Европейские язычники приносили в жертву лошадей... и покупали их у христиан

Сквозь века, языческие ритуалы Балтийских народов неотступно хранили свою мистическую привлекательность. С I по XIII века нашей эры жертвоприношения лошадей оставались неотъемлемой частью их ритуалов. Археологические данные не оставляют сомнений: утрата столь важного животного считалась достойной платой за умилостивление темных богов эпохи.

Европейские язычники приносили в жертву лошадей... и покупали их у христиан

Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Очевидно, что для проведения этих ритуалов древним балтийским племенам постоянно требовались лошади. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Science Advances, проливает свет на источник их поставок: последние язычники Балтики покупали своих лошадей у христианской Скандинавии.

Многочисленные археологические раскопки на протяжении многих лет обнаруживали останки лошадей рядом с человеческими захоронениями. Это новое исследование побудило к переоценке важности таких кладбищ как центрального элемента священных ландшафтов Балтики.

Основная проблема при изучении этих жертвенных останков заключается в их непоследовательности. Так называемые "жертвенные ямы" могут включать части лошади, целую лошадь, а в некоторых случаях — несколько лошадей. Расположение животных также сильно варьируется: некоторые лежат на корточках, другие вытянуты, а некоторые, судя по всему, были разорваны на части. Некоторые лошади могли быть похоронены заживо.

Иногда лошади хоронились вместе с людьми, иногда отдельно. Иногда и люди, и лошади были кремированы, иногда нет. Иногда в захоронение включались элементы ездовой экипировки, иногда находились следы сложных ритуальных интерментов. Единственное, что оставалось неизменным на протяжении более тысячи лет, — это важность лошади как жертвенного животного.

Новое исследование основано на многочисленных языческих местах жертвоприношения лошадей в Литве и за ее пределами.
Новое исследование основано на многочисленных языческих местах жертвоприношения лошадей в Литве и за ее пределами.

Однако считалось, что некоторые аспекты ритуала оставались постоянными. Жертвенные лошади, за редким исключением, были мужского пола. Это могло быть связано с ассоциацией конских жертвоприношений с мужской, воинственной культурой, как это следует из некоторых сохранившихся современных текстов, либо с практической ценностью племенной кобылы в таких популяциях.

Второй постоянной характеристикой были породы лошадей, используемых в ритуалах. Считалось, что это всегда были местные породы, наиболее часто лесной тарпан (Equus ferus или Equus sylvestris) или литовские породы, известные как жемайтские.

Но теперь эта теория подвергнута сомнению. Новое исследование показывает, что в жертвенных захоронениях может быть гораздо больше разнообразия, и что привозные лошади, а не исключительно жеребцы, пользовались предпочтением.

Торговля лошадьми и языческо-христианские связи

Расположение Балтийского региона на естественном торговом пути, соединяющем Центральную Европу и Скандинавию с Византийским и Исламским миром, могло оказать значительное влияние на выбор лошадей для жертвоприношений. Предпочтение, отдаваемое определенным лошадям, может многое рассказать о том, как лошади торговались по этим маршрутам, и как язычники Балтики взаимодействовали со своими христианскими соседями на севере и западе.

Анализ останков показывает, что некоторые жертвенные лошади были привезены из Финляндии или Швеции, импортированы через Балтийское море из христианских королевств, расположенных на расстоянии до 1500 км. Это стало неожиданностью, так как ранее не предполагалось, что взаимодействие могло достигать такого уровня.

Как отмечают авторы исследования, "эти лошади предоставляют прямые доказательства предполагаемой торговли или набегов на лошадей через Балтийское море, начиная с эпохи викингов. В любом случае, наши результаты доказывают, что лошади пересекали Балтийское море на кораблях, что свидетельствует о мобильности, ранее не признанной археологически." Они также не исключают, что эти захоронения могли принадлежать финским или шведским язычникам, которые продолжали свои обряды после введения христианства, хотя местоположение таких захоронений требует дальнейших объяснений.

Разрушение стереотипов

Ведущий автор исследования, Кэтрин Френч, отмечает, что это может изменить прежние представления о поле жертвенных лошадей. В интервью журналу Archaeology она заявляет: "Это исследование разрушает прежние теории о том, что для жертвоприношений исключительно выбирались местные жеребцы. Учитывая неожиданное преобладание кобыл, мы полагаем, что престиж животного, привезенного издалека, был более важным фактором при их выборе для этого ритуала."

Анализ этих лошадиных захоронений показал, что язычники получали своих лошадей из Скандинавии, и именно стоимость импортированных лошадей могла стать ключевым фактором, определяющим их ценность для жертвоприношения.
Анализ этих лошадиных захоронений показал, что язычники получали своих лошадей из Скандинавии, и именно стоимость импортированных лошадей могла стать ключевым фактором, определяющим их ценность для жертвоприношения.

Таким образом, это исследование открывает более сложные торговые отношения между последними язычниками Европы и их христианскими соседями. Несмотря на поклонение разным богам, в торговле они находили общие интересы и взаимовыгодное сотрудничество.

Эти открытия вносят значительный вклад в наше понимание взаимодействий между языческими и христианскими культурами в Европе. Теперь перед учеными стоит задача дальнейшего изучения этой удивительной страницы истории, чтобы лучше понять, как древние обряды и традиции влияли на формирование торговых и культурных связей между различными народами.

Так, на фоне мрачных и таинственных обрядов жертвоприношений, раскрывается удивительный мир древних торговых путей, где лошади, привезенные из далеких христианских земель, становились важной частью ритуалов языческих племен. Эти исследования не только углубляют наше понимание истории Балтики, но и демонстрируют, как тесно переплелись судьбы народов Европы в борьбе за веру, традиции и выживание.

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.

Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.

5 комментариев

Судя по летописям они много кого приносили в жертву, в том числе и самих христиан.

1
Ответить

ну что поделать, боги требовали жертв) Возможно, не местные жертвы ценились выше, как выяснилось в случае с лошадьми

Ответить

Мне кажется если бы христиане знали, что они делают с лошадьми, то никогда бы им их не продавали

1
Ответить

в этом-то и суть! христиане по факту вроде как помогали в языческих жертвоприношениях! Хотя, думаю, как любым торговым связям, непосредственным участникам было все равно что язычники сделают с лошадьми

Ответить