Дома с открытой планировкой, скоростные дороги и связь с природой — каким видел город будущего Фрэнк Ллойд Райт

Райт построил по своим проектам сотни домов, но город мечты с архитектором-руководителем во главе так и не воплотил.

Начало карьеры Райта и новый стиль в архитектуре

Фрэнк Ллойд Райт родился в 1867 году в городе Ричланд-Сентер, штат Висконсин, США. Семья была небогатой, поэтому с 11 лет он работал на ферме у дяди. Подросток научился любить и ценить землю — это отразится в его будущих проектах.

В 18 лет Райт поступил в инженерную школу Висконсинского университета, начал подрабатывать на стройке и в проектном бюро. Архитектор так и не доучился и впоследствии плохо отзывался о «схоластическом» университетском образовании.

Спустя два года он переехал в Чикаго и устроился к архитектору Джозефу Силсби, позже Райта приняли в фирму «Адлер и Салливан». Луис Салливан, один из руководителей, под началом которого Райт работал шесть лет, повлиял на его взгляды на архитектуру.

Фрэнк Ллойд Райт в 1950-е годы в Талиесин-Уэст — своём «западном» доме, где он жил, работал и преподавал зимой <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.architecturaldigest.com%2Fstory%2Ffrank-lloyd-wright-legacy&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">architecturaldigest</a>
Фрэнк Ллойд Райт в 1950-е годы в Талиесин-Уэст — своём «западном» доме, где он жил, работал и преподавал зимой architecturaldigest

В 1893–1920 годы в американской архитектуре процветала эклектика, смешение стилей. После промышленной революции 19 века архитекторы получили новые материалы для строительства, но «правила» для них ещё не сложились.

Поэтому архитекторы вдохновлялись историей и сочетали в своих проектах разные стили прошлого. Своего национального стиля в архитектуре в США на тот момент не было.

Райт уже тогда осознал, что современной архитектуре нужна простота, естественность и целесообразность. Основываясь на достижениях предшественников (Анри Лабруста, Эжена Виолле-ле-Дюка, учителя Луиса Салливана), молодой архитектор сформулировал альтернативу историческим стилям и эклектике — «органическую» архитектуру, или, как он говорил, «органичную».

Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж ещё более прекрасным, чем было до того, как здание построено.

Фрэнк Ллойд Райт

С самого начала и до конца архитектурной карьеры Райт пытался создавать такие здания, которые будут органично вписываться в ландшафт. Райт любил «привязаться» к местности, учитывал особенности земли и старался сохранить каждые дерево и камень.

Дом не должен стоять на холме. Он должен быть холмом. Быть его частью. Дом и холм должны существовать вместе.

Фрэнк Ллойд Райт

Кроме природных условий, архитектор учитывал ассоциации и образы, вызванные пейзажем. Прерии Чикаго, субтропики Калифорнии или пустыни Аризоны — для каждой местности Райт создавал такой дом, который будет связан с ней.

Дом Роз Пойзон, построенный в 1947 году в Финиксе, штат Аризона, словно вырос из окружающей его каменной пустыни и служит её продолжением <p>Boomer-Pauson House, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchitizer.com%2Fidea%2F1863636%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">architizer</a></p>
Дом Роз Пойзон, построенный в 1947 году в Финиксе, штат Аризона, словно вырос из окружающей его каменной пустыни и служит её продолжением

Boomer-Pauson House, architizer

Дом Роз Пойзон <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchitizer.com%2Fidea%2F1863636%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">architizer</a></p>
Дом Роз Пойзон

architizer

Дом Эдгара Дж. Кауфманна, или «Дом над водопадом», Пенсильвания, внесен в список наследия ЮНЕСКО <p>Edgar J. Kaufmann Sr. Residence, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.britannica.com%2Fplace%2FFallingwater&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Gene J. Puskar, AP Images</a></p>
Дом Эдгара Дж. Кауфманна, или «Дом над водопадом», Пенсильвания, внесен в список наследия ЮНЕСКО

Edgar J. Kaufmann Sr. Residence, Gene J. Puskar, AP Images

«Дом над водопадом» <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmoodboardmix.tumblr.com%2Fpost%2F186563009721%2Ffallingwater-mill-run-pennsylvania-usa&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Andrew Pielage</a></p>
«Дом над водопадом»

Andrew Pielage

«Дома прерий»

С 1894 года Райт сам реализовывал идеи органической архитектуры. Первый творческий период (1900–1915 годы) был самым плодотворным в карьере. Его результат — «дома прерий».

