Кейс о том, как ИП не попасть на 500 000 рублей штрафа от ФАС

Не повторяйте мою ошибку. Ситуация из личного опыта.

За 5 лет предпринимательства со мной бывало всякое. Но только одна ситуация четко выделяется масштабом катастрофы. Сегодня расскажу о том, как умудрился попасть на штраф в 500 000 рублей от антимонопольной службы и уладить конфликт, не заплатив ФАС ни рубля. Смотрим.

Недоброе утро. Начало истории.

В 2018 году в команде маркетингового агентства «Клиенты из сети» было всего 8 человек:

  • основатель (Кирилл Безиков, т.е. я )
  • мой помощник (ныне партнер)
  • менеджер по продажам
  • пара проектных менеджеров
  • директологи в количестве двух штук.

Таким составом обслуживали несколько компаний. Было непросто, но мы справлялись.

Одним летним (и, увы, недобрым) утром мне в WhatsApp пришло сообщение от клиента. Содержание примерно такое:

На мою компанию подали в суд за рекламу, которую настраивали вы.

И приложил документ, как доказательство:

Фрагмент документа, присланного антимонопольной службой нашему клиенту.
Фрагмент документа, присланного антимонопольной службой нашему клиенту.

Чтобы осознать масштаб катастрофы мне потребовалось 3 часа. Полмиллиона рублей для маленькой компании - серьезные деньги. Мысли в моей голове летали, как пули:

Нам конец, мне конец. Полляма! Суд? Арест? Как платить? Надо бежать! Спокойно. Надо остыть. Ааааааааааа! Стоп, рано рыть себе могилу. Давай думать.

Выдохнул и позвонил клиенту.

В разговоре выясняю, что от его конкурента поступило обращение в суд. Истец обвинял компанию в подпольном изготовлении продукции под прикрытием их логотипа. На деле же ничего такого не происходило.

Три месяца нашего клиента атаковала ФАС, пока ситуация не прояснилась: дубляж логотипа нашли в контекстной рекламе, которую настраивала наша команда.

Не в моих принципах уклоняться от ответственности за свои действия. Клиенту я сказал, чтобы он предоставил в суд наш договор как доказательство невиновности. Это он и сделал, а штраф в 500 000 рублей перешел на наши плечи.

Фрагмент документа, присланного антимонопольной службой уже мне.
Фрагмент документа, присланного антимонопольной службой уже мне.

Если коротко, то антимонопольная служба обратилась за подтверждением, что рекламу действительно настраивал я.

Почему так получилось и кто виноват

Причина конфликта - недостаточная компетентность одного из сотрудников. Он запустил рекламную кампанию на копипасте логотипа конкурента с другим текстом. Изображение взято из общего доступа, но логотипы использовать нельзя даже в таком случае.

На тот момент с этим человеком работали три года на полном доверии, поэтому я отстранился и не стал проверять. Мой косяк, не спорю.

Дополнительной неприятностью стало то, что этот сотрудник моментально заблокировал все мои контакты и не выходил на связь. Разбираться с ситуацией пришлось в одиночку.

Кейс о том, как ИП не попасть на 500 000 рублей штрафа от ФАС

Возможно сообщения покажутся излишне резкими. На тот момент мое состояние было близким к нервному срыву.

Я усвоил урок и сегодня в компании на любую задачу есть чек-лист, чтобы подобное не повторилось. Обязательно проверяем весь контент на наличие чужих логотипов, брендовых слов и так далее.

Как решилась проблема

Ситуацию удалось разрулить без суда и ущерба репутации сторон. Как?

Каждый день на координации с менеджером по продажам просматриваем новые заявки, проводим поверхностный анализ целей и задач потенциального клиента. В то же утро к нам поступила заявка на рекламу от компании-истца. Я был удивлен? Если б не цензура, выразился бы покрепче.

Что сделал:

  • Взял контакты из нашей CRM. Связался с директором по маркетингу - человеком, который занимается поиском подрядчиков для проведения рекламных кампаний.
  • Выяснил подробности задачи, с которой они к нам обратились.
  • Объяснил, кто я и в чем виноват, пустил слезу микробизнеса.
  • Предложил решить все мирным путем за счет компенсации ущерба нашими услугами.

В итоге 3 месяца вели их рекламную кампанию и оплачивали бюджет. В целом потратили 130 000 рублей вместо 500 000 предписанных.

Соглашение о компенсации ущерба с компанией-истцом.
Соглашение о компенсации ущерба с компанией-истцом.

К чему это всё.

Не повторяйте моих ошибок. Прямо сейчас проверьте сайт и рекламу на наличие авторских картинок и картинок с чужим логотипом, ключевых слов брендов конкурентов. Иначе к вам тоже неожиданно постучится ФАС.

Что имеем спустя 2 года

Кучу чек-листов по проверке всего и вся. Сейчас я уверен в работе маркетингового агентства на 100500%. Подобное не повторится ни со мной, ни с моими клиентами.

Как строим работу сегодня?

Проводим бесплатный разбор сайта и даем список подходящих инструментов рекламы. Рассчитываем декомпозицию потенциальной прибыли клиента, под которую готовы подписаться в договоре. У заказчика изначально будет представление о том, сколько он потратит на рекламу и какую прибыль получит.

Если прогноз устраивает, заключаем договор. Клиент получает удаленный полноценный отдел маркетинга по стоимости одного штатного маркетолога + гарантия на результат.

Сейчас набираем 100 компаний для бесплатного углубленного разбора. Проанализируем ваш маркетинг, разберем инструменты и ошибки, исправление которых уже даст прирост конверсии.

Никакой заманухи. Нам это нужно для формирования рабочего процесса, компаниям - для развития бизнеса.

Желающие получить бесплатный маркетинговый разбор, зайдите на сайт компании «Клиенты из сети» и заполните анкету. После отправки с вами свяжется наш менеджер.

Или оставьте заявку под последним постом на моей странице в Instagram @bezikovkirilll

Ваш Кирилл Безиков - основатель маркетингового агенства «Клиенты из сети».
Ваш Кирилл Безиков - основатель маркетингового агенства «Клиенты из сети».
66
34 комментария

Вроде не 90е уже давно, а картинки из интернета все так же копипастят, а потом удивляются что есть авторское право какое-то.

6
Ответить

Да, дураки учатся на своих ошибках)) Значит я из этой категории)

Ответить

Ну ппц, это ж надо так попасть. Ладно хоть разрулили, а то бизнесу мог придти не happy end. И конкуренты пошли на встречу, это так по-человечески. Ну или вы были очень убедительны :)

3
Ответить

Кирилл, очень рада, что ситуация разрешилась с небольшими потерями для Вас и Вы сделали правильные выводы (наладили процессы проверки чистоты контента). Сейчас есть свежее Постановление Верховного Суда о том, что подрядчик может в определенных случаях избежать ответственности за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц, но это в целом конечно случаи когда материалы даются в работу Заказчиком (например, типографии) а у вас же другая была ситуация. Посмотрите мою статью про логотипы (https://vc.ru/legal/145896-zaplatil-dizayneru-100k-za-logotip-a-rospatent-otkazalsya-ego-registrirovat-kak-izbezhat-takih-situaciy) - возможно будет полезно в Вашей работе. Удачи!

2
Ответить

Спасибо, большое полезная статья)

Ответить

Из этой ситуации, я понял что обо всем можно договориться)

1
Ответить

Хорошая статья! И вы молодец, отлично держите удар, в бизнесе полезно.

1
Ответить