Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Без нормального таск-трекера в разработке — не жизнь. Он нужен, чтобы сформировать план проекта, разбить его на спринты, наметить график выхода версий и напоминать всей команде о сроках в мягкой и ненавязчивой форме, не вызывая излишней тревожности в хрупкой психике разработчиков, дизайнеров и прочих девопсов.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Всем привет! В эфире TEAMLY — платформа для совместной работы. Мы помогаем систематизировать процессы для команды, создавать общую базу знаний, управлять проектами.

Сегодня на связи Николай — молодой разработчик, участник IT-стартапа. Ему слово.

Папа может, папа может

Мы вместе ещё с универа. Мы — трое друзей, Сергей, Виктор и Николай. Мой папа Юрий Алексеевич называет нас не иначе как «Серёга, Колька и Витёк». В этом списке я — Колька. Папа консультировал наш совместный диплом, оформил нам акт внедрения и предложил развивать проект дальше с тем, чтобы вывести его на рынок.

Папа давно в ИТ, начинал разработчиком, а теперь бизнес-аналитик в крупном интеграторе. С его лёгкой руки у нас появился бизнес-ангел, даже продюсер Пётр Сергеевич, который дал нам стартовый капитал. Теперь мы за полгода должны выйти на стадию MVP — минимально жизнеспособного продукта. Тогда продюсер запустит маркетинг — эти издержки он берёт на себя. И, надеюсь, за следующие полгода мы выйдем в плюс, вернув продюсеру долг. А возможно, он сам нас выкупит — время покажет.

Эту статью писал копирайтер, которому я рассказал обо всём. Он же сделал скриншоты, приблизительно воспроизведя наше рабочее пространство.

Условия для стартапа

Рассказывать о финансовых условиях я не имею права, как и о сути проекта — мы подписали кучу всяких документов, в том числе и NDA. Зато могу рассказать об условиях контроля, которые папа и Пётр Сергеевич нам поставили.

Во-первых, мы должны вести бэклог. Папа рассказывал, что когда дискеты были большими, а мониторы — маленькими, они расписывали график выхода версий и патчей на бумажке, а напоминал о сроках сдачи задач начальник отдела. В то время ни о дедлайнах, ни о тимлидах, ни о мобильных приложениях с уведомлениями даже не слышали. Хорошо, что сейчас с этим нет проблем.

Во-вторых, в бэклоге должны быть задачи по сдаче очередного этапа. Проверяют нас папа и Пётр Сергеевич лично.

В-третьих, оба наших старших должны иметь доступ на чтение к бэклогу.

В-четвёртых, мы должны вести техническую документацию:

  • глоссарий для описания терминов бизнес-логики;
  • описание архитектуры приложения и средств реализации каждой составляющей;
  • список процедур и функций для бизнес-логики с принимаемыми параметрами, возвращаемыми значениями и описанием функционирования;
  • руководство пользователя;
  • спецификации для API.

В-пятых, все решения, так или иначе относящиеся к проекту, должны записываться и храниться в отдельной папке, чтобы потом не было такого, что что-то забыли или кто-то решил сделать иначе, чем договорились.

Нас жизнь к такому не готовила, придётся осваивать всё в процессе или брать в команду технического писателя — в принципе, бюджет пока позволяет. Взяли же мы дизайнера.

Выбор таск-трекера

Когда папа ещё сам писал код, у него в компании использовали связку Confluence + Jira + Mercurial. Теперь Конфлюэнс и Джира с Россией не работают, нужно какое-то отечественное решение. Папина компания после долгого выбора перешла на TEAMLY, а папа в категоричной форме порекомендовал и нам этот сервис, ибо не хотел заморачиваться с изучением ещё одной платформы.

Мы решили, что от добра добра не ищут. Взяли те пять условий, которые нам обозначили старшие, и наложили их на функциональность Тимли. У нас, как говорит один популярный обзорщик ресторанов в своих шортсах, «всё поженилось». Решили интегрироваться с GitLab.

Папа настолько всё контролирует, что сам завёл аккаунт и пригласил в него нас. Мы создали рабочее пространство, откуда очень просто попадать в нужный раздел.

1. Бэклог — создали по шаблону и выкинули лишние для нас состояния.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

2. Спринты переименовали в этапы и сделали месячную периодизацию — так удобнее и нам, и старшим.

