Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых

В процессах создания новых проектов парадигмой открытых инноваций есть много подводных камней, из-за чего многие стартап-экосистемы отказываются от них, а те, кто попробуют – сталкиваются с одним из препятствий, которые мы укажем в этой статье.

Хакатоны – мощный инструмент создания стартапов. При правильной работе с командами за месяц небольшого онлайн-хакатона можно получить около 10 проектов стадии pre-seed, готовых к поиску Product Market Fit. На деле лишь единицы хакатонов добиваются таких показателей. В этой статье мы подробно расскажем техники, используемые нами, чтобы добиться таких результатов.

Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых

Привет, я Александр Малышев, основатель сообщества разработчиков Russian Hackers. В рамках этой статьи хочу поделиться нашим опытом в организации прошедшего онлайн-хакатона SMZHack, рассказать о возможных ошибках работы с начинающими командами и какой путь необходимо пройти, чтобы получить свежие проекты.

Кратко о чем статья

Хакатоны – мощный инструмент создания стартапов. При правильной работе с командами за месяц небольшого онлайн-хакатона можно получить около 10 проектов стадии pre-seed, готовых к поиску Product Market Fit. На деле лишь единицы хакатонов добиваются таких показателей. В этой статье мы подробно расскажем техники, используемые нами, чтобы добиться таких результатов.

Вместо 2-3 дней мы предлагаем увеличить срок взаимодействия с командами и разбить на несколько этапов:

  • Пре-отбор идей
  • Интенсивная работа с менторами
  • 2-3 недели трекшена после
  • Приглашение на питч-сессии

Самый сложный этап – следить за трекшеном команд и система «челленджей» от организаторов. По итогу мы создали 19 проектов, которые оказались намного сильнее тех, которые бывают на обычных хакатонах, а три из них будут выступать на онлайн-конференции Emerge.

Подробно

Если вы захотите обсудить с фондами и акселераторами какие проблемы у них есть, когда они привлекают проекты к себе в воронку, минимум в 30% случаев вы услышите: «Наша компания на каждой питч-сессии знает минимум треть проектов. Мы приходим посмотреть их трекшн». В совокупности с действительно небольшим объемом рынка как покупательской способности, так и в целом стартапов, логично задаешь вопрос:

А как получить конвеер из свежих проектов?

Из тех подходов, которые доступны, выделим следующие:

  • Инкубаторы и IT-парки
  • Конкурсы
  • Питч-сессии
  • Хакатоны, харвесты и аналогичные форматы
  • Нетворк экосистемы
  • Модель стартап-студии (разработка внутри фонда)

В конечном итоге все сводится либо к разработке проектов внутри компании по модели стартап-студии, либо к фразе: «Если есть хорошие проекты, пусть напишут мне на почту».

В Европе и США достаточно много проектов по поддержке студентов и выпускников – таким образом большое число стартапов получают гранты, нетворкинг и ресурсы ВУЗа, по-этому IT-предпринимательство не отходит далеко от университетской системы.

В России также есть такие системы, по личному опыту, есть свои плюсы и отличия в каждом из регионов. Глобально – наши студенты далеко не всегда готовы к предпринимательству, да и существуют определенные отличия: например, у нас меньше студентов старше 27 лет, а работа в вузе всегда подразумевает исключительно образовательную и научную деятельность, не связанную с предпринимательством.

Это определенная дыра, о которой говорят и в фильме Дудя, и в различных отчетах для чиновников.

Чтобы проверить альтернативный способ создания проектов мы решили провести онлайн-хакатон SMZHack.

Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых

Ключевые вводные по хакатону

Компания Wallet One и ФНС ставили цель найти и реализовать проекты по теме самозанятости – перспективному направлению для стартапов и почти полностью пустом рынке, т.к. само законодательное право на тестовые регионы было установлено в 2019 году, а масштабирование на Россию получило только 31 марта 2020 года.

Какие правила мы заложили при организации?

1) Мотивация команд делать продукты

2) Довести дело до конца

3) Открытость перед всеми

1) Мотивация команд делать продукты

Без полного сопровождения на первом этапе команда, особенно неопытная развалится и не доведет дело до конца. В стартап-экосистеме начинающих проектов организатор должен быть нянькой, которая учит ребенка ходить, познавать мир. Да, это результат низкого уровня софт-скиллов российских разработчиков и высоких навыков в написании кода.

