Как выбрать музыку для ресторана, чтобы клиенты задерживались надолго

И спрашивали, где скачать этот плейлист

Как выбрать музыку для ресторана, чтобы клиенты задерживались надолго

Привет! Я Артём Никалёв, директор музыкального направления «Кубик Медиа». Мы предоставляем сервис фоновой музыки для бизнеса с 2013 года. Разрабатываем плейлисты для «Швили», Maison Dellos, Semifreddo Group, Osteria Mario, «Новиков групп» и «Тоттори». В нашей команде есть специалисты по музыкальному сопровождению для ресторанов, которые знают, как создать нужную атмосферу в заведении.

В этой статье рассказываю, на что мы ориентируемся, когда подбираем музыку под определённый стиль, и о чём позаботиться, чтобы гостям было комфортно.

Какие задачи решает музыка в ресторане

Музыкальное сопровождение играет важную роль в создании атмосферы заведения и влияет на поведение посетителей.

Если музыку включает управляющий просто на свой вкус, не сверяясь с концепцией заведения, у гостей не сложится законченный образ — место будет считываться более проходным вариантом, без особенной истории. Например, если в восточном ресторане с колоритными интерьерами включать обычные радиохиты, это размоет концепцию. Заведение не будет восприниматься целостно.

По отзывам гостей видно, что неудачную музыку упоминают в первую очередь, даже раньше остальных недочётов места, если она была совсем неподходящий или никто не позаботился о комфортном уровне громкости.

Как выбрать музыку для ресторана, чтобы клиенты задерживались надолго

Обычно рестораны обращаются к нам в трёх ситуациях:

  1. В заведении уже много лет крутятся одни и те же треки, и хочется их поменять, но непонятно, на что и как.
  2. Открывается новое место, и владелец или управляющий не могут выбрать, какая музыка для него подойдёт. А главное, кто будет ей заниматься — даже если определились со стилем, нужно собирать плейлисты, миксовать треки, менять музыку в течение дня и обновлять её через какое-то время.
  3. Ресторан переходит на новый уровень, и владелец задумывается над основательной проработкой деталей, чтобы собрать всё в единый образ.

Важно соблюдать законодательство об авторском праве. За использование нелицензионной музыки могут быть наложены штрафы в соответствии с нормами РАО и ВОИС — это организации, которые следят, чтобы музыканты получали все отчисления. Размер штрафа может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждое зафиксированное нарушение.

Какие детали влияют на атмосферу

Конкуренция в ресторанном бизнесе настолько высокая, что владельцам нужно постоянно придумывать новые способы, как выделяться на фоне других заведений и чем от них отстроиться.

Сразу оговорюсь, что музыкальное сопровождение не сделает место суперпопулярным, если не позаботиться о других приятных впечатлениях для гостей — нужно продумать все детали.

Например, лет 5-6 назад в ресторанной культуре появился тренд на мыло «Зелинский». Прежде чем забронировать столик, люди звонили в ресторан и спрашивали: «А какое у вас мыло? А оно вкусно пахнет?»

Раньше такого никогда не было.

Когда ароматное мыло было уже у всех, рестораторы стали ставить в ванные комнаты крема или даже соль для рук — при желании гость может устроить себе с этой солью пятиминутный SPA-сеанс.

Как выбрать музыку для ресторана, чтобы клиенты задерживались надолго

Ещё пример заботы о клиенте — dog-friendly кафе, в которые можно приходить вместе с собакой. Сейчас похожих мест стало много, и чтобы выделиться, одно заведение пошло ещё дальше: персонал обучился гончарному мастерству, чтобы делать для питомцев именные миски. Забрать посуду можно только в следующий раз, то есть гость вернётся сюда хотя бы однажды.

В другом ресторане в реальном времени вышивают инициалы гостей на салфетках, а потом салфетку можно забрать домой — такие сувениры особенно приятны гостям.

Многие работают со светом и с аромамаркетингом. Приятные запахи — это всегда яркий триггер, по которому можно узнать знакомое место, когда ты проходишь мимо.

