Почему нужно партнерское соглашение и как его составлять

Доводилось ли вам работать с кем-то в паре? Быть партнёрами? Я терял деньги 3 раза, и каждый из этих раз был только потому, что я не фиксировал со своим партнером кто и как и за что отвечает. Однажды мой партнёр единолично принял решение, которое привело просто к колоссальным денежным потерям. Он поступил так потому, что был уверен – раз я его партнёр, то приму абсолютно любое его решение.

Почему так происходит? Потому что партнёрство – это достаточно размытый термин, здесь нет определённого регламента, как в отношениях начальник-подчинённый, например. Поэтому единственный способ сделать партнёрские отношения стабильными и продуктивными – это составить партнёрское соглашение.

Партнерское соглашение в России - это не твердое юридическое обязательство, с ним в суд не пойдешь. Впрочем, мой партнер Андрей Игнатьев может на основании такого соглашения сделать документы, с которыми можно пойти в суд. Но даже без такого мастера соглашение – это уже твёрдая почва под ногами, которая помогает вам обоим чётко понять друг друга.

Партнёрство в бизнесе всегда начинается чрезвычайно мило. Это почти как конфетно-букетный период – вы отлично общаетесь и не видите впереди опасностей. Но когда в бизнесе будет большая прибыль или большие убытки всё может полететь к черту. Поэтому не доверяйте своим эмоциям на старте, не бойтесь, что будете выглядеть подозрительным или даже паникёром, предлагая составить соглашение. Просто возьмите и сделайте это. Установите правила. Обезопасьте себя.

Почему нужно партнерское соглашение и как его составлять

Из чего состоит партнёрское соглашение? Технически – из всего, что вам важно обсудить на берегу. Но как правило это примерно одни и те же запросы, которые я объединяю в блоки. «Обязательная программа» включает 5 таких блоков.

Каждый блок потребует от вас предварительной подготовки. Придётся собраться, обсудить, проговорить, найти вариант, который устроит вас обоих. Прописать всё самому и поставить партнёра перед фактом – это как раз то, от чего нас должно защитить соглашение. Если ваш партнер не хочет говорить или вникать - значит, партнер душой не вложился, значит у него нет никакой ответственности и вряд ли она появится.

Приведу пример. Недавно сорвалась наша сделка с питерским дизайнером. Мы с ним долго обсуждали детали сотрудничества, на 3 или 4 встрече он заявляет, что раз в полгода хочет оценивать результаты моей работы, и если он сочтёт их недостаточными, то выгонит меня из бизнеса. Причем только меня! Конечно, у нас ничего не вышло.

Вот поэтому не может быть простого шаблона партнерского соглашения, потому что так не работает. Это должен быть личный договор, где прописаны ваши личные боли, надежды, ожидания и обязанности.

· 1 блок. Кто за что отвечает?

Казалось бы, всё просто. Но и здесь есть свои детали. Прописывайте не просто должности, а именно обязанности. Например, Иван отвечает за маркетинг, за отчетность и за продажи, но как только компания начнет приносить прибыль, мы найдем человека. А Петр отвечает за генерацию лидов, отчеты и тд. Необходимо прописывать конкретные задачи! К этому же документу присоедините структуру компании и цифровые показатели каждого из сотрудников. В структуре компании мы прописываем: что мы делаем, какую компанию строим, каковы наши стратегические цели. Но об этом чуть ниже.

· 2 блок. К чему мы стремимся?

Скажем, вы хотите сделать компанию, вывести ее на мировой рынок, сделать прибыльной и через год продать. Все ясно и понятно. Также необходимо указывать сроки всех стадий, суммы, которые вы закладываете на тот или иной этап развития. Не бойтесь потеряться в мелочах – здесь нужно внимание к деталям. Не менее важно определиться и прописать: ваше партнерство на продолжительный срок или на этапный.

Как я уже писал выше, для полного понимания с обеих сторон придётся сесть и всё проговорить. Необходимо провести сессию стратегического планирования, где нужно ответить на 5 вопросов:

- Какие наши цели на полугодие/год по обороту/прибыли?

- Что есть наш продукт?

- Как мы выстраиваем процессы на полугодие/год и автоматизируем контроль исполнения?

- Как мы работаем с командой?

- Какую мы используем мотивацию для ключевых сотрудников компании?

Это – основные пункты второго блока. Вполне возможно, в вашем соглашении их будет больше.

· 3 блок. Что с финансами?

Поссориться проще всего из-за денег. Поэтому необходимо зафиксировать - кто что вкладывает и что делает тот, кто не вкладывает. Например, занимается поиском инвесторов.

Может показаться, что это из первого блока, но здесь другой подход. Например: я занимаюсь маркетингом, а если я этого не делаю, значит плачу человеку, который это делает. Если вы даете свою технику, автомобиль, то тоже это необходимо написать, потому что это ваш вклад в бизнес. Укажите, какой сумме эквивалентен ваш вклад.

Также необходимо в финансах прописать процедуру: планирование и отчетности и контроля. Договоритесь с партнером о периодичности финансового планирования компании. То есть 25-30 числа каждого месяца управляющий партнер должен делать финансовый план на следующий месяц: доходы, расходы, маржа, прибыль, и так далее. Вы можете принимать участие в сессии планирования, слушать менеджеров, а если и вы менеджер, то можете делать свои корректировки или идеи. В итоге всё должно быть подписано: что в деньгах мы ждем: доходы, расходы, зп и тд.