2) Довести дело до конца

Организация хакатона или использование аналогичного инструмента – это лишь малая часть, что должен делать организатор и заказчик. Если ты живешь в квартире с идеальным ремонтом и ужасным подъездом, то ты живешь в средней квартире. Так и в проектах – помимо хакатонов, онлайн-конкурсов и нетворкинга – должна быть среда: например до хакатона должны быть обратная связь каждой команде, а после хакатона – трекинг. Нельзя просто сказать «приходите как заработает, подумаем дать вам денег» – на этом этапе 99.9% проектов умрет. Если инвестируете в мероприятие –мыслите шире и думайте о его выхлопе в горизонте минимум года.

3) Открытость перед всеми

Мы верим, что открытость организаторов позволяет создать больше соревновательного духа. Так, в нашем хакатоне мы сделали несколько акцентов:

  • Публикация всех результатов и голосований судей
  • Итоговые проекты должны быть доступны для всех
  • Проведение открытых голосований
  • Публичное обсуждение с комьюнити в спорных ситуациях

При этом вы должны понимать: хакатон – это открытое соревнование

  • Идея ничего не стоит
  • Реализация идеи важнее самой идеи
Все уже было придумано в "Симпсонах"
Все уже было придумано в "Симпсонах"

Ключевые события хакатона

Хакатон мы разбили на несколько этапов:

  • Пре-отбор (2 недели)
  • Хакатон (4 дня)
  • Финальные питчи
  • Онлайн-голосование (1 неделя)
  • Питчи финалистов через месяц
  • Выступление финалистов на конфернции Emerge

Пре-отбор

Цель пре-отбора – найти среди кучи заявок самые перспективные. Наша рекомендация – относиться к заданию пре-отбора очень аккуратно. Во-первых, оно должно быть гипер-оправданным:

  • Если вы даете ТЗ, то учтите, что решать его будут только те, у кого есть время: школьники, студенты, безработные, энтузиасты, которые прогуливают работу
  • Если команды будут делать свой проект, то пре-отбор должен проверять креативность: чем свободнее задача, тем лучше
  • Если ваша цель широкая воронка проектов – то пре-отбор должен делать только первичную фильтрацию

В нашем случае мы хотели отобрать:

1) Замотивированные

2) Перспективные

Опишите идею сервиса для самозанятых, который вы планируете реализовать в рамках онлайн-хакатона. До 14 апреля включительно подумайте с командой над идеей, проработайте ее и план работы на очный этап. Затем загрузите краткое описание идеи и доп. материалы — презентацию или другие материалы

задача на пре-отбор хакатона

Заметьте, насколько свободная формулировка для участников. Свобода в создании проектов = уважение участников. Экспертиза в области должна быть на вашей стороне. На хакатон по-умолчанию приходят таланты, ваша задача как организаторов их раскрыть и дать пендель для быстрого роста.

К дедлайну 14 апреля мы получили около 90 проектов. За три дня коллегия из 10 судей проверяла все эти проекты. У нас было несколько судей, которые проверили все 90 проектов, а остальные судьи проверили примерно по 30. По итогу каждая команда получила от 4 до 9 оценок. На 30 проектов нужно от 2 до 8 часов на проверку.

Какая мотивация участников для выполнения пред-отбора?

1) Фидбек

Каждый судья был обязан написать комментарий-фидбек по команде – это самое ценное, что команда может получить от онлайн-конкурса.

2) Возможность попасть в список 20 финалистов.

Финалисты получили доступ к промокодам на Яндекс.Еду, мерчендайзу и возможность побороться за главный приз. Подробнее об этом в разделе про хакатон

Посмотреть, как оформлен итог пред-отбора, а заодно почитать про методику как мы суммировали оценки каждого из судей можно по ссылке: http://l.rhck.me/smzhack-pre-selection

Лидерборд идей выглядит вот так
Лидерборд идей выглядит вот так

Хакатон

Менторские сессии

За каждой командой закрепили пару из менторов: один технический ментор и один продуктовый. В сумме за каждым ментором было закреплено 4 команды, что делало работу комфортным. С каждой командой и менторами был отдельный чат в телеграм.

