Как мы "поработали" с Ozon Marketplace

Ещё один "крик души" бывшего партнёра Озон. Возможно, кого-то моя история убережёт от потери денег и времени...

Как мы "поработали" с Ozon Marketplace

Всё начиналось "за здравие". Регистрация была простой (нужно просто поставить галочку, что соглашаешься с "условиями", изложенными примерно на 1000 страницах, и поехали), интерфейс партнёра - довольно милый и удобный.

Разместил товары. Мы продаём строительную сетку. Рулоны довольно объёмные - 1000х200х200 мм. Вес рулона ~10 кг. Стоимость рулона ~4000 руб. При создании товара вывелось предупреждение, что Озон возьмёт комиссию ~250 руб. с каждого рулона.

"Ничего себе", - подумал я, - "Просто какой-то коммунизм." Получалось, что ребята за 250 руб. заберут товар с нашего склада и бесплатно доставят его хоть в Хабаровск! Я был очень рад и приятно удивлён.

"Вот это технологии, за маркетплейсами - будущее", - подумал я.

Сюрприз №1

Через пару дней капнул первый заказ на 1 рулон сетки. Что ж, мы добросовестно распечатали с десяток листов разных документов Озона и "маркировку груза", примотали её к рулону скотчем, и стали ждать курьера. Когда же он приехал, выяснилось, что буквально неделю назад стала обязательной печать маркировки на термопринтере. Заказ принят не был.

В итоге заказали китайский xPrinter. Потратили 6000 руб. и приличное количество времени по его настройке и другим техническим моментам.

Сюрприз №2

Мы наконец-то начали отгружать заказы. К сожалению, заказывали в основном по 1 рулону сетки. Примерно 2 раза в неделю. Но ничего. "Главное получить первый отзыв на Озоне", - думал я.

Через какое-то время я решил зайти в "финансы" и посмотреть, сколько же мы заработали. Вывелась какая-то непонятно маленькая цифра. Стал разбираться, и наткнулся на некие "транспортно-экспедиционные услуги" в размере под 10000 руб., которые и съели всю маржу.

Оказалось, что за забор заказа с нашего склада добрый Озон берет 1700 руб. за каждый выезд курьера (того самого, который "бесплатно" только что доставил зарядку для телефона по соседнему с нами адресу).

Получалось, что если заказ приходил на 1 рулон (+4000 руб.), далее его забирал курьер (-1700 руб.), Озон дополнительно забирал комиссию -250 руб. и отправлял нам ~2000 руб. (с которых надо еще заплатить налоги ИП).

Так я узнал, на чём же всё-таки зарабатывает Озон - на своих партнёрах.

Безусловно, о скрытой комиссии в 1700 руб. было написано в документе на 1000 страниц, с которым мы согласились при регистрации в партнёрской программе. Всё вроде бы честно :) Честно по-американски, я бы так сказал...

Сюрприз №3

Один клиент отказался от части заказа (1 рулона).

Не знаю, получим ли мы его обратно, но по тем же правилам Озон (на 964-й странице) написано, что это займет 60 дней. И это, похоже правда. Прошло больше месяца - товар к нам не вернулся.

И, вроде как, мы еще заплатим Озону штраф за возврат товара (от которого отказался клиент просто так, просто не забрав его). Об этом вроде бы написано на 469-й странице правил Озона...

Сюрприз №4

Все шло вроде бы неплохо, заработали на партнёрстве с Озоном несколько тысяч рублей (хоть этих денег ещё ждать долго, выплаты пока не прошли - примерно на месяц деньги подвисают - думаю, это написано на странице 843-й оферты). Я уже приготовился сходить в магазин купить пивка, чтобы отметить столь высокие прибыли... но...

Озон ввёл "доверительную приёмку" товара. Я так и не понял зачем это придумано (думаю, что в Озоне просто слишком много лишних сотрудников, которым нужно показать свою "важность", вот они и сидят придумывают новые правила). Суть в том, что если в конкретный день заказали не 1 рулон, а несколько, то теперь помимо их маркировки термопринтером, нужно их ещё во что-нибудь упаковать (например, в мешок), и всю эту упаковку тоже замаркировать. Ну и еще c десяток листов бумаги распечатать. Ерунда, в общем. Курьер Озона даже любезно выдал нам мешок, пригрозив, что в следующий раз нам нужно купить мешки или стрейч-плёнку самим (опять нам нужно что-то купить...)

В общем, в итоге, потеряли они этот груз, запакованный в непрозрачный мешок... Он пропал, и теперь 2 рулона у нас висят как "спорная отправка".

Сюприз №5

Зашел посмотреть как там с доставкой наших заказов - выяснилось, что один из заказов до сих пор "на руках у курьера", хотя прошло 2 недели. В общем, потеряли ещё один рулон.

Итого в Озоне зависло уже 4 рулона, и вряд ли мы их получим назад.

