Претензия абсурда или кейс по защите русского народного промысла

Гжель и хохлома – важные части русской культуры и до сих пор пользуются популярностью как символы национального искусства и ремесла. Но вот наши оппоненты посчитали, что все права на это принадлежат им. Пришлось объяснять, что это не так.

Претензия абсурда или кейс по защите русского народного промысла

Мои клиенты выпускали линейку косметических средств. А баночки, тюбики и прочая упаковка были оформлены в духе гжели и хохломы. Продают, поставляют практически во все торговые сети страны и тут... Бах! Прилетает им претензия от «Некоммерческой организации союз гжель». Заявляют, что обладают всеми правами и полномочиями по распоряжению народными художественными промыслами России.

И требуют всего лишь 150 миллионов рублей! А еще изъятие продукции из сетевых магазинов, в том числе из маркетплейсов и сайтов. Внизу добивка в виде: “мы все понимаем, можем с вами встретиться, обсудить и пойти вам навстречу: договоримся о скидке и дадим рассрочку” Либо они пойдут в правоохранительные органы. В общем, комедия.

Когда я рассматривал документы, мне казалось, что это чей-то сон при температуре 39. Ведь всё не так просто.

Некоммерческая организация не может просто взять и заполучить все полномочия на народные художественные промыслы России. Законодательство четко определяет, что относится к ним и как это всё регистрировать. Если кто-то зарегистрировал конкретный объект — например, лошадку под хохломой — и я её воспроизвожу, тогда да, я нарушаю права.

Но вот стилистику народных промыслов зарегистрировать нельзя. Это как если бы я сказал: «Я теперь владелец всех шуток про Василия Ивановича и Петьку!»

Да, действительно, было зарегистрировано место происхождения товаров «гжель». Законодательство позволяет регистрировать такие места как интеллектуальную собственность, но есть важные нюансы. Во-первых, это должно относиться к определённому виду товаров, и в свидетельстве четко указано, к какому именно. Например, если я буду производить презервативы в Питере и называть их «гжель», то с меня ничего не возьмут. Но если я в районе Гжели произвожу фигурки лошадок и расписываю их соответствующим образом, называя их «гжель», тогда да, я нарушаю их права.

А вот если я, скажем, в Подмосковье делаю похожие фигурки с аналогичной росписью и называю их «гжель», то ко мне уже не могут предъявить претензии.

Существуют судебные прецеденты, подтверждающие, что использование мотивов народного творчества в оформлении чего-либо — априори не попадает под правовую защиту. Народное творчество принадлежит народу и не может быть передано в руки частного лица.

Сложилось ощущение, что они планировали найти лохов, которые согласятся заплатить 150 миллионов, а потом, возможно, им сделают скидку и дадут рассрочку. Блицкриг по срубанию денег, не меньше.

В итоге мы написали им объемный мотивированный ответ. И они заткнулись, сели на свою «жопу» и поняли, что не всё так просто. С тех пор прошло 2 года и от них ни слуху, ни духу.

Я хотел показать этот простой кейс, чтобы продемонстрировать, как иногда люди, сидя без дела, решают попробовать «срубить бабок» с крупной компании, надеясь, что те испугаются и заплатят. В этом мире всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И если кто-то решит вас напугать громкими словами и цифрами, просто помните — за каждой претензией стоит закон, а за законом — реальные последствия.

Если у вас остались вопросы -- пишите в комментариях. А чтобы проконсультироваться --- сюда

1515
33
11
16 комментариев

Анекдоты про Василия Ивановича и Петьку писать сюда!)

5
Ответить

Не пойти ли тоже у кого-нибудь потребовать 150 млн

3
Ответить

А че нет то? Народец у нас темный, необразованный наверняка прокатит. Вот имя ваше? Я знаю других с таким именем идите требуйте

4
Ответить

Действительно)

3
Ответить

Пойду куплю себе танк

3
Ответить

Надо брать!)

4
Ответить