Ищем архетипы в пиаре

Использовать архетипы в медиа, в текстах и сюжетах - довольно распространенный инструмент. Придумываем какую-то роль продвигаемому герою и прогнозируем, как герой будет реагировать на ту или иную ситуацию, общаться с другими героями.

Мужские архетипы
Мужские архетипы

Архетипы помогают придумать герою роль, создать параллели с существующими персонажами (преимущественно - позитивными), вложить в его уста те смыслы, которые уже были сказаны десятки и сотни лет назад. И читатель, публика улавливает эти схожести, иногда на каком-то бессознательном уровне. Абсолютно точно, это прибавляет лояльность, и публика как будто уже узнает героя.

Сейчас, например, я ищу архетип для профессии финансового советника. Кто это может быть? Скрудж мак Дак? Хранитель над монетой Петир Бейлиш (Мизинец)? Гордон Гекко? Ил может бальзаковский Гобсек? Хотя кто про Гобсека, кроме нас с вами, знает? Мне видится, что все эти герои так или иначе могут быть вложены в финансового советника: и расчетливый, авантюрный Гордон Гекко, и алчный Гобсек, считающий каждую копейку. Тот же финансовый советник может быть разным, в зависимости от задач и своего личного бэкграунда.

Ищем архетипы в пиаре

В общем, если есть идеи, кого назначить на такую ответственную должность - предлагайте.

Помню, лет десять назад я готовил предвыборные газеты для разных кандидатов в городские депутаты. Герои попадались разные: коммунальщики, королевы стройки, псевдоблаготворители и прочие. Однажды приехал я к будущему депутату в офис. Контора находилась не в центре города, а в промзоне, по соседству со свалкой и железной дорогой. Офис был соответствующим: мы сидели в темном складском помещении в окружении каких-то коробок. Неспешно ведем беседу, знакомимся. И вот, пытаясь определиться с архетипом моего героя, я спрашиваю у него, кем он себя позиционирует?

Он, подумав, отвечает: “Знаешь, Серега, да бандиты мы!”. Конечно, так прямо в газете написать я не мог, но делали мы из него этого благородного Робин Гуда-решалу. Выборы он выиграл.

Кадр из фильма "Карты, деньги, два ствола"
Кадр из фильма "Карты, деньги, два ствола"

Попробуйте использовать систему архетипов, если пиарите героев или наоборот, уничтожаете чью-то публичную репутацию.

А вы использовали принцип архетипов в своих медиа и PR-стратегиях? Каков опыт? Расскажите, интересно.

33
1 комментарий

Я крестьянин, по-ходу))

Ответить