Сюрприз №6

Напоследочек мне позвонили из Озона и сказали, что им пришла в голову мысль перейти на электронный документооборот. И если мы не перейдём - нас отключат.

У нас ИП, нам не нужен никакой документооборот. А его подключение - это опять расходы. Как временные, так и денежные.

Итоги

Как следовало ожидать, пришлось послать Озон куда подальше. Да, он казался адекватнее Беру.ру (который предложил нам самим возить все заказы из Королёва в Серпухов). Но только казался.

На текущий момент баланс нашего "проекта" с Озоном - примерно минус 20000 рублей. И это не считая потраченного времени.

Ещё раз повторю основные "подводные камни" Озона:

  • Высокая комиссия, скрытые платежи (маржинальность вашего товара должна быть больше 2000 руб. на единице, чтобы затея имела смысл)
  • Зависание товара где-то в недрах логистики, пропажа товара (дополнительные убытки в виде себестоимости этого товара)
  • Термопринтер - доп расход 6000 руб. Этикетки, бумага, стрейч-плёнка, время...
  • Необходимость подключения ЭДО (ещё доп расходы)
  • Длительное зависание денег в Озоне (примерно на месяц)

Резюмируя, могу сказать, что все эти маркетплейсы, франшизы и прочие "модные бизнес-модели" придуманы только для обогащения их авторов. Строить бизнес на их основе - означает в лучшем случае работать ради работы, а чаще всего - ещё и приплатить из своего кармана.

Всем удачи :)

PS. Возможно, кто-то скажет, что мы сами виноваты - отдали бы товар на склад Озона и не парились. Там свои приколы. Например, плата за хранение товара... Сдача на пункты приёма Озона нам так же не подходила из-за их расположения...

PPS. Коллеги тут рассказали про ещё один нюанс Озона. Если ваш товар конкурентный (то есть, его продают несколько продавцов) - Озон начинает диктовать вам условия, по какой цене нужно продавать товар. Если же вы не соглашаетесь продавать по ценам Озона - вас посылают на...

UPD. В ответ на комментарии а-ля "сам дурак". Я не жалуюсь, что нас Озон "кинул" или что-то в этом роде. В конце концов, потери не очень большие. Больше жалко времени. Озон же всё описал в оферте (которую никто не читает). Так же поступает и Эпл, и другие гиганты. Это нормальная практика, родом из USA. Я просто рассказал, во что может вылиться работа с Озоном на практике. И, уверен, для большиства бизнесов указанные нюансы критичны, и будут сжирать всю прибыль с заказов. На момент моего беглого ознакомления с условиями Озона (на момент регистрации), не было ни термопринтера, ни других нюансов (либо они были слабо выделены). Сейчас, возможно, они подчеркнуты получше. Так или иначе - читать оферту - это одно, но по факту появляются моменты, которых нет в оферте: пропажа товара, отказы клиентов, задержка выплат, постоянно меняющиеся условия работы (= переучивание сотрудников) и прочее. В сумме всё это даёт неутешительный результат (работу ради работы). Кто-то пишет, что списывают весь потерянный товар в расходы. Офигительно. Возвращаемся к маржинальности. Значит, товар должен быть с маржой процентов эдак 200. Мы продаем не только сетку. Есть другие товары - обогреватели, электронные биде. На них маржа 30-40%. Маржи 200% я давно не видывал... В общем, делайте выводы, и удачного всем бизнеса :)

4141
84 комментария

Комментарий недоступен

28
Ответить

Все "сюрпризы" от лени. 
Решили не читать правила - прочитали их за деньги. 
Не понятно какие претензии к озону. 

20
Ответить

Павел, не буду спорить, Вы наверняка читаете все оферты, с которыми соглашаетесь. Но все люди разные. Мне лично неприятно читать 1000 листов юридического текста. А важные условия всегда можно изложить в простой инфографике на 1 листе. Было бы желание. У Озона этого желания пока нет...

28
Ответить

Повторюсь, Озон всё сделал красиво, ты как бы со всем согласился изначально, не прочитав условия. Но даже читая условия потенциальная "жертва" слабо себе представляет каким геморроем обернется работа с Озоном. Я, честно, не представляю какие закупочные условия на товар должны быть, чтобы покрыть все шероховатости, комиссии и риски при работе с маркетплейсом. Да, в 90-х были маржинальности и 500, и 1000%. Но сейчас лично я таких товаров не знаю. 20-40% сейчас уже нереальная маржа...

6
Ответить

Да в этом есть правда. Много сюрпризов несет не чтение условий и правил. Но все же Озон показал свое помойное сервисное отношение не только в соглашении. Много людей обожглись, а Озон нажился. Думаю помойка скоро стухнет.

6
Ответить

Короче очередной бизнесмен, который решил не тратится на обучение. На WB у меня куча таких. Халява кончилась, с маркетплейсами надо работать)
Процентов на 90 уверен, ему звонили, предлагали научить - он их слил) 

1
Ответить

Иди отсюда очередной инфоцыган

28
Ответить