Как Retail Rocket на нас в суд подавала. В период пандемии. За работы, которые она не доделала полтора года назад

Глава 1. Сеттинг

Всем привет! Меня зовут Олег Дубовицкий, я являюсь исполнительным директором компании proball.ru, очень приятно!

Май 2020го. На дворе бушует пандемия, мир не знает, что будет дальше… Олимпийские игры отменяют, все спортивные соревнования остановлены, по Москве можно передвигаться только по цифровым пропускам. Помните это чувство? Апатия от цифрового шума и страх. Что будет дальше с бизнесом?

Мы открыли офлайн-магазин спортивных товаров в 2019-м, это был наш первый опыт офлайна, пилотный проект, и в мае 2020-го магазин был закрыт в соответствии с указами Собянина. Арендодатель дал скидку в 50% на этот период, но магазин не генерировал выручку с марта. Всё закрыто.

Благо, есть онлайн

Да, в продажах онлайн мы давно. Примерно с 2006 года.

Период пандемии для нас — период переосмысления. Основные наши товарные группы — волейбол, баскетбол, бег. Залы закрыты, бегуны бегают на свой страх и риск отхватить штраф в 5к за своё желание бежать. Фитнес. Домашний фитнес продаётся. Но он лишь компенсирует слегка падение всех остальных направлений. Команда онлайна вся сидит на удаленке, мы пытаемся удержать бизнес на плаву. Совещания в зум, чатики, бесконечный онлайн.

Я буднично проверяю почту, и вижу на почте:

«Просроченная задолженность. Контрагент ООО»

«Этого ещё не хватало» — проносится у меня в голове. В письме сотрудники Retail Rocket пишут, что мы сотрудничали в период с конца 2018го и по начало 2019го года и теперь по каким-то работам должны заплатить им денег. Иначе они подадут на нас в суд. Досудебная претензия прилагается.

Решаю созвониться с основателем нашей компании, пытаться выяснить «что и как».

Тут нужно пояснить, что я сам работаю в компании не так давно, с марта 2019го и занимаю должность исполнительного директора компании. То есть, иск — моя зона ответственности. Как и платежи контрагентам. Как же так получилось — спрашиваю себя? Ведь я ни разу не видел их в реестре на оплату. Звоню основателю.

Коля, WTF?

Созваниваюсь нашим основателем, Николаем. И тут выясняется интересное. Действительно, с компанией Retail Rocket у нас есть история сотрудничества. Мы заказывали у них два программных продукта для нашего интернет магазина. Товарные рекомендации и индивидуальные рассылки email.

Внимание, спойлер: товарные рекомендации в итоге так и не были запущены, а email рассылки запустили 2 пачки и на этом и остановились.

Как же так вышло? Дело в том, что программные продукты retail rocket не совмещались с нашим сайтом правильно. Сайт наш живет на перепиленном 1000 раз Битриксе, и их программные продукты просто не могли быть корректно интегрированы в наш сайт! Ну а email показал худшую эффективность, чем у нас было до этого и от него было принято отказаться.

И как же все это привело к иску, спросите Вы?

Дело как раз, в товарных рекомендациях. Мы оплачивали компании услуги по интеграции их продукта в наш сайт. Да, да, именно так. Работа шла очень тяжело, сроки со стороны Retail Rocket постоянно переносились(есть переписка, подтверждающая это), бесконечные скайпы, email переписки с проект менеджерами, и в итоге мы не запустились. Заплатили сумму более стоимости Мак Бука, а не запустились. В связи с этим, наш основатель, в ходе переговоров по email договорился о том, что часть работ не будет оплачена и сумма счетов будет снижена — проект же не полетел. На том и договорились. Менеджер Retail Rocket составил доп соглашение в Google Docs, в котором прописано снижение стоимости услуг. Казалось бы — все хорошо. Вот только есть одно НО.

Соглашение это мы не подписали

Сложно сказать, почему так получилось. Это и халатность владельца бизнеса, и, в целом, весь очень длинный и нудный процесс работы. То есть, соглашение возможно и было подписано, но не было отправлено. Или даже и не было подписано. Этого уже никто и не вспомнит. К тому же, менеджеры Retail Rocket не шли на связь, сотрудники в этой компании менялись, да и в нашей компании начались позитивные перемены. Собиралась новая команда, частью которой мне посчастливилось стать. И вопрос с Retail Rocket отошёл на задний план. Оплат никто не требовал, писем не писал.