Плюсы телеграма для онлайн-хакатона:

  • Нативное использование всеми участниками
  • Молниеносный отклик

Минусы:

  • Управлять 20-ти чатами трудно (мы делали отдельный аккаунт для ответов на вопросы)
  • Нет групповых аудио-звонков

В целом опыт использования телеграм для онлайн-хакатонов позитивный, однако советуем посмотреть Discord.

Каждая команда бронировала своих менторов через сервис Calendly и получала ссылку на Zoom-звонок. На звонке команда обсуждала прогресс с менторами по одному из этапов работы

  1. Идея
  2. Прототип
  3. Презентация

Цель этапов работы — итерационная разработка продуктов. Вообще, одно из самых сложных в работе с начинающими командами — заставить людей делать что-то сообща с менторами, итерационно.

По итогу менторы стали частью команды и помогали готовиться к выступлениям.

Однозначно самая важная часть работы организаторов на хакатоне – проведение менторских сессий

Наш опыт

  • 20 проектов из 90 было приглашено на хакатон, 1 команда отказалась по личным причинам, 1 приглашена дополнительно. Из 69 не прошедших отбор проектов только 3 продолжили работу
  • 19 проектов из 20 презентовали проекты в конце. Это было выше, чем на обычном хакатоне или на любом другом онлайн-хакатоне. Мы считаем, что заслугой выступила грамотная работа менторов с командами.

После хакатона

Многие проекты умирают после хакатона не умеют рассказать о себе. В частности, пиарить себя в медиа.

Хакатон — это может дать участникам в виде онлайн-голосования – приза зрительских симпатий. Итак, таким образом мы не только проверим кто из команд больше всех верит в свой проект и расскажет об этом друзьям, но и ловко сможет привлечь общественность всеми доступными способами.

Мы запустили онлайн-голосование за лучший проект на неделю
Мы запустили онлайн-голосование за лучший проект на неделю

Чтобы привлечь внимание к проектам с хакатона мы сделали отдельный лендинг, где поместили все проекты, которые прислали нам решения до 26 апреля. Каждая команда прислала

  • видео-демо
  • краткое описание
  • питч-дек

Посмотреть на проекты самозанятых и оценить их уровень вы можете по ссылке: https://smzhack.ru/vote

Какие выводы мы можем сделать по итогу Онлайн-голосования

  • Несколько команд действительно смогли хорошо рассказать о себе в крупных пабликах ВКонтакте – мы смогли дать мотивацию людей рассказать о своих проектах
  • Некоторые проекты вместо работы день и ночь продвигали себя ради приза – это негативно повлияло на их работу
  • Выбранная площадка для голосования – телеграм не защищена от сервисов по накрутке голосов. Нам пришлось исключить одну из команд, которая использовала прямую накрутку

Мотивация после хакатона

Первое с чем мы столкнулись после ивента – потеря мотивации после хакатона – как со стороны организаторов, таки со стороны участников. Неделя после была минимально продуктивной.

Для увеличения шансов, чтобы команды работали после хакатона мы использовали два трюка:


1) Номинация «Первый зарилизившийся проект»

Первый проект, который запустится и привлечет живых пользователей, получает приз 100.000 рублей

2) Приглашение на супер-финал с ФНС

Несколько команд, которые покажут трекшн во время хакатона будут приглашены на итоговый питч проектов для налоговой службы

Номинация сработала лучше, чем мы думали: она работает как триггер для участников, словно транслирует «Ребята, пилите проекты!» – то, чего не хватало раньше на наших ивента.

По итогу минимум 6 команд стали регулярно отписываться о своих прогрессах по разработке – а это более 30% от команд после хакатона.

Приглашение на супер-финал также помогло – 15 мая, черед месяц после дедлайна по подачам заявок 6 команд успешно выступили перед заместителем руководителя налоговой службы, Андреем Будариным, который высоко оценил проекты.

Итог – потрясающий

Проекты выросли со стадии «дерьмо и палки» (выхлоп среднестатистического хакатона) до стадии, которую смело можно назвать MVP.