Обсудите отчётность – кто кому когда и какие данные предоставляет. Спланируйте финансовый результат – каких показателей к какому времени вы должны достичь. Чем подробнее – тем лучше.

Если ваш партнер отказывается от отчетности - это прямая дорога к катастрофе. Потому что нельзя заниматься тем, что не контролируешь!

· 4 блок. Кого берём в команду?

Вы с партнером должны договориться на какие позиции вы имеете право утверждения, а на какие должности право согласования и ознакомления. Например, набор людей на главные должности - я хочу людей утверждать и принимать обоснованное решение – брать или не брать. А на какие-то должности, например, у вас есть только право согласования, когда вы можете сказать свое мнение, но если партнер обосновывает свое желание взять человека, то вы просто его согласовываете. Третья стадия - ознакомление, то есть люди, которых нанимает ваш партнер, беспрекословно принимаются, и вы просто знакомитесь или не знакомитесь с человеком.

Вы должны расписать моменты, которые партнер должен согласовывать с Вами. Это система мотиваций, политика заработка компании (все должно быть задокументировано в соглашении и назначены ответственные). Потому что у вас с партнером могут быть разные мнения. Это ваше право - подтверждать и знать политику заработка компании. У вас должно быть право постановки вопроса по какому-нибудь сотруднику, право на увольнение, найм, оплату обучения и тд.

· 5 блок. Как будем расставаться?

Важно помнить, что партнёрство не бывает вечным. Вы в любом случае рано или поздно прекратите сотрудничество. Ваша задача – определить алгоритм на два варианта развития событий – если всё будет хорошо и если всё будет плохо.

Как будем расставаться, если все плохо? Это один из важнейших пунктов в соглашении. Если возникнут серьёзные проблемы, отношения точно обострятся, и ваш партнёр может повести себя некорректно. Чтобы не искать виноватых, необходимо зафиксировать общие успехи и период, когда компания была в прибыли. Пропишите ваши шаги по реанимации компании – вы можете разработать новую стратегию, сменить директора, и т.д. Если и после этого компания в убытке, то мы фиксируем убытки, закрываем компанию и закрываем долги. То есть мы фиксируем убыток, фиксируем активы (просто стоимость), реализуем их (прописываем как). Далее одно минус другое и делим между собой по договоренности.

Как будем расставаться, если все хорошо? На такой случай у меня есть простая формула - 3-5 годовых прибылей.

Пропишите, чему равна стоимость компании и её активов. Формулы есть разные, но моя любимая - 3 годовых прибыли + стоимость активов. Вы можете указать, что если вы расстаётесь в первые полгода сотрудничества и компания прибыльная, то партнер получает всю свою долю прибыли за полугодие (вложенные деньги и прибыль с них). Если мы расстаемся через год, когда бизнес уже стоит на ногах, то формула расставания - 3 годовых прибыли + стоимость активов.

Партнерское соглашение - это понятийный документ, который позволяет вспомнить, как мы договорились в начале. Поэтому в нём нет и не может быть лишних деталей. Берите за основу мои 5 блоков, добавляйте то, что важно лично вам и вашим партнёрам.

Почему нужно партнерское соглашение и как его составлять
88
реклама
разместить
10 комментариев

Вы теперь на лестнице живёте? 🙄

1

Когда не так расстался с партнером...😁 А статья не плоха, может быть полезна, спасибо.

1

Спасибо, Владимир, статья очень полезная. Какие то вещи могут казаться банальными, но лично знаю только единицы тех, кто действительно прописывает "больные" условия на берегу ) К счастью имел положительный опыт партнерства, и важно не только как вели бизнес, но и то как расстались ) Мы немного отошли от вашего формата, но в целом "все о том же" договорились. И даже после "расставания" прекрасные отношения ) Возможно в каких то проектах снова будем партнерами.

По ходу партнерства у нас было классное упражнение, которое мы выполняли обычно раз в год. Выезжали в спокойное место (как правило это был ресторан) и задавали друг другу 2 вопроса:
1. Какие есть у меня сильные стороны?
2. Какое "бревно в глазу" я скорее всего не замечаю, какие качества мне нужно усилить.

Я был в шоке после этих упражнений, потому что в первом вопросе слышал то, что не считал своими сильными сторонами. А во втором вопросе удивлялся, что какие то на мой взгляд мелочи так сильно парят моего партнера.
Это упражнение позволяло предупредить ядерный взрыв и во время скорректировать дорожную карту )

 Всем мира и успешного партнерства )

1

Как хорошо, что Вы подняли эту тему. Действительно, многих проблем можно избежать, договорившись заранее. Только вот с волшебником погорячились - любой сопровождающий бизнес юрист напишет этот документ, подвига тут нет, есть только неприятие и непонимание бизнесом пользы юристов для них. И не только юристов.

документ написать действительно не сложно.
а вот так написать, что бы использовать в арбитраже...

Владимир, а есть платежеспособный спрос на разработку партнерских соглашений, во время медиации, к примеру?