Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев

Привет, я Александр Малышев. Хочу поделиться своим опытом и ошибками в процессе проведения огромного количества самых разных соревнований. В статье я поделюсь экспертизой на чем сделать акцент в организации хакатона с задачами по созданию инноваций, рекрутингу и DevRel

Обо мне

  • Top 50 Hacker 2020 по версии Major League Hacking
  • 15.000+ разработчиков в моем сообществе
  • 5 лет опыта в разработке ПО
  • 40+ Участии, организации, судейства хакатонов по всему миру

Что такое хакатон?

Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев

Хакатон – это командное соревнование, где программисты, продакт-менеджеры, дизайнеры и энтузиасты генерируют новые идеи и решают актуальные проблемы. Они проходят в офлайне и онлайне, чаще всего в формате 36-48 часов, а само слово "хакатон" произошло от двух слов: hacking (находить уловки) и марафон, подразумевая, что поиск решений происходит именно в очень интенсивном формате – именно этим и отличаются все хакатоны от остальных соревнований.

Задачи, которые решают хакатоны

Есть три блока задач, которые решают хакатоны:

Инновации

  • скаутинг проектов и идеи
  • тестирование API

HR

  • нанять разработчиков, продактов, дизаинеров
  • вытащить своих тимлидов из офисов
  • формирование сообщества

Brand-awareness

  • создание инфо-повода
  • улучшение employee-branding

Согласитесь, когда, например, крупный банк, объявляет о старте хакатона для разработчиков с призовым фондом в 1.000.000 рублей – это почти гарантировано воспринимается позитивно.

Помимо шанса для разработчиков, для кого этот конкурс организуется, многие будущие сотрудники банка позитивно смотрят на эту новость: о, этот банк поддерживает разработчиков, значит он передовой. Пойду туда работать.

Вообще, простая математика хакатона говорит о следующем. Допустим к вам придет сто разработчиков – это 25 команд. Они за 48 часов потратят 4800 человеко-часов или 30 человеко-месяцев.

Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев

На практике людей на хакатоне, ровно как и идей бывает намного больше. Например в среднем с одного нашего онлайн-хакатона компании получают около 100 идей для бизнеса, а это около 20000 человеко-часов или 125 человеко-месяцев. Конечно, сравнение грубое, но один хакатон при правильной работе менторов и команды организаторов дает только в труде разработчиков не менее 20.000.000 рублей.

Сделайте при этом акцент на вашей целевой аудитории – среднестатистический студент (который, конечно, ходит на пары) общается в течение дня с 100-500 людьми в своем окружении. Поэтому они идеально подходят для улучшения бренда работодателя – представьте, как о вашей компании будут говорить, если этот студент выиграл в хакатоне круглую сумму. В тоже время, помимо студентов есть и более опытные люди, которые решают задачи: разработчики, стратапы, ваши сотрудники. Чтобы определиться с целевой аудиторией воспользуйтесь табличкой:

Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев
Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев

Кстати, если вам интересен advanced-уровень по использованию открытых инноваций и хакатонов, то вам пригодиться эта статья

Как использовать хакатоны инноваторам?

В контекте хакатона часто говорят о слове "пилот", которое, вообще-то табуировано. Суть – у нас на рынке не у всех устоялась терминология, поэтому пилотом называют либо нежелание платить за полноценный продукт, либо существенную адаптацию (кастомизацию) под конкретного подрядчика. При этом пилот в 80% случаев подразумевает B2B решения, что вносит дисбаланс в экосистему стартапов.

То, что можно получить на хакатоне – это всегда proof-of-concept (POC). Далее вопрос рынка будет ли ваш POC являться минимальным жизнеспособным продуктом (MVP), перерастет ли он в прототип или пилотный проект.

Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев

По моему опыту, можно даже прыгнуть выше головы и реально получить пилоты после хакатона. Для этого нужно хорошо поработать с топ-менеджерами в течение пары месяцев над идеей хакатона, требованиям к командам, KPI и критериями успеха. Затем провести брейшторм с продактами и сформировать список гипотез, которые уже выдать на хакатон. После чего на хакатон приглашаются самые мощные коллективы с рынка и они фигачат кучу идей за 48 часов: на практике на 20 команд 1-3 коллектива могут реально дойти до этапа "вот коробка, её можно внедрять" – но это бывает только с компаниями, которые готовы интегрировать свои сервисы здесь и сейчас, не пропускать все через многомесячные согласования с бухгалтерией и т.п.

Для тех, кто знаком с парадигмой lean innovations, я как раз описал схему, где сперва происходит дизайн-мышление, затем гибкий подход к созданию продукта, а только потом начинается agile, спринты и работа напильником, чтобы проект запустился в проде.

Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев

Как использовать хакатон рекрутерам?

Чаще всего заказчиками хакатонов являются рекрутеры или главы HR департамента компании. И не зря – один хакатон может генерировать от 300 до 5000 актуальных контактов участников. Единой воронки здесь нет, но можно почитать вот это исследование, там очень подробно описаны мотивации участников при посещении хакатонов – это помогает верно определиться с темой и подобрать целевую аудиторию.

Ниже расскажу о нескольких важных моментах, которые стоит помнить рекрутерам.

1) Отбор кандидатов

В западных вузах, а также в заявках на стажировки в Google, Facebook и многие другие IT-компании у будущих студентов/сотрудников всегда спрашивают мотивационное письмо – именно эта графа часто является ключевой в принятии решения при скрининге кандидата. Мы также используем эту технику – ведь если ваша цель найм, то вам хочется, чтобы человек был заинтересован в участии в хакатоне, который представляет ваша компания?

Есть вообще всего две вещи, которые определяют успех хакатона. Первая – это бизнес-задача хакатона. Вторая – целевая аудитория. Для правильной формулировки бизнес-задачи организатор должен иметь приличный опыт работы с аналогичными контр-агентами, а для выбора целевой аудитории – идеально разбираться в мотивации junior/middle/senior/lead разработчиков.

Опыт организации и участия 40+ хакатонов. Рассказывает Александр Малышев

2) Агрегация данных об участниках

Dribble, Github, LinkedIn, Facebook – вы лучше меня знаете какие сервисы используют участники хакатонов, если брать найм. Основное, что надо помнить – если ссылки на соц сети меняются редко, то ссылки на онлайн-резюме, питч-деки в половине случаев теряются уже спустя три дня после хакатона. Для этих целей, например, у нас на платформе по организации хакатонов все данные загружаются сразу на сервер.

3) HR-активности

Опытные организаторы устраивают разные мини-ивенты для сплочения участников, помощи им в трудоустройстве. По опыту, самая лучшая HR-активность – это та, которую придумали под ключ специально для спонсора. Из того, что встречал:

  • Sbercraft – онлайн-игра от Сбербанка с элементами rpg: яркий пример как игровой формой можно вовлечь большое количество разработчиков. Вполне вероятно, что для вашего ивента можно сделать что-то аналогичное.
  • HR speed dating – организия экспресс-знакомства с HR-ами компании. Темы, которые можно обсудить: разбор резюме кандидата, обсуждение проектов компании, ответы на вопросы по "плюшкам", которые дают сотрудникам
  • Mini-ивенты с акцентом на веселье: игры в настолки, slideshare karaoke, онлайн-бар или круглый стол – в неформальной беседе порой легче склонить кандидата в сторону найма

Подробнее про найм через хакатоны я писал в этом лонгриде. Настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей ниже, если одна из ваших задач на хакатоне – найм сотрудников:

Как использовать хакатон бренд-менеджеру?

Выбор инструмента

Основное, с чего я бы начал, это с инструмента. Бывает, что у мероприятия нет четкой цели решить какую-то задачу, либо компания-заказчик хочет использовать хакатон в маркетинговых целях – например, рассказать об API, услугах для разработчиков или решить маркетинговые задачи и собрать большой охват. Частая ошибка в таких случаях – бренд-менеджеры бегут к CIO или продактам, пытаясь найти хоть какую-то задачу из индустрии для кейса.