Возвращение будничное.

Всего 1 раз за это время сотрудник Retail Rocket вышли к нам с вопросом оплаты. Где-то в марте(поправить) совершенно незнакомый сотрудник Retail Rocket, с почты корпоративного домена @retailrocket.ru прислал письмо о том, что у нашей компании имеется задолженность. На что наш основатель переслал переписку с их же сотрудниками, явно утверждающую обратное, показывающую то, что сотрудничество остановлено уже полгода как, и вопросы все разрешены. Как же он тогда ошибся…

Возвращение фееричное.

Вернёмся в май 2020го. Текст претензии мы получили по электронной почте, в период, когда перемещения по Москве были запрещены. Причём сотрудники Retail Rocket утверждали, что направляли нам эту самую претензию по обычной почте, но письмо никто не забрал. Пандемия. Пропуска. Удобно.

В тексте говорилось, что раз мы в далёком 2019м не направили им мотивированный отказ по какому-то там акту выполненных работ, значит и должны заплатить за эти самые работы. Напомню, что в этот самый период все спортивные мероприятия остановлены и наш бизнес на грани банкротства.

Попытка установить контакт.

Какие мысли овладели тогда мной?

Неужели у Retail Rocket все так плохо из-за пандемии?

Неужели Retail Rocket действительно готовы подать на нас в суд, за работы, которые не привели ни к какому результату?

Неужели мы действительно будем обязаны бороться ещё и с этим?

Честно говоря, в момент получения этой претензии я ещё надеялся на то, что это просто юр отдел шалит. Получили список всех контрагентов, по кому не подписаны сверки и начали рассылать письма счастья (а мы ведь хотели тоже запускать письма счастья с Retail Rocket).

Что же, не отчаиваемся, начинаем устанавливать контакт, поднимать заново переписки. Я самолично написал в Retail Rocket письмо, отписывающее нашу историю сотрудничества, написал так, как вижу ее я. Написал о том, что вы готовы встретится, провести переговоры, о том, что время сейчас тяжёлое и как-то странно такое поведение со стороны гиганте российских Ecom сервисов.

А в ответ — тишина

Скриншот моего письма в Retail Rocket, в котором я открыто недоумеваю и призываю их к диалогу Олег Дубовицкий
Скриншот моего письма в Retail Rocket, в котором я открыто недоумеваю и призываю их к диалогу Олег Дубовицкий

Что же, пытаюсь созвониться с ними. Все время переключают на разных людей, обещают перезвонить и не перезванивают. Пытаюсь пообщаться с людьми, которые вели наш проект. Но никто из них в компании больше не работает.

Пишу ещё одно письмо, с просьбой связаться с нами. Ставлю в копию 6 email адресов сотрудников retail rocket. Именно столько своих коллег поставила в копию менеджер Retail Rocket, когда отправляла нам текст досудебной претензии.

Кое-как удаётся дозвониться до них ещё раз, общаемся опять с менеджером, не ЛПР, обещает встречу после пандемии.

Что в итоге?

Retail Rocket подали на нас в суд. Без переговоров. В конце августа дело рассмотрели в упрощенном порядке, никого не вызывая никуда и присудили нам выплатить иск и неустойку. До менеджеров или кого то, кто мог бы хотя бы нормально провести переговоры достучаться не удалось. В суд нас не вызвали, теперь единственный путь — подавать апелляцию. Как считаете, стоит?

Причём здесь кони?

Или почему я вообще написал этот пост.

Дело в том, что не так давно меня начала догонять реклама Retail Rocket, в которой они пиарят свой совместный кейс с ПФК ЦСКА. Периодически я посещаю домашние матчи «коней»(так неофициально называют игроков и фанатов футбольного ЦСКА). Я являюсь фанатом армейцев и их логотип сразу цепляет мое внимание. И тут меня начинает клинить. Сумма иска не такая критичная, да и после драки кулаками не машут. Можно выплатить и забыть. Но почему?

Почему?

Почему крупная компания может вот так себя вести?

Почему крупная компания может сохранять крутой имидж в соц сетях, пиаря свои проекты с крупными брендами, и быть совершенно глухой к просьбам маленьких игроков?

Почему крупная компания может себе позволить рассылать досудебные претензии в период, когда весь мир стремится поддерживать друг друга?

