Как собрать крутую команду, увеличить продажи на 60% и выкатить новый продукт для 700 тысяч клиентов в 8 странах

Не устаю повторять: обучение решает любые задачи бизнеса. Мне очень нравится такая оголтелая формулировка. Крутое обучение — как повелитель стихий. Прокачает команду, продажи, продукт и миссию — и принесет бизнесу мир и гармонию. Обучать можно не только сотрудников, но и партнеров с клиентами. Не верите? Сейчас покажу на реальных примерах.

Как собрать крутую команду, увеличить продажи на 60% и выкатить новый продукт для 700 тысяч клиентов в 8 странах

Меня зовут Владимир, я фаундер и CEO Teachbase.ru. Мы помогаем компаниям и государственным организациям делать удобное, технологичное и эффективное обучение. Подробнее об этом — в моем телеграм-канале «Обучение Щербакова».

Развитие команды

Любой предприниматель знает: люди — главное для бизнеса. Есть несколько способов собрать крутую команду.

Привлекать и нанимать лучших. Компании решают эту задачу разными способами, в том числе неочевидными — через создание внешних образовательных порталов. Как через сито, они фильтруют большое количество кандидатов — и лучших привлекают к себе.

Так делают РУСАЛ и инвестиционная компания АФК «Система», в активы которой входят МТС, Ozon и МЕДСИ. Мы разработали для них образовательные порталы, чтобы расширять воронку найма. Компании делают промо своих профессий для школьников и студентов, привлекают на первую работу. А еще — проводят профориентацию и профпереподготовку для специалистов, которые хотят сменить сферу.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fteachbase.ru%2Fkejs-lift-v-budushee%2F&postId=1431947" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Портал «Лифт в будущее» для АФК «Система».</a> Через него МТС, Ozon, МЕДСИ и другие компании из АФК «Система», регулярно ищут стажеров и сотрудников
Портал «Лифт в будущее» для АФК «Система». Через него МТС, Ozon, МЕДСИ и другие компании из АФК «Система», регулярно ищут стажеров и сотрудников

Тренд на найм через обучение поддерживают и гиганты — Skillbox, Яндекс Практикум и другие большие эдтехи. Сегодня они активно поставляют бизнесу кадры. Но есть проблема: UХ-дизайнера с их помощью найдешь, а вот оператора ЧПУ — без вариантов. Поэтому компаниям пора запускать свои образовательные порталы. И тут уверенно скажу: Teachbase отлично справляется с этой задачей. Для удобства можно интегрировать систему с Хантфлоу или FriendWork.

Настанет время — и компании будут размещать на своих сайтах не только вакансии, но и курсы, которые стоит пройти кандидатам.

Растить сотрудников. Помогут образовательные платформы — LMS (Learning Management System). Сценариев много — от адаптации новичков до повышения квалификации и переподготовки.

Как собрать крутую команду, увеличить продажи на 60% и выкатить новый продукт для 700 тысяч клиентов в 8 странах

В Teachbase — несколько сотен клиентов с таким запросом из самых разных сфер. «Гемотест», «Агрокомплекс», «Экоокна», игорная зона «Красная Поляна» вкладываются в развитие сотрудников, пробуют современные инструменты (ту же LMS, нашу), а попутно — привлекают и удерживают клиентов.

Обучение помогает транслировать сотрудникам мысль: «Ты здесь нужен. У компании есть на тебя планы».

Так игорная зона «Красная Поляна» снизила текучесть персонала на 15% в 2022 году и еще на 12% — в 2023 году. Активность сотрудников выросла на 15%. Они стремятся попасть в кадровый резерв, развиваться вертикально (HiPo) и горизонтально (HiPro).

👉 Обученные и мотивированные сотрудники — довольные клиенты. За год число жалоб от гостей снизилось в 3 раза.

Развитие продаж

Помимо людей в бизнесе главное, конечно же, продажи. Компании продают сами и учат продавать линейных сотрудников — про их развитие я уже сказал выше. Не менее важно, а для некоторых первостепенно, — обучение партнеров.

Обучать партнеров. Дистрибьюторов, торговых представителей, франчайзи — чтобы сохранять единое качество и стандарты. Тут встает вопрос мотивации: ее часто нет даже у сотрудников компании, а уж вне ее — и подавно. В ход идут все методы — от морковки сзади до морковки спереди.

Как собрать крутую команду, увеличить продажи на 60% и выкатить новый продукт для 700 тысяч клиентов в 8 странах

Вижу по нашим кейсам: после всех этих танцев с бубном партнеры действительно учатся, отлично знают продукт и стандарты качества — и продажи растут.

Торговые представители Siberian Wellness выдержали бодрый темп марафона — в среднем по 3 урока в неделю плюс задания для самоконтроля, и так полгода. А туристическая компания FUN&SUN выстроила полноценную систему обучения для франчайзи. Система работает вдолгую: на образовательном портале партнеры изучают пакетные туры FUN&SUN и готовятся к каждому летнему и зимнему сезону.