«Стиль прерий», по мнению архитектора, отлично подходил для строительства усадеб на Среднем Западе. Он хотел с помощью архитектуры подчеркнуть красоту американских равнин, сделать дом продолжением земли, на которой тот стоит. Таки дома почти всегда отличала горизонтальность линий.

Дом Уильяма Уинслоу построен в 1894 году в Ривер-Форесте, штат Иллинойс. Это был первый проект Райта как независимого архитектора. Считается, что дом Уинслоу — первый «дом прерий»<br /> William Winslow House, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Fsite%2Fwilliam-winslow-house%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">franklloydwright</a>
Дом Уильяма Уинслоу построен в 1894 году в Ривер-Форесте, штат Иллинойс. Это был первый проект Райта как независимого архитектора. Считается, что дом Уинслоу — первый «дом прерий»
William Winslow House, franklloydwright

Он отказался от подвалов, которые считал «негигиеничными» и ненужными в условиях американских прерий. Так же он относился к чердакам и мансардам, поэтому крыши домов Райти были невысокими двускатными или вообще плоскими.

Системы хранения архитектор предусматривал в самом здании и стремился к наименьшему количеству этажей и наибольшему соприкосновению дома с землей.

Дом Дарвина Мартина в Буффало, Нью-Йорк, 1905 год Mike Shriver, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbuffalophotoblog.com%2Ffrank-lloyd-wright&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">buffalophotoblog</a>
Дом Дарвина Мартина в Буффало, Нью-Йорк, 1905 год Mike Shriver, buffalophotoblog

Особое внимание Райт уделял естественному освещению: вдоль стен второго этажа обычно шли ряды непрерывных окон. Широкие карнизы прикрывали их от солнечных лучей и создавали рассеянный свет в комнатах.

Архитектор называл привычные оконные и дверные проемы «дырками в стене». Он старался делать так, чтобы в его проектах окна и двери были вписаны в само здание, логично продолжали стены. Иными словами, чтобы стены были «ширмой» между внутренним пространством и внешним.

Райт стремился привести здание в соответствие с человеческими пропорциями, и поэтому он отказывался от слишком высоких потолков и делал дверные проемы высоты, достаточной для прохода человека <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.architecturalrecord.com%2Farticles%2F12203-frank-lloyd-wrights-darwin-d-martin-house-complex&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">architecturalrecord</a></p>
Райт стремился привести здание в соответствие с человеческими пропорциями, и поэтому он отказывался от слишком высоких потолков и делал дверные проемы высоты, достаточной для прохода человека

architecturalrecord

Для строительства архитектор выбирал натуральные материалы: камень, кирпич, дерево. Он избегал декоративных элементов, чтобы не допустить стилевой пестроты.

«Дома прерий» своими подчёркнутыми горизонтальными формами связывались с участком, создавали единство с окружением. Дом Уиллитс построен в 1902 году в северном пригороде Чикаго Ward Willits House, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Fteemu08%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Teemu008 </a>
«Дома прерий» своими подчёркнутыми горизонтальными формами связывались с участком, создавали единство с окружением. Дом Уиллитс построен в 1902 году в северном пригороде Чикаго Ward Willits House, Teemu008

Отказ от «клеток» и открытая планировка

«Дома прерий» отличались от других домов не только снаружи, но и внутри. Архитектор называл функциональные комнаты «коробками» и «клетками». Желая избавиться от них, Райт прибегал к открытым планировкам, непривычным для американцев.

Весь первый этаж Райт проектировал как одно большое пространство, выделяя только кухню и комнаты для слуг. Оно визуально делилось на зоны для приёма пищи, для чтения или общения с гостями. В домах не было лишних дверей и перегородок, поэтому они ощущались свободными и просторными.

План второго этажа дома Фредерика Роби в Чикаго. Большую часть пространства занимает общая гостиная <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fkannelura.info%2F%3Fp%3D947&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kannelura.info</a></p>
План второго этажа дома Фредерика Роби в Чикаго. Большую часть пространства занимает общая гостиная

kannelura.info

Сердцем дома Райт считал камин, поэтому отводил для него центральное место, которое притягивало бы всю семью.

