Перспективы TikTok – взгляд на глобальную картину

Перспективы TikTok – взгляд на глобальную картину

В США сейчас разворачивается интересная история. Республиканский истеблишмент, во главе с потерявшим популярность Дональдом Трампом, всячески ищут способы поднять свои рейтинги перед ноябрьскими президентскими выборами. В этой проблеме TikTok выступает как разменная монета, сталкиваясь с угрозой блокировки на крупнейшем рекламном рынке.

Для того, чтобы развернуть рейтинг вверх и как минимум сравняться в предпочтениях среди избирателей, с демократом Джо Байденом, администрацией Дональда Трампа была развернута полномасштабная антикитайская PR-кампания в целях объединения электората против внешнего врага (ох, как нам это знакомо).

Враг этот и коронавирус вроде как по всему миру распространил, и экономику США душит выводя рабочие места и деньги из страны, признаком чего является сохраняющийся несмотря на торговые войны дефицит торгового баланса в пользу Китая, и это еще опуская тот факт, что судя по всему Китай действительно в последнее время ведет довольно агрессивную экспансионистскую политику во всем мире и все громче говорит о своих амбициях.

В общем причин для синофобии в США не мало

Тут собственно под руку Трампу и подвернулся стремительно набирающий популярность TikTok. Несмотря на всяческие попытки позиционирования как не китайской, а глобальной компании со штаб квартирами в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Дубае, Мумбаи, Джакарте, Сеуле и Токио, и CEO-американцем выходцем из The Walt Disney Company Кевином Майером, TikTok все же подконтролен китайской компании ByteDance и это безусловно является для него своего рода черной меткой в сегодняшних политических реалиях.

Перспективы TikTok – взгляд на глобальную картину

Во втором квартале этого года, в новостной фон на фондовых рынках начали проникать новости о готовящемся запрете TikTok в США, новости эти подогрело публичное заявление гос. секретаря Майкла Помпео о том, что правительство США вслед за Индией действительно планирует запретить приложение в стране, руководствуясь намерениями защиты пользовательских данных граждан США от попадания их в руки враждебного государства.

State Secretary Mike Pompeo on possible TikTok ban

В объективной реальности сомнительно, что у Трампа получится до ноября провернуть законопроект о запрете деятельности TikTok в стране. Этот закон еще надо через все круги бюрократии пропустить, а нижняя палата конгресса и вовсе подконтрольна демократам, которые из принципа делают все наперекор не очень уважаемому ими президенту.

Что касается лидирующего по опросам кандидата от демократов Джо Байдена. Тут не секрет, что Байден в принципе относится скептически, если не враждебно, по отношению к IT-гигантам, таким как Google, Facebook, Amazon и Apple, даже несмотря на то, что исторически так сложилось, что эти компании спонсируют кандидатов от демократической партии.

Эта позиция выглядит скорее как консолидированная среди демократов, которые уже устраивали в 2018 году допрос владеющего Facebook Марка Цукерберга по следам скандала с Cambridge Analytica.

Ключевой мотив демократов сейчас – IT-компании надо поставить под контроль

В этой позиции есть рациональное зерно, ведь действительно IT-гиганты обрели такое могущество, что порой из-за их действий возникают политические трения. Фактическая не подконтрольность антимонопольным политикам, приводит к тому что эти компании ведут анти-конкурентную деятельность и вселяют страх в более слабых участников рынка. Олицетворением подобной политики является такая формула – Если твой социальный сервис начал набирать популярность, то ты становишься угрозой для Facebook. Они непременно попробуют купить тебя и всю твою команду, а потом закрыть сервис, либо интегрировать его в свою экосистему, как это было с Instagram. Если ты не захочешь продаться, то они будут угрожать тебе уничтожением, просто скопировав ключевые функции твоего сервиса и добавив их в свой, как это было со Snapchat и форматом Stories.

Антиконкурентные действия IT-гигантов послужили причиной вызова на допрос их представителей в конгресс.

Congress Grills Big Tech CEOs from Amazon, Apple, Google and Facebook Over Competition

Сейчас мы наблюдаем похожую историю, когда Facebook, на фоне синофобских заявлений со стороны президентской администрации и под соусом патриотизма планирует запуск аналога TikTok.

В определенной степени, многие люди, тесно работающие с глобальными цифровыми платформами, солидарны с позицией демократов в том, что IT-гигантов действительно пора поставить под контроль, а устаревший антимонопольный закон, нужно привести в соответствие современным реалиям цифровой экономики.

По факту, в случае (хотя скорее после) победы Байдена на президентских выборах и укрепления позиций демократов, в США может повториться история Standard Oil, более чем столетней давности. Только на этот раз под разделение попадут IT-гиганты.

Так же, некоторые аналитики инвестиционных фондов выражают уверенность в том, что администрация нового президента будет искать пути смягчения отношений с основным торговым партнером в лице Китая, и нападки на TikTok должны прекратиться. Однако стоит оговориться, что судя по всему, противостояние с Китаем это консолидированная позиция всей правящей элиты в США независимо от партийной принадлежности, и эта история на долгие годы останется с нами, пусть и с некоторыми периодами потепления в отношениях.

При всех текущих проблемах, такая перспектива для TikTok более чем позитивная, однако не стоит забывать о том, что у сервиса остаются продуктовые изъяны, мешающие развитию компании, как например то, что на данный момент рекламодатели более лояльны экосистемам Facebook и Google, и это несмотря на бойкоты, т.к. они им просто понятнее. Контент-мейкеры тоже скептичны по отношению к сервису из-за того, что до сих пор не выработана четкая система монетизации контента, из-за чего TikTok даже был вынужден экстренно запустить программу на $200 миллионов для стимулирования создателей контента и задуматься о дополнительных объемах поощрения, но объективно говоря, это не решение проблемы в корне, а попытка залить ее деньгами.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что угрозы для глобального развития TikTok больше продуктовые, нежели политические, и важнейшей задачей для сервиса будет усовершенствование своего предложения для ключевых сторон в виде рекламодателей и контент-мейкеров, где для одних должен быть разработан детальный и прозрачный механизм размещения рекламы, а для вторых должна быть разработана понятная система монетизации контента. Без этих двух компонентов, TikTok неизбежно проиграет более могущественному Facebook, если конечно последний не будет раздроблен и поставлен под жесткий правовой контроль раньше.

Что вы думаете по поводу перспектив TikTok?
Станет достойным конкурентом дуополии Google/Facebook
Станет локальной доминирующей соц-сетью в евроазиатском регионе
Facebook скопирует, TikTok потеряет западные рынки
11
2 комментария

Если твой социальный сервис начал набирать популярность, то ты становишься угрозой для Facebook. Они непременно попробуют купить тебя и всю твою команду, а потом закрыть сервисПочему это преподносится как нечто негативное? Разве не для этого создаются стартапы?

Ответить

Ну смотря с какой стороны посмотреть. Есть стартапы, цель которых занять новую или смежную нишу и доминировать в ней, т.е те, в которых мыслят по-крупному, а не просто срубить бабла на зародышной стадии. А есть те, которые специально создаются на продажу, и их наверное 90-95% сейчас.
Политика условного фейсбука несет угрозу именно для этих 5%, которые могли бы создать много рабочих мест по ходу роста, но не создадут.

Ответить