У активных участников марафона Siberian Wellness продажи выросли на 8%. А у франчайзинговой сети FUN&SUN — аж на 60% за 2 года 🔥

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fteachbase.ru%2Flearning%2Fcases%2Frebyata-zozhgli-obrazovatelnaya-platforma-dlya-siberian-wellness%2F&postId=1431947" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Марафон Siberian Wellness. </a>Призовой фонд составил 5 миллионов. Призы — развивающие книги, языковые курсы, обучающие программы 
Марафон Siberian Wellness. Призовой фонд составил 5 миллионов. Призы — развивающие книги, языковые курсы, обучающие программы 
Образовательный портал FUN&amp;SUN для франчайзи. Для геймификации на портале FUN&amp;SUN была разработана легенда – все обучающиеся являются секретными агентами. В основе концепции – игра слов: турагент – секретный агент
Образовательный портал FUN&SUN для франчайзи. Для геймификации на портале FUN&SUN была разработана легенда – все обучающиеся являются секретными агентами. В основе концепции – игра слов: турагент – секретный агент
Учащиеся проходят обязательные курсы, выполняют KPI по продажам и повышают свой уровень на портале. За это – получают мерч и повышение комиссии для агентства
Учащиеся проходят обязательные курсы, выполняют KPI по продажам и повышают свой уровень на портале. За это – получают мерч и повышение комиссии для агентства

В таких проектах важно встраиваться в экосистему клиента — его корпортал, взаимодействовать с системой аналитики. Портал FUN&SUN мы интегрировали с системой бронирования. Уровень сотрудника на портале зависит не только от учебных результатов, но и от рабочих — KPI по продажам. Данные о фактических продажах агентов подгружаются из системы бронирования.

Обучать клиентов. Многим компаниям важно учить клиентов — работе с ПО или оборудованием. Например, поставщик медицинского лабораторного оборудования ОМБ обучает клиники и лаборатории по всей России и в Казахстане: «Инвитро», МЕДСИ, «Гемотест». Образовательная платформа позволяет делать это дистанционно и не тратить ресурсы на командировки.

Курсы ОМБ на платформе Teachbase
Курсы ОМБ на платформе Teachbase

Обучение становится инструментом маркетинга и еще одной точкой касания с продуктом. А иногда — способом продавать основной продукт. Компания может обучать клиентов даже по тематикам, не связанным с ее продуктом, и таким образом формировать доверие к бренду. У меня даже есть огромное желание наладить отношения с рекламными агентствами и вместе поработать над «образовательным маркетингом», где обучение — это именно канал и возможность множественных касаний.

Продажа знаний

Компании накапливают опыт и знания. Эта база знаний становится ценной сама по себе, и ее можно монетизировать.

Один из таких примеров — Высшая медицинская школа (ВМШ). Изначально это дочерняя организация «Инвитро» и решала задачу по обучению сотрудников. Постепенно ВМШ стала востребованной на рынке и выделилась в отдельную компанию. Теперь работает как самостоятельная образовательная организация. Обучение медицинского персонала — полноценный бизнес.

Вместе с ВМШ разработали портал, который помогает непрерывно обучать средний медицинский персонал. На портале медперсонал проходит вебинары, тренинги и курсы — бесплатные, платные и по подписке. За обучение начисляются баллы НМО — они нужны для аккредитаци
Вместе с ВМШ разработали портал, который помогает непрерывно обучать средний медицинский персонал. На портале медперсонал проходит вебинары, тренинги и курсы — бесплатные, платные и по подписке. За обучение начисляются баллы НМО — они нужны для аккредитаци

В свое время мы запускали большую академию для компании Admitad. Это была целая серия курсов по работе с SEO-инструментами. Клиентов — рекламодателей и веб-мастеров — учили работать с платформой и развивать бизнес. Академия быстро выросла в отдельное направление бизнеса.

Обычно в таких проектах встает вопрос документооборота: компаниям и государственным организациям нужно работать с приказами о зачислении, вести учет удостоверений и сертификатов и передавать их в федеральный реестр. Этот вопрос мы тоже закрываем.

Реализация социальной миссии

У многих бизнесов есть социальная миссия. Банки прокачивают финансовую грамотность населения, медицинские организации — знания в области здоровья. Есть организации, для которых социальная функция — ключевая, например Россииское общество «Знание» или детско-юношеские центры.

Компании и госорганизации создают свои образовательные проекты — курсы, марафоны, образовательные конкурсы и порталы. Онлайн-формат упрощает процесс и стирает границы: инструмент один, аудитория — многотысячная.