Всякий дом — это чрезвычайно сложное, неуклюжее, беспокойное механическое уподобление человеческому телу. Электропроводка — вместо нервной системы, трубопроводы — кишечник, отопительная система и камины — артерии и сердце, а окна — вместо глаз и носа.

Фрэнк Ллойд Райт

Чтобы дом выглядел единым целым, архитектор старался совмещать предметы обстановки с элементами здания. Райт сам проектировал мебель — удобную, простую и вписывающуюся в пространство.

Кресла, сконструированные Райтом, в доме Роз Пойзон. Эту историческую модель <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.elledecoration.ru%2Fnews%2Fdesign%2Fkresla-frenka-lloida-raita-pereizdany-cassina-id6802522%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">запустили</a> в производство и выводят на рынок <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Farchitizer.com%2Fidea%2F1863636%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">architizer</a></p>
Кресла, сконструированные Райтом, в доме Роз Пойзон. Эту историческую модель запустили в производство и выводят на рынок

architizer

Юсонианские дома: «дом прерий» для небольшого бюджета

В начале 1930-х годов Райт стал размышлять о «домах прерий» для американцев со средним достатком. Они тоже должны были быть из натуральных материалов, вливаться в ландшафт, но стоить недорого. Райт называл их североамериканскими, или юсонианскими (от акронима USONA, The United States of North America).

История юсонианских зданий (usonian house) началась с дома Малкольма Уилли, распорядителя в Миннесотском университете. В 1933 году его жена Нэнси Уилли написала письмо Райту, в котором попросила создать «произведение искусства» с ограниченным бюджетом. Одноэтажное здание площадью около 110 м² обошлось Уилли в $10 тысяч.

Впервые Райт создавал дом, в котором не предполагалось наличие слуг. Уилли жили скромно, Нэнси готовила на кухне сама, и когда приходили гости, ей хотелось быть с ними на связи.

Архитектор решил эту проблему открытой планировкой: кухня, гостиная и столовая стали одним общим пространством. Столовая отделялась от «рабочей зоны» лишь стеклянной стенкой и полками.

Такое новаторское для того времени решение сделало из кухни место, в котором хозяевам было приятно находиться так же, как и в других комнатах.

Столовая и кухня разделены полкой с фужерами, практически половина площади дома — одно общее пространство <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Fwilley-house-stories-part-1-open-plan-kitchen%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Matt Schmitt, franklloydwright</a></p>
Столовая и кухня разделены полкой с фужерами, практически половина площади дома — одно общее пространство

Matt Schmitt, franklloydwright

Остальные комнаты Райт проектировал намеренно небольшими, чтобы члены семьи больше времени проводили вместе в гостиной <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Fwilley-house-stories-part-1-open-plan-kitchen%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">franklloydwright</a></p>
Остальные комнаты Райт проектировал намеренно небольшими, чтобы члены семьи больше времени проводили вместе в гостиной

franklloydwright

С 1936 года Райт спроектировал больше 40 домов юсонианского типа. Все они были практичными, компактными и функциональными.

Чаще всего дома имели вытянутую Г-образную форму и открытую планировку, которая визуально увеличивала пространство. Архитектор вновь отказался от чердаков и подвалов — в пользу удобных систем хранения внутри дома, полноценный гараж заменил навесом.

Резиденция Лорена Поупа, Александрия, штат Вирджиния. Дом был построен в 1941 году, отреставрирован в 2015 году <p>Pope-Leighey House, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsavingplaces.org%2Fstories%2Ftour-frank-lloyd-wrights-pope-leighey-house-through-time%23.XtfJFjozZPY&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lincoln Barbour, savingplaces</a></p>
Резиденция Лорена Поупа, Александрия, штат Вирджиния. Дом был построен в 1941 году, отреставрирован в 2015 году

Pope-Leighey House, Lincoln Barbour, savingplaces

Райт часто использовал <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fdic.nsf%2Fruwiki%2F46967&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">кипарис</a>. Его запах отпугивает насекомых, а смолистость сохраняет древесину Lincoln Barbour, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsavingplaces.org%2Fstories%2Ftour-frank-lloyd-wrights-pope-leighey-house-through-time%23.XtfJFjozZPY&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">savingplaces</a>
Райт часто использовал кипарис. Его запах отпугивает насекомых, а смолистость сохраняет древесину Lincoln Barbour, savingplaces
Дом Розенбаума, построен в 1939 году во Флоренции, штат Алабама <p>Rosenbaum House, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.wrightinalabama.com%2Fgallery&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">wrightinalabama</a></p>
Дом Розенбаума, построен в 1939 году во Флоренции, штат Алабама