3. Этапы переименовали в Стадии.

4. Написали головные статьи для технической документации. По мере разработки туда будут постепенно добавляться зависимые статьи.

5. Сделали головную статью для «протоколов» решений.

6. Отправили приглашения Петру Сергеевичу.

О протоколах мы долго думали. Сначала хотели дать права на редактирование только одному из нас, назначив его самым честным. А потом познакомились с Тимли поближе и решили, что нам это не нужно — если кто-то что-то поменяет, всегда можно поднять историю. Так что править решения задним числом будет себе дороже.

Настройка пользователей и их прав

В руководстве TEAMLY описаны две реализованные на платформе модели — ролевая и правовая. Мы пока не заморачивались с правовой, сделали по ролям.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Редакторы могут изменять любой объект в пространствах TEAMLY, но не могут менять права доступа для себя или другого редактора.

Вкладки Отделы и Группы дают возможность применения прав к группе пользователей «оптом». Включение пользователя в отдел или группу означает, что он автоматически получит такие же права, как и остальные участники группы или отдела. Например, при создании нового рабочего пространства можно будет выдать доступ к нему сразу нескольким «пачкам» сотрудников. Мы создали свои отделы — Разработка и Дизайн.

Администратор может всё то же, что и редактор, плюс управление пользователями. Ему также доступно управление:

  • всеми пространствами и статьями в них,
  • дисками,
  • классификаторами,
  • тегами,
  • обучением,
  • опросами и тестированием.

При правовой модели доступа управление каждым перечисленным объектом может быть делегировано любому редактору. Например, можно назначить редактора администратором диска или администратором тегов, классификаторов и опросов.

Идея и проектирование

Основной каркас проекта у нас уже был — тот самый диплом. Но папа и Пётр Сергеевич посоветовали мягко, как они это умеют, дополнить наше приложение блоком аналитики — пока на рынке такого нет, поэтому у нас будет конкурентное преимущество.

Блок аналитики мы описываем в двух местах. Во-первых, это статья «Блок аналитики. Описание» в разделе «Техническая документация / Архитектура приложения». Во-вторых, это майнд-карта «Блок аналитики.Концепция» на верхнем уровне рабочего пространства.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Командная работа

В Тимли удобно сделана работа с задачами. Когда мы писали диплом, я вёл примерно такой же лог, только попроще, на Ноушн. А умные таблицы TEAMLY — полный аналог баз данных Notion, так что всё привычно и знакомо.

Я, как руководитель разработки, обычно пользуюсь таблицей больше, чем канбаном.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

А Сергей, Виктор и дизайнер Алина работают только в канбане, им так удобнее.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Сергей, как самый ленивый, сделал минимальную автоматизацию. В частности, когда любая задача уходит на проверку кода или приёмку, ответственный меняется на Николая — это я.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

А когда задача уходит на документирование, происходит три события: уходит уведомление Сергею, дата исполнения меняется на текущую и исполнителем назначается Сергей.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

В самой задаче автор пишет краткое содержание, я устанавливаю приоритет и сроки. Если есть взаимные блокировки, мне удобнее пользоваться интерфейсом диаграммы Ганта — в ней и сроки видно нагляднее. А ещё, отфильтровав её по исполнителю, я вижу текущую загрузку и стараюсь сделать так, чтобы разработчик не решал одновременно более трёх задач. Ну и отслеживаю дедлайны, разумеется, тоже в Ганте — более наглядное представление сложно себе вообразить.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только
Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Сейчас на пороге первая ретроспектива. Удивительно, но пока никто ни одного дедлайна не проспал, разработка идёт своим чередом. В том числе и техническая документация.

Документирование разработки

Документирование мы ведём в статьях, а Глоссарий взяли штатный, так гораздо удобнее, чем городить свой. На рисунке он отмечен красной стрелкой.

Синяя рамка выделяет наше рабочее пространство «Проект Б».

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Документация по проекту делится на три больших блока:

  • документация пользователя,
  • техническая документация,
  • решения.

В документации пользователя мы решили не делать слишком «ветвистую» структуру и ограничились одним уровнем вложенности. В крайнем случае усложнить никогда не поздно. Руководство по TEAMLY советует выносить мануалы в отдельное пространство, но мы посмотрели на то, как организован доступ к статьям и решили, что расшарим в интернет головную статью.

Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Одноуровневая концепция принята и относительно решений — это «протоколы», в которых мы фиксируем результаты обсуждений, чтобы потом не было разночтений в стиле «я не слышал», «я думал иначе» или «мы об этом не говорили». Работа над дипломом научила нас предварительно снимать конфликты определений, а все используемые термины мы заносим в Глоссарий.

А вот раздел «Архитектура приложения» будет иметь уже не один уровень вложенности и перекрёстные ссылки на, как минимум, раздел структур данных. В нём будут храниться не только описания полей базы, но и описания базовых классов. Что не освобождает разработчиков от комментирования кода. Здесь процесс такой: описал класс, сделал комментарии, почти что один в один перенёс в статью.

Для чего это дублирование? В случае, если придётся брать ещё разработчиков, не заставлять же их читать весь исходный код в поисках описания класса.

Процедурам и функциям бизнес-логики посвящены отдельные статьи. В них тоже будет множество вложений, а в самих статьях — отображение вложенных, но по разделам. Порядок примерно тот же:

  • написал комментарии в коде,
  • скопировал их в статью,
  • оформил, чтобы нормально читалось не только теми, кто в теме, но и разработчиками, которые только вливаются в команду.

Это, конечно, задерживает саму разработку, но старшие настояли, чтобы документация велась в описанном объёме — говорят, они уже видели, чем заканчиваются проекты, где ленились писать. Приходится верить и исполнять — деньги-то пока у них. Кстати!

Что по деньгам

Пока что мы сидим на бесплатном тарифе. Семи аккаунтов, каждый из которых может редактировать контент, нам хватает, в том числе и для старших. Но закрадывается мысль перейти на тариф «Командная работа» — 199 рублей в месяц при оплате за год за редактора, зато нет ограничений по функциональности. В частности, нам здорово помог бы AI-ассистент, а сумма в 14,5 тысяч (199*6*12) рублей в бюджете проекта выглядит достаточно смешно.

Чем бы мы «нагрузили» AI:

  • короткое саммари в конце каждой статьи руководства пользователя;
  • мечтаем, чтобы он сам делал описания классов по тексту кода — тогда комментарии разрабы будут генерить в Тимли;
  • умный поиск по базе знаний — чтобы получать в ответ на запрос внятный текст, а не портянку со ссылками.
Как не профакапить дедлайны. Таск-трекер для разрабов и не только

Чтобы сделать всё по науке и не закрыть стартап на взлёте, кроме собственно талантливых разработчиков нужны умелые организаторы, а также системы постановки и контроля задач, документирования. Весь необходимый функционал и даже больше того предоставляет TEAMLY — платформа для совместной работы и управления знаниями.

Немаловажно, что на платформе тоже есть общедоступная база знаний, которая называется Академия TEAMLY. Во-первых, информация в ней реально помогает в освоении функциональности и методик работы. Во-вторых, сама Академия — наглядный пример организации и оформления базы знаний.

Больше новостей, фишек и лайфхаков в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

2222
66
11
11
37 комментариев

прям пастораль какая-то. идеальный мир, все дела.

заботливый папа помогает, прям как райком ВЛКСМ кооперативу в конце 80-х ))) а мудрый Пётр Сергеевич — это уже секретарь райкома КПСС, с которым надо бы поделиться ;)

3
Ответить

Так с ним не делиться надо, он дал стартовый капитал и ждет своих дивидендов. Если проект взлетит, может вернуть свои деньги или выкупить. как уж договорятся.

2
Ответить

Ну пока что делится Петр Сергеевич) Как-никак дал стартовый капитал. В целом да, гладко. Но, как говорит Тарасов, любая история - это легендирование.

1
Ответить

А вы уж прям думаете, что так никогда не бывает?

1
Ответить

даёшь каждому стартапу по папе ) даже так: "Папе" )

3
Ответить

А мне нравится история. Непонятно конечно что их дальше ждет, но сейчас в начале (ну или уже в середине), выглядит очень даже хорошо. Хоть бы не разосрались где-нибудь на полпути.

2
Ответить

Да подождите со стартапами, у нас сколько детей без пап растет, можно им сначала

Ответить