Из нашего <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fteachbase.ru%2Fblog%2Fcases%2Fapsb-videokursy-o-finansah-dlya-nefinansistov-za-5-nedel%2F&postId=1431947" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">видеокурса о финансах для Академии ПСБ.</a> Аудитория — уволенные с военной службы военнослужащие и члены их семей. На простых примерах эксперт объясняет, что такое инфляция
Из нашего видеокурса о финансах для Академии ПСБ. Аудитория — уволенные с военной службы военнослужащие и члены их семей. На простых примерах эксперт объясняет, что такое инфляция
<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fteachbase.ru%2Flearning%2Fcases%2Ffintestirovanie%2F&postId=1431947" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Портал ФинТестирование.</a> Министерство финансов РФ запустило портал, чтобы повысить финансовую грамотность школьников и студентов
Портал ФинТестирование. Министерство финансов РФ запустило портал, чтобы повысить финансовую грамотность школьников и студентов

В задачах выше обучение — ключевой способ решения. А главный инструмент — образовательная платформа. Создавать свою — компаниям долго и дорого, особенно для внутреннего проекта. Поэтому они используют готовое решение (наше), которое учитывает принципы UX и постоянно обновляется. По сути, не просто голый продукт, а еще и сервис с поддержкой 24/7.

Смотрю сейчас на наш портфель заказчиков: 50–60% — корпоративные университеты, а 40–50% — клиенты с задачами, нацеленными на обучение НЕ сотрудников. Лишь в половине кейсов мы работаем с HR. В качестве ЛПР все чаще выступают директора по развитию или качеству. Потому что спрос на образовательную платформу сегодня существует и у маркетинга, и у департаментов по развитию бизнеса.

В этом плане объем рынка с 30 миллиардов, в которые можно было бы оценить сегмент HR Tech, становится намного шире. На таком рынке создавать свои решения куда более интересно.

Убедил? Пишите, какие задачи бизнеса сейчас решаете. Покажу, как бы решил их при помощи обучения.

И еще — вопрос со звездочкой. Аудитория у нашего продукта очень неоднородная: тут и HR, и маркетинг, и департаменты по развитию бизнеса. Так что если понимаете, как правильно его упаковать — делитесь идеями, буду благодарен.

Подробнее о пользе обучения в компаниях и государственных организациях рассказываем в телеграм-канале Teachbase Журнал. Подписывайтесь, если интересно, как устроено обучение у коллег. Там же анонсируем бесплатные вебинары с экспертами EdTeach и HR Tech.

Ну а если вам нужна образовательная платформа — обращайтесь: все расскажем, покажем и дадим попробовать.

2323
99
22
10 комментариев

Все таки многое понятно еще на этапе собеседования и нужно стараться брать только тех в кого ты веришь

2
Ответить

Спасибо за комментарий. Все верно, это когда он уже дошел. Но вот пришел бы он, в условиях когда людей не хватает на всех позициях (безработица =0), задача таких порталов сделать так чтобы люди из других отраслей смогли найти для себя новую профессию, подготовиться к ней, полюбить ее. А собеседование это уже следующий этап и совершенно другой процесс

2
Ответить

Я из статьи понял, что чтобы было в кого верить, надо проделать громадную работу и компании идут в это. Судя по количеству проектов не одна и не две. Надо понять как это у себя адаптировать.

Ответить

А что делать, если сотрудники как амебы, буквально спят на работе? Как тут поможет обучение?

1
Ответить

Вопрос немного странный. Потому что если они спят на работе, то модет нафиг таких сотрудников? Кажется тут немного обучением уже поздно помогать. Обучение может быть не всегда как способ лечения но и как способ мотивации. Служить дополнительным бонусом ради которого люди могут начать работать. Мол лучшего сотрудника отправляем на обучение.

Ответить

Владимир, а есть ли у вас какие-то рекомендации, с чего лучше начать компании, которая хочет внедрить такой подход к обучению? Может, какие-то первые шаги или типичные ошибки, которых стоит избегать?

1
Ответить

Ответ очень простой. Но к сожалению часто на него ответа нет.
Ответить на вопрос зачем, причем секрет в том чтобы задавать его много раз.

- зачем?
- чтобы сотрудники работали лучше!
- зачем и что именно не устраивает?
- (тут уже ответ сложнее)

В общем докопаться до смыслов. Часто модет оказаться что проблема решается и не обучением вовсе, либо становится понятно что решается в первую очередь обучением и все становится прозрачно:

- долго адаптируются, нужно ускорить
- не знают продукт, нужно повысить знания
- плохой уровень поддердки клиентов- нужно натаскать специалистов.

В такой парадигме когда есть цель, задача - то и тем кто учится- становится легче сориентирваться и мотивации будет больше, когда они понимают зачем.

И еще один совет. Пойми и подробно опишите как это решается сейчас. Фишка в том что не может быть такого, что никак. Люди как то что-то узнают, модет им рук-ль говорит на планерках, может есть михалыч - тайный носитель знаний. И это надо выявить и использовать. Чтобы не сломать то что работает и именнно это улучшить.

Ответить