Проверка на прочность: как я доводил олигархов до истерики

Как заставить влиятельного человека потерять самообладание? В своей журналистской практике я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда нужно было вывести на эмоции местных ВИПов. И, поверьте, это не только возможно, но и иногда необходимо. Сегодня я расскажу о некоторых приемах, которые позволяли мне добиваться нужных результатов и получать нужные комментарии, превращая их в оружие.

В бытность моей молодости, когда я трудился на ниве региональной политической журналистики, я в частном порядке писал жесткие заказные тексты. Героями становились местные политики и олигархи, и, поверьте, разоблачающих мочильных текстов они очень заслуживали.

Журналистская этика? Не слышали

Чтобы текст не выглядел как полная заказуха, требовалось получить комментарий ВИПа. Конечно, для этого нужен сотовый героя, и с этим никогда не было проблем.

Очень важно, чтобы комментарий был в духе статьи, а сам герой, которого мы обличаем, выглядел полным неадекватом. Сделать это довольно просто. Рассказываю.

Мы звоним герою с разных телефонных номеров в течение часа и разными голосами спрашиваем про одно и то же. Представляемся вымышленными именами и изданиями. Сначала наш герой отвечает спокойно и терпеливо, аргументированно выражая свою позицию. В каждом звонке добавляем драматизму, немного поддавливаем на ВИПача: дергаем кота за усы.

Куча звонков с одним и тем же вопросом разозлит кого угодно
Куча звонков с одним и тем же вопросом разозлит кого угодно

Проверено, примерно к пятому звонку наш объект выходит из себя и начинает орать. Это то, что нам и надо! Пишем его на диктофон и вставляем истеричный комментарий в текст. Статья получается разгромной и, самое главное, объективной и правдивой.

Тут очень важно послать пресс-службу героя (если таковая имеется) куда подальше, выйти на героя напрямую.

Бывает еще смешнее, вы взяли у ИванИваныча комментарий, новость вышла, и ему начинают названивать другие СМИ. У ИванИваныча продолжает подгорать, и он продолжает истерить и нести чушь, которую с удовольствием тиражируют коллеги.

Пресс-служба: не вздумайте с ними разговаривать! ВИП (кот): остынь, я сам отвечу
Пресс-служба: не вздумайте с ними разговаривать! ВИП (кот): остынь, я сам отвечу

А если прямого контакта с героем нет?

Бывают ситуации, что герой прячется, не желая общаться с независимыми журналистами, либо у вас нет сотового. Что делаем? Звоним секретарше Маше на городской номер. Она, естественно, не хочет соединять с шефом. И тут развязываем вот такой диалог:

-Здравствуйте, журналист такой-то такой-то, нам срочно нужен комментарий от Иван Иваныча. Соедините пожалуйста.

Получаем стандартный ответ от Маши:

-Иван Иваныч занят, оставьте свои контакты, с он с вами свяжется, если сочтет нужным (как вариант: перезвоните в пресс-службу или пресс-служба с вами свяжется).

Вряд ли секретарша оценит ваш звонок
Вряд ли секретарша оценит ваш звонок

Ответ должен быть примерно таким. Важно нагнать жути на бедную Машу. “Текст у нас выходит через 45 минут, в течение этого времени нам нужен его комментарий. Вопрос очень важный, речь идет о его репутации. О чем именно я буду спрашивать, я, конечно, вам сообщать не собираюсь. Если комментария не будет, я с удовольствием напишу, что вы отказались от комментариев. Текст будет неполным (более жесткий вариант: мы повесим на вас всех собак). Если комментария не будет, вы очень подставите своего шефа. Оно вам надо?”.

Оставляете контакты, кладете трубку. Полублеф срабатывает: в 10 случаев из 10 герой перезванивает сам в ближайшие минуты.

Создаем инфоповод с помощью моей мамы

Еще один короткий и довольно свежий пример, как мы создавали управляемый хаос и выводили “клиента” из себя. Не удивляйтесь: это реальная история, которая со мной произошла. Допустим, клиент - владелец птицефабрики или крупного металлургического предприятия.

Курица и ее хозяин явно недовольны вниманием прокуратуры и СМИ
Курица и ее хозяин явно недовольны вниманием прокуратуры и СМИ

Я проезжаю мимо предприятия и чувствую неприятный запах: то ли куриный помет воняет, то ли выбросы, не пойму. И я оформляю официальное обращение в прокуратуру (от имени моей мамы, жены, да кого угодно), в котором так и пишу, проезжая мимо завода, почувствовал(а) сильный запах. Прошу провести проверку.

И проверка начинается! Я обращаюсь за официальным комментарием в прокуратуру, мне подтверждают факт жалобы и начало прокурорской проверки, что мы и выносим в заголовок. А какие ее результаты, - да кого это волнует? Новость сразу же тиражируется всеми местными СМИ: куриных и металлургических олигархов ведь никто не любит. Начинается (не)контролируемый хаос.

Стоит ли так делать сейчас, в современных реалиях? Честно, не знаю. Давно уже не работаю журналистом. Все зависит от ситуации. Как по мне, так ВИПы стали соображать чуть лучше и реже ведутся на подобные пранки.

А давайте теперь развернем это историю с точки зрения пресс-служб. Как реагировать на такую деловую журналистику? Давайте об этом - в следующей серии. Подписывайтесь на мою группу, канал, и, как говорится, ставьте лайки, делайте репосты и задавайте вопросы.

Другие истории и адовые кейсы из моей журналистской жизни - в моей маленькой группе в ВК. Телегу пока не сделал, вот думаю: а на до ли? Как считаете?

33
3 комментария

прикольный кейс! понастальгировал по журналистским временам и общей работе) хотя такого опыта у меня не было

1

спасибо, Саш