Обзор финалистов

3 место – Git Pay – способ заработать на pull-request разработчиков

Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых

Git Pay – новый сервис для тех, кто работает с кодом. Он позволяет оптимизировать и грамотно организовать процесс взаимодействия разработчика и заказчика без дополнительных усилий и в привычной для них среде! Git Pay содержит информацию о пул реквестах (pull request), размещенных в различных репозиториях (GitHub, GitLab, Bitbucket), которые могут быть оплачены Заказчиком. Разработчик может найти интересующий его заказ и принять его в работу, заключив сделку с Заказчиком одним кликом. Git Pay берет на себя правовое и документальное сопровождение отношений сторон. Это универсальный инструмент для гибкого согласование условий сделки, проведения платежей, легализации доходов и расходов. Git Pay помогает своевременно и в полном объеме отчитаться перед налоговыми органами, а также предоставляет разработчику гарантии оплаты, а заказчику — гарантии возврата денежных средств.

Проект находится в голубом океане решений для самозанятых разработчиков. Весь функционал был разработан на хакатоне, он позволит ФНС повысить количество самозанятых разработчиков, разработчикам даст юридическую защиту, а владельцам репозиториев – рабочую силу для создания проектов. Востребованность отдельно оценил Андрей Бударин: «Это проект Win-Win-Win для всех сторон»

Наше резюме по проекту

2 место – Самоделкин

Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых

Самоделкин — сервис для продвижения самозанятых, где за полминуты можно создать личный сайт, визитки, вести учёт заказов и легко наполнять социальные сети. Гарант-сервис платежей повышает доверие между заказчиком и исполнителем.

Сайт проекта: https://вбелую.рф

Достаточно молодая команда PPnP смогла создать полноценный конструктор сайтов. В отличии от Tilda, Wix и многих других конструкторов они предлагают максимально быстрый сервис для создания сайтов для самозанятых. Это не та аудитория, которая готова оплачивать дизайнеров для создания сайтов. Они хотят быстро получить клиентов, вести их и заниматься любимым делом. Пожалуй один из самых перспективных проектов среди проектов хакатона.

Наше резюме по проекту

1 место – ХАТАбыч

Советы по созданию стартапов на конвеере: как мы организовали хакатон для самозанятых

Наш проект поможет владельцам недвижимости проводить всю сдачу жилья удаленно, без необходимости очно заключать договор, посещать жилье, чтобы убедиться в его сохранности, и беспокоиться об учёте и оплате коммунальных услуг.

Проработанный проект команды бьет в одну из самых крупных серых зон – аренды недвижимости. Партнерство с организатором хакатона Wallet One и ФНС поможет команде запустить удобный и полезный сервис – теперь аренда будет защищена юридически.

Наше резюме по проекту

Следующий этап

Russian Hackers вдохновились тем, как упорно команды трудились над проектами и решили дополнительно наградить три команды билетами на стартап-конференцию Emerge.

Мы считаем, что пусть наш этап работы как организаторов закончился, но проекты должны иметь в запасе следующий этап и они обязаны подготовиться к выступлению на конференции 1 – 3 июля, чтобы стать лидерами на рынке самозанятых.

Победители дополнительно получили возможность рассказать о себе на конференции
Победители дополнительно получили возможность рассказать о себе на конференции

В качестве итогов, предлагаем обсудить в комментариях что вы думаете по поводу такого подхода к созданию проектов. Чтобы вы улучшили?

99
4 комментария

Идея приза в 100к тем кто первый зарелизит это очень круто. Я участвовал 5 раз в StartUpWeekend в Монреале и могу подтвердить что командам не хватает мотиваци по окончании конкурса. 

2
Ответить

Наша команда тоже участвует регулярно в хакатонах и мы видим изнутри, что проблема мотивации после хакатона — номер один

Ответить

Полезная статья! Много инсайтов.

Но почему в партнерах хакатона про самозанятых не Министерство экономики, а Налоговая служба? У одной службы мотивация должна быть в развитии экономики, у другой - в сборах. Видимо, "собрать" важнее, чем "развить".

1
Ответить

Инициатор хакатона — компания Wallet One, а ФНС поддержали хакатон, предоставив API и поддержку проектам после хакатона. Минэкономики здесь ни при чем

1
Ответить