Пирамида обучения Эдгара Дейла: Как сделать обучение действительно эффективным

Когда речь заходит об обучении, мы все хотим, чтобы наши ученики не просто запоминали информацию, но и могли её применять на практике. И вот тут на сцену выходит Эдгар Дейл со своей знаменитой Пирамидой обучения (или, как её ещё называют, "Cone of Learning"). Это визуальная модель, которая показывает, как различные методы обучения влияют на запоминание материала. Давайте разберёмся, в чём её суть и как её можно использовать на практике.

Что такое Пирамида обучения?

Эдгар Дейл, американский педагог и исследователь, в 1946 году предложил концепцию Пирамиды обучения. Основная идея в том, что разные виды учебной активности имеют разную эффективность в плане запоминания материала. Дейл предположил, что чем более активно вовлечён ученик в процесс обучения, тем лучше он усваивает и запоминает информацию.

Пирамида обучения Эдгара Дейла: Как сделать обучение действительно эффективным

Как работает Пирамида обучения?

Пирамида состоит из нескольких уровней, которые показывают, какой процент информации сохраняется в памяти через две недели после обучения:

  • Чтение (10%). Пример: Представьте себе руководителя НКО, который читает книгу о фандрайзинге. Через две недели он помнит около 10% прочитанного. То есть, возможно, он вспомнит основные концепции, но детали, скорее всего, ускользнут.
  • Слушание (20%). Пример: Тот же руководитель НКО посещает лекцию по фандрайзингу. Теперь он усваивает примерно 20% информации. Лекция запомнится чуть лучше, но опять же, многие нюансы могут забыться.
  • Наблюдение (30%). Пример: Руководитель смотрит видео или наблюдает за работой коллеги, который успешно проводит фандрайзинговую кампанию. В этом случае он запомнит около 30% информации, поскольку визуальные элементы помогают лучше закрепить материал.
  • Демонстрация (50%). Пример: Если руководитель НКО присутствует на демонстрации процесса планирования кампании, он запомнит около половины материала. Демонстрация наглядно показывает, как применять теорию на практике.
  • Обсуждение (70%). Пример: В ходе группового обсуждения фандрайзинговых стратегий, где участники обмениваются идеями и обсуждают примеры, руководитель НКО запомнит примерно 70% информации. Активное участие и обмен мнениями помогают глубже понять материал.
  • Практика (90%). Пример: И, наконец, если руководитель сам организует и проведёт фандрайзинговую кампанию, то усвоит до 90% информации. Ничто так не помогает запомнить и понять материал, как собственный опыт и практика.

Почему это важно?

Пирамида обучения Эдгара Дейла показывает, что пассивные методы, такие как чтение и слушание, менее эффективны для долгосрочного запоминания, чем активные, такие как обсуждение и практика. Это значит, что если вы хотите, чтобы ваши ученики действительно освоили материал, нужно как можно больше вовлекать их в процесс обучения.

Как применять Пирамиду обучения на практике?

Давайте рассмотрим, как использовать эти знания при планировании учебного процесса:

  • Смешивание методов обучения: Комбинируйте чтение, лекции и визуальные материалы с активными методами, такими как групповые обсуждения, практические задания и ролевые игры.
  • Создание условий для практики: Дайте ученикам возможность применять полученные знания на практике. Например, если вы обучаете руководителей НКО, предложите им разработать и провести реальную фандрайзинговую кампанию.
  • Поощрение взаимодействия: Включайте в программу обучения дискуссии и групповые задания. Обмен идеями и мнениями помогает лучше усвоить материал и развивает критическое мышление.

Вместо заключения

Пирамида обучения Эдгара Дейла — это мощный инструмент, который помогает лучше понять, как сделать обучение более эффективным. Чем активнее и вовлечённее будут ваши ученики, тем больше они запомнят и смогут применить на практике. Так что, если хотите, чтобы ваши ученики не просто запоминали информацию, а действительно овладевали ею, используйте Пирамиду Дейла как руководство к действию.

11
1 комментарий

Применение этой модели в учебном процессе может помочь улучшить усвоение материала.

Ответить