Как эффективно управлять запасами, получая деньги. Операционная эффективность

В текущей ситуации процессы пополнения запасов существенно усложнились: рост цен на сырье и комплектующие, разрывы логистических цепочек. Многим компаниям приходится искать других поставщиков, заново отлаживать закупки и хранение товаров, что безусловно, ведет к увеличению сроков поставки и повышает риски срыва поставок. Менеджмент при этом увеличивает товарные запасы, ссылаясь на ситуацию.

Как эффективно управлять запасами, получая деньги. Операционная эффективность

Впрочем, менеджмент всегда стремится создать высокие товарные запасы, это продиктовано самими благими намерениями: обеспечение бесперебойности продаж и производства. При этом высокий уровень товарных запасов всегда приводит к сокращению свободного денежного потока и очень часто к убыткам. Долгими месяцами замороженные деньги Компании лежат на складах в виде товара без движения, ибо существенно выше месячных объемов продаж, а по окончании сезона или жизненного цикла товара такие товары «сливаются» в минус.

Например. Проводил консалтинг по оптимизации бизнес-процессов у крупного селлера на МП. Один из SKU-локомотивов составлял в запасах 22 000 шт, при заказах 3400шт/мес и выкупе 1100шт (?!), т.о. оборачиваемость 20-40 месяцев. Следовательно «замороженные средства» составили 21000*1400р=29 400 000р (по закупке). В итоге селлер был вынужден распродать SKU с убытком 3 600 000руб. Зачем столько закупили? На момент заказа продажи составляли 2300шт/мес, производитель предложил хороший дисконт на объем, сложности логистики с Китаем, и планы кратно увеличить продажи. Таким образом закупки и запасы требуют тщательного планирования и управления.

Рассмотрим концепцию эффективного управления запасами:

📌выделение закупок/поставок в отдельную функцию;

📌ритмичность поставок, - для этого разработайте карту бизнес процессов, от заявки на поставку до доставки запасов на склад. В карте указаны конкретные этапы, эталонные сроки на их проведение, ответственные исполнители, методы контроля и информирования. Это должна быть понятная и наглядная инструкция по применению;

📌планирование поставок на месяц/год, факторный анализ с причинами отклонений;

📌нормирование неснижаемого остатка;

📌обеспечение достоверной информации о номенклатуре и объемах запасов;

📌регулярный анализ запасов в динамике, регулярные инвентаризации;

📌нормирование запасов, - только по факту среднемесячных продаж/потребления. Сырье с учетом доступности. Комплектующие или тех. запас, - самая кропотливая и сложная история, требует особого подхода (риск бесперебойности, ресурс основных фондов и т.д.);

📌Периодический апгрейд норм: от сроков поставки до неснижаемого остатка.

Актуализацию управления запасами я рекомендую проводить в форме реинжиниринга: высокие темпы внедрения, скачкообразные снижения норм. Это всегда дает быстрые и заметные эффекты для Компании.

Например. Химический завод (удобрения), полный цикл, погрузка продукта со склада на ж/д, при заполнении склада - внеплановая остановка завода. Емкость склада 9000т, мощность производства 1300т/сут. при заполнении склада завод стоял 2 суток в месяц. Продукта на складе в среднем было 7500т. По версии тех. службы единственным выходом было строительство нового склада, т.к. снизить товарный запас невозможно. Стал разбираться (я был гендиром), в результате: изменили схему складирования, провели капитальный ремонт погрузочного комплекса (все это увеличило скорость погрузки), перераспределили ряд функций. Получили эффекты: норма товарного запаса 2500т, это высвободило 1 750 000 долларов, прекратились внеплановые простои: доп. маржа 8 700 000дол/год.

Управляйте запасами, это всегда приносит деньги. Не воспринимайте категоричность менеджмента о «невозможности», - мотивируйте/стимулируйте его на рост эффективности.

2 комментария

Рост цен, разрыв цепочек поставок и увеличение сроков доставки это реальные проблемы и тут действительно нужно подумывать об оптимизации...

Ответить

Ситуация ухудшится - у большинства крупных компаний по 25 году минус, они уже в БП режут все. Это отразится на среднем и малом бизнесе.

Ответить