В мире для задач по DevRel и Employee-branding уже давно используют хакатоны: например, в мире очень популярны Stupid Hackathon – где участники придумывают самые глупые и неприменимые гаджеты и софт.

Примеры можно посмотреть по ссылке:

Например, компания Contentful – достаточно мощный игрок на рынке CMS систем получает большой респект от сообщества за поддержку именно таких инициатив. Это круто, это то, что оценят все разработчики – когда вместо галер и работы по ТЗ, они могут сделать то, от чего им будет весело. В общем, всем деврелам будет на заметку.

Мерч

Если взять хакатон на 100 человек, то только 4 из них получат приз. Это означает, что 96% потратят огромное количество вашего времени, своего времени и все это улетит в трубу. В случае с задачами DevRel важно, чтобы большинство ваших участников были счастливы. Мы рекомендуем всем командам-финалистам дарить крутой и стильный мерч. Здесь есть несколько критериев успеха:

  1. Мерч должен быть многоразовым. В идеале, чтобы на нем было не более двух логотипов, чтобы он был достаточно современным и модным. Хороший показатель – вы хотите носить футболку спонсора/атрибутика постоянно мелькает на других мероприятиях
  2. Мерч должен быть полезным. Один раз компания-спонсор подарила моей команде за победу в хакатоне коллекционную тарелку. Это была очень красивая тарелка с лого компании и статусным чехлом. На подарки обычно не жалуются – вот и мне эта тарелка очень нравится. Но далее бизнес-задачи у такого мерча не было: её нельзя показать другу на ивенте, история про нее особо тоже не запоминается. Другая компания, например, подарила мне брелок-открывашку для пива – вы бы знали сколько раз этот девайс пригодился на практике
Пример годного мерча – то, что будешь использовать сам и будешь рекламировать другим
Пример годного мерча – то, что будешь использовать сам и будешь рекламировать другим

Продвижение бренда

В некоторых случаях не требуется ставить задачу – достаточно предложить организаторам свои сервисы и технологии. Например, наша команда Russian Hackers помогает в продвижении и дистрибьюции технологий среди сообщества более 15000 разработчиков. Примерно такая же модель используется Github Education

На хакатон можно предоставлять базовую версию вашего продукта для разработчиков в формате демо-доступа. Распространять такие сервисы можно легко через комьюнити участников хакатонов
На хакатон можно предоставлять базовую версию вашего продукта для разработчиков в формате демо-доступа. Распространять такие сервисы можно легко через комьюнити участников хакатонов

Послесловие

Если после прочтения этой статьи вам стало интересно узнать больше про хакатоны, то мы рекомендуем обратиться к Russian Hackers. Наше сообщество помогает решать бизнес-задачи с помощью хакатонов. Если вы уже опытный организатор, то даю референсы, что советую почитать для того, чтобы ваш ивент прошел на новом уровне.

Что почитать по теме

Поделитесь в комментариях: что было полезно в материале и о чем вы бы хотели узнать ещё

99
7 комментариев

Поделитесь в комментариях: что было полезно в материале и о чем вы бы хотели узнать ещё

2
Ответить

Спасибо за статью!!!

1
Ответить

Спасибо за отклик. Что понравилось в материале?

Ответить

Летом были слишком специфичные закрытия под мобильные проекты и хакатон казался мне самым рабочим решением, ибо получить несколько решений по проекту и необходимую команду одним движением - шаг, который в моих глазах hr окупался в полной мере. 
Жаль, проект решили свернуть. До сих пор руки чешутся опробовать этот метод, но подходящих задач пока нет.

Ответить

На самом деле в некоторых случаях можно попробовать и без организации отдельного ивента под ключ – достаточно выступить партнером одного из существующих.

Ответить

Исследование про рекрутинг, кстати, упоминаемое в статье – https://vc.ru/hr/109272-longrid-nanyat-33-razrabotchika-s-hakatona-mif-ili-realnost

Ответить