Почему достучаться до ЛПР в компании невозможно и есть гора менеджеров, которые игнорируют просьбы о нормальном диалоге?

И тут-то я и решил написать этот пост.

Возможно, мы сами виноваты. Не подписали в нужный момент бумаги. Возможно, не принесли Retail Rocket столько денег, сколько приносит из стредний LTVшный клиент и нас можно закрыть глаза.

Но я уверен в том, что IT сообщество — особый мир, в котором этика предпринимательства находится на самом высоком уровне в России. Я уверен в том, что репутация в IT — важна. Именно поэтому я решил донести данную историю до общественности.

Я описал своё видение событий, оно не претендует на истину в последней инстанции. Последняя инстанция — суд, где мы скоро окажемся. Выводы делайте сами.

Чего я пытаюсь добиться этим постом?

Отмены иска. Серьезно. Я не считаю, что мы должны платить за технологии, которые не работают.

А еще – я хотел бы публичных комментариев сотрудников компании. Хотелось бы теперь публично услышать ответ на вопросы: 1. Считают ли управляющие компании нормальным подавать иск в момент, когда весь мир старается проявлять заботу и лояльность? Иск за то, что мы не смогли запустить Ваши технологии на нашем сайте год назад!

2. Считают ли управляющие компании корректным поведение своих менеджеров?

3. Как сотрудники Retail Rocket оценивают имиджевую составляющую данной истории? Пандемия прошла. Мир приходит в себя. Как оценят подобный кейс сотрудники компаний из списка Ваших партнеров?

Как на это посмотрят ПФЦ «ЦСКА» и «Сбербанк». Как на это посмотрит «Hoff» и «РивГош». Мне просто интересно. В мае 2020го года весь мир, все прогрессивные компании проводили акции заботы о своих клиентах и партнерах. Все говорили: мы рядом. А Retail Rocket достал историю из 2018 года и пошел в суд.

PS. Я все ещё призываю сотрудников Retail Rocket к диалогу, и хоть данная история и ушла уже в сеть — гармонично разрешить ее, разобраться в ситуации будет хорошо для сохранения имиджа и кармы обеих компаний.

7070
146 комментариев

Комментарий недоступен

64
Ответить

Спасибо! Да, мы тоже с ними навряд ли будем сотрудничать теперь) 

8
Ответить

Комментарий недоступен

34
Ответить

Да, корим себя за это. Но это уже произошло, и с этим ничего не поделаешь 

Ответить

Интересный формат "публичное разбирательство". Возможно это новый тренд.

1. Про многие комментарии тут:
У нас пока что нет мнения (ответа) второй сторон. Те кто делает выводы на мнении только одной стороны - мне это очень странно. А если бы на вас, кто-то что-то написал, и вас бы уже осудили не спрашивая мнения, как бы вам было?

2. Про статью:
Обратил внимание на классное использование автором "эмоциональных приемов". Это сделано сильно!

- "Мы виноваты и вину свою признаем", пишет автор и подается это с таким видом, что признание вины - обнуляет ее и теперь не должно быть последствий.

- "Проект не работал эффективно, поэтому мы не будем платить". Почему проект работал неэффективно - неизвестно. Нет одной цифры. Автор нам ничего не предлагает как аргумент. Единственный аргумент который есть "RR сделали нам скидку - ага, значит они признали свою вину! Для меня это странная позиция". Видимо больше скидок не будет.
Когда клиент оценивает эффективность подрядчика, он требует от него цифры - как доказательство эффективности. Когда клиент осуждает работу подрядчика, цифры он не использует. Справедливо ли это?

- Эмоциональное давление: "RR Большая компания она нам должна все простить, потому что она большая, потому что пандемия и все такое". Это выглядит спорно.

3. По ситуации: я не знаю кто прав, кто виноват. Не исключаю никакие варианты, но чего хотелось бы:
- безэмоциональной аргументации и цифр от автора статьи
- мнения второй стороны

После этого каждый сможет вынести из данной ситуации эффективный урок. И этот кейс действительно станет кейсом, который поможет другим и будет полезным.

27
Ответить

Чё с ними разговаривать? Апелляция, и встречный иск на сумму превышающую их иск в 2 раза: не внедрены их технологии, не оказана полностью услуга. И взыскать с них сумму заплаченную ранее, плюс моральный ущерб бизнесу.

24
Ответить