Rosenbaum House, wrightinalabama

Высокие, во всю стену окна и длинные карнизы создавали эффект парения крыши над домом, остекление визуально расширяло внутреннее пространство. Тепло в доме поддерживали отопительные трубы под полом <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.wrightinalabama.com%2Fgallery&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">wrightinalabama</a></p>
Высокие, во всю стену окна и длинные карнизы создавали эффект парения крыши над домом, остекление визуально расширяло внутреннее пространство. Тепло в доме поддерживали отопительные трубы под полом

wrightinalabama

«Город широких горизонтов» — проект деурбанизации города

Юсонианский дом стал основным типом застройки частного сектора в проекте Райта «Город широких горизонтов» (Broadacre City). В 1932 году вышла его книга «Исчезающий город», 14 апреля 1935 года архитектор вместе со своими учениками из Талиесина представил на выставке в Рокфеллер-центре проект своего Акрогорода.

Райт и его ученики работают над моделью Broadacre City <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Freading-broadacre%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">franklloydwright</a></p>
Райт и его ученики работают над моделью Broadacre City

franklloydwright

Центральное место на выставке занимала модель площадью 13 м². Она представляла почти 11 км² «типичной сельской местности» на 1400 семей.

В модель было включено все необходимое для жизни: фермы, фабрики, офисы, школы, парки и места отдыха, правительственные постройки и отдельные частные дома <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.twoworldsfoundation.org%2Fsite%2Fin-the-works%2Fbroadacre-city%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">twoworldsfoundation</a>
В модель было включено все необходимое для жизни: фермы, фабрики, офисы, школы, парки и места отдыха, правительственные постройки и отдельные частные дома twoworldsfoundation

Основная идея проекта заключалась в том, чтобы горожанин получил хотя бы по акру земли (около 40 соток). Жители могли бы распоряжаться ей на своё усмотрение: использовать для жилья, работы или как огород. Благодаря участку семейство жило бы экономически независимо в условиях Великой депрессии в США, надеялся Райт.

Каждый гражданин становился собственником земли, был обязан жить на ней, развивать её, но не сдавать в аренду. Ни банки, ни правительство не могли угрожать особняку, за распределением земли, по задумке, следил главный архитектор города.

Макет города Райта. На стене — лозунги. Первый, к примеру, — «акр земли каждому» <p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Frevisiting-frank-lloyd-wrights-vision-broadacre-city%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">franklloydwright</a></p>
Макет города Райта. На стене — лозунги. Первый, к примеру, — «акр земли каждому»

franklloydwright

Акр земли — довольно много, расстояния между зданиями получались немалыми. Райт не видел в этом проблемы: он верил в современные технологии. Личный автомобиль у каждой семьи позволил бы не переживать о дальних расстояниях, власти общались бы с горожанами по радио.

Чтобы избежать пробок, Райт предлагал изменить транспортную систему: отказаться от трамваев и железных дорог, которые замедляли движение машин.

Он хотел провести трассы с отдельными полосами для легковых и грузовых автомобилей и монорельсовой дорогой в центре. Они помогли бы жителям тратить меньше времени на дорогу до работы и проводить больше времени с семьёй.

Рисунок к проекту «города широких горизонтов» Фрэнка Ллойда Райта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Freading-broadacre%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Franklloydwright</a>
Рисунок к проекту «города широких горизонтов» Фрэнка Ллойда Райта Franklloydwright

Архитектор видел в «городе широких горизонтов» выражение демократических идей в том виде, в каком он их понимал: не как форму управления, а как стиль жизни. Он считал, что город — не расположение дорог и зданий относительно друг друга, а общество в действии, и что его Акрогород обеспечит пространство, свободу и красоту, необходимые для роста личности.

Доска с лозунгами градостроительного проекта Райта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Freading-broadacre%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Franklloydwright</a>
Доска с лозунгами градостроительного проекта Райта Franklloydwright

«Город широких горизонтов» не был построен. Тем не менее Райт до самой смерти воплощал в отдельных проектах архитектурные и общественные концепции, которые он представлял естественным выражением нового города.

