайней мере, если вы покупаете фирменные батареи у производителя ИБП или у рекомендованных последним поставщиков. Такие батареи будут полностью идентичны установленным первоначальным. Впрочем, может случиться так, что у новой батареи срок службы будет меньше, чем у первоначальной сразу после покупки ИБП. Так может произойти либо потому, что сменная батареи долго ждала своего покупателя на складе, либо потому, что пользователь после замены батареи не произвёл настройку режима работы ИБП, что рекомендуется производителем. Но эти «беды» не касаются покупателей оборудования Eaton, так как у нас предусмотрена процедура подзарядки батарей на складах и контроль их срока годности. Эта процедура описана в инструкции, если речь не идёт о самых простых и дешёвых ИБП, у которых эта опция отсутствует в принципе.

Можно ли использовать автомобильные аккумуляторные батареи вместо штатных батарей ИБП?

Технически, это возможно, но мы настоятельно не рекомендуем так делать. Во-первых, потому что автомобильные аккумуляторы рассчитаны на другие режимы работы — на большие пусковые токи, а не на длительную работу с небольшой нагрузкой. Из-за этого, если заменить штатную батарею ИБП автомобильной, последняя гораздо быстрее выработает свой ресурс.

Во-вторых, свинцово-кислотные автоаккумуляторы при зарядке выделяют водород, который, соединяясь с кислородом воздуха может вызвать детонацию (см. гремучий газ), а также иные газообразные соединения, ни одно из которых не является безопасным для людей и животных. Именно поэтому авто-АКБ решительно не рекомендуют заряжать дома и в закрытых помещениях, где находятся люди.

Как ещё защитить оборудование, уже подключённое к ИБП?

Смотря от чего вы хотите его защитить. От упомянутых выше мощных высоковольтных скачков напряжения помогут специально разработанные автоматические приборы, применяемых вместе с ИБП, — устройства защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП, или surge arrester).

Максимально обезопасить нагрузку от прерывания электроснабжения поможет резервирование питания. Вы либо используете резервную линию электроснабжения и устройства для бесшовного (т. е. за считанные миллисекунды, чтобы ни техника, ни пользователи ничего не заметили) переключения с одного источника на другой в автоматическом режиме, либо применяете резервные ИБП (или делаете и то, и другое).

Зарезервировать питание нагрузки с помощью ИБП можно также, установив дополнительный или дополнительные источники в сочетании с устройством переключения питания (автоматический ввод резерва, или АВР). АВР призваны отслеживать выходное напряжение всех ИБП и за очень короткий срок (в случае со переключателем Eaton АTS за 6 мс) в случае отказа одного из источников равномерно распределить нагрузку между остальными.

Если же и этого мало, вам понадобится реализовать параллельную систему по схеме N+1, при которой для защиты нагрузки используются N, например, два, ИБП, а ещё один служит для резервирования. Но и такую схему можно усовершенствовать и довести её надёжность до уровня 99,9999%. Такую вероятность безотказной работы системы электропитанияобеспечит технология Eaton Hot Sync, при использовании которой устраняется единая точка отказа — общий блок управления параллельной системой — а обрыв коммуникационного кабеля параллельной работы не приведет к отключению нагрузки, более того – нагрузка даже не заметить, что с системой ИБП что-то произошло.. Hot Sync позволяет не только увеличить надёжность всей системы, но и вести техобслуживания резервных ИБП без отключения нагрузки и применения внешнего сервисного байпаса.

Где узнать больше

Если вы хотите узнать больше об ИБП Eaton, полная информация и для домашних пользователей, и для СМБ, и для крупных компаний и особых категорий клиентов есть на нашем сайте. А если у вас возникнут ещё какие-нибудь вопросы, задавайте их в комментариях к этой статье.

22