Жилые дома, общественные объекты, производственные здания — все они должны были стать центром гармонии и красоты и совершенствовать жизнь.

Прайс-тауэр в Бартлсвилле, штат Оклахома. Модифицированная версия многоквартирных домов из «Города широких горизонтов», сегодня — отель <p>Price Tower, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcitylifestyle.com%2Foklahoma-city-ok%2Farticles%2Ftravel%2Fthe-tree-that-escaped-the-forest&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">OKC Lifestyle</a></p>
Прайс-тауэр в Бартлсвилле, штат Оклахома. Модифицированная версия многоквартирных домов из «Города широких горизонтов», сегодня — отель

Price Tower, OKC Lifestyle

Большой кабинет административного корпуса Джонсона Вакса, построенного в 1939 году в Расине, штат Висконсин. Офис, в котором работник чувствовал себя комфортно и достойно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.scjohnson.com%2Fru-ru%2Fa-family-company%2Farchitecture-and-tours%2Ffrank-lloyd-wright%2Fdesigned-to-inspire-sc-johnsons-frank-lloyd-wright-designed-administration-building&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">scjohnson</a>
Большой кабинет административного корпуса Джонсона Вакса, построенного в 1939 году в Расине, штат Висконсин. Офис, в котором работник чувствовал себя комфортно и достойно scjohnson
«Юсонианский автомат». В 1950-е Райт развивал тему юсонианского стиля и проектировал дома из бетонных блоков, которые покупатель мог собрать сам, как конструктор <p>Usonian automatic house, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffranklloydwright.org%2Ffrank-lloyd-wright-designed-usonian-automatic-house-on-the-market-for-the-first-time%2F&postId=140882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">franklloydwright</a></p>
«Юсонианский автомат». В 1950-е Райт развивал тему юсонианского стиля и проектировал дома из бетонных блоков, которые покупатель мог собрать сам, как конструктор

Usonian automatic house, franklloydwright

Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года в возрасте 91 года. За свою жизнь он спроектировал около 800 зданий, восемь его работ вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1991 году Американский институт архитекторов признал Райта «величайшим американским архитектором всех времен». Созданное им направление органической архитектуры до сих пор не теряет актуальность.

115115
62 комментария

Комментарий недоступен

31

Вы путаете массовую застройку с одиночными проектами.
Это как сравнивать большой театр с каким-то локальным маленьким театром.
Райт все же проектировал частные пространства, причем часто избыточной площади, когда у него были полностью развязаны руки.
И да, у него есть и убогие проекты, которые не дожили до наших дней.

21

Весь вопрос в деньгах при их наличии можно не хуже Райта построить и сейчас. А человейники - естественный ответ на потребности большого города (это не сравнимые вещи)
По поводу писающего  соседа могу поделиться лайфхаком - я живу в офиснике (Апартаменты в офисном здании) и поэтому попадаю в противофазу с соседями - я на работе они в доме я дома- в доме нет людей (практически), свободная Парковка, нет детей домашних животных в доме ), никто не готовит вонючую рыбу и проч)

3

Ну всегда же можно заказать себе персональный дом у известного архитектора. 

2

1. «Вот это настоящий художник, а не те дауны, что стены красят». На одного архитектора вроде Райта, Гери, Либескинда приходятся тысячи и сотни тысяч рядовых архитекторов, которым приходится заниматься их работой, хотя конечно каждый хотел бы быть Райтом. В России положение архитекторов примерно такое же бесправное, как и у учителей.
2. У Райта тоже были проблемы с эксплуатацией домов: есть его знаменитый дом на водопаде, который имеет кучу проблем с сыростью и его никак не могут спасти уже десятки лет (ссылка). Или, например, другой товарищ: Калатрава, который тоже новатор в плане архитектуры, но к его мосту и зданию в Нью-Йорке (на картинке) куча вопросов, вплоть до того что им нужно расставлять ведра что бы собирать воду. 

2

Комментарий недоступен

1

Причём Setl считается одним из лучших застройщиков, по качеству своих строений. 
Да, я знаю, что они то ещё барахло строят. Просто, насколько мне известно, остальные ещё хуже. 

1