Музыка влияет на атмосферу и помогает ресторану выделиться не меньше, чем остальные детали — ароматы или сувениры для гостей. В следующем разделе расскажу, какие треки подходят для разных заведений и как мы помогаем клиентам выбрать музыкальный стиль.

Как выбрать музыку, которая подчеркнёт концепцию места

Самое важное — понять, в чём уникальность проекта. Как правило, когда человек запускает новый бизнес, открывает ресторан, в основе всегда лежит желание сделать то, чего не делали другие. Вряд ли предприниматель думает: «Мне просто нужен ещё один пивной ресторан, каких тысячи в Москве и по России, просто потому что я люблю пиво».

Как выбрать музыку для ресторана, чтобы клиенты задерживались надолго

Чтобы создать завершённую атмосферу, нужно понимать, чем это место будет отличаться от остальных, что в нём особенного — и подчеркнуть эти детали музыкой. Когда мы анализируем запрос клиента, поиск уникальности — это самый важный момент во встрече.

При этом важно не иллюстрировать идею слишком буквально. Если наш клиент открывает ресторан узбекской кухни, не обязательно собирать плейлист только с узбекской народной музыки — это будет однообразно и навязчиво. В такую концепцию хорошо впишется, например, индийский фанк 70-х. В нём тоже есть нотки Востока, но при этом он более адаптирован под привычную западную музыку.

Аналогично с ресторанами итальянской кухни. Итальянское пение в целом звучит слишком ярко для постоянного фона. Если в первый день все будут радоваться песням Челентано, то очень быстро они начнут раздражать.

Как выбрать музыку для ресторана, чтобы клиенты задерживались надолго

Помимо анализа концепции мы спрашиваем, кто будет слушать эту музыку. Нужно понимать возраст, увлечения и типичное поведение гостей.

Например, если это ресторан с высоким средним чеком, мы рекомендуем использовать инструментальную музыку с мягкими мелодическими линиями, которая не отвлекает от общения. Мы подбираем треки с органическим звучанием — джаз-фьюжн и инструментальный лаунж, которые создают атмосферу утончённости и не мешают деловым встречам или семейным ужинам.

Если мы говорим о возрасте гостей, не обязательно подстраиваться только под определённую аудиторию, иначе плейлисты получатся однообразными. Понятные и знакомые гостям треки можно чем-то дополнить. К примеру, для более возрастной аудитории за основу можно взять джаз, но добавить современные аранжировки и джаз-хаус.

На дизайн тоже нужно ориентироваться. Если в интерьере мягкие тона и теплый свет, это можно подчеркнуть органическим звучанием, когда в треках используются живые гитары, фортепиано и медные инструменты. А для футуристичного места подойдёт органик-хаус. В нём тоже используются живое звучание — народные мотивы, звуки природы — но они вплетены в электронику.

О чём мы спрашиваем клиентов, чтобы подобрать музыку

1. Кто ваша аудитория? Возраст, доход, увлечения?

2. Чем ваш ресторан отличается от других? В чём его особенность?

3. Кухню каких стран вы подаёте?

4. Какой у вас интерьер?

5. Как гости проводят время в вашем ресторане?

6. Хотите ли вы, чтобы звучал вокал или только инструментальная музыка?

7. Какие музыкальные направления или конкретные исполнители отражают ваше видение?

8. Какая музыка играет в ваших любимых заведениях в разных странах?

Когда клиент рассказывает про свои любимые места, мы никогда не используем это как прямые референсы. Для нас это скорее подсказка, чтобы лучше понять запрос.

Какие музыкальные концепции мы предлагали нашим клиентам

Собрали примеры для мест в разном стиле.

Пивной крафтовый бар

Мы предложили микс энергичных жанров, таких как старый рок, фанк и соул, чтобы создать атмосферу дружелюбия и активности. Основной акцент сделали на динамичные и запоминающиеся треки с живым, насыщенным звучанием.

В плейлисте могут быть Jefferson Airplane, Daft Punk и Gorillaz — идеальный фон для вечеров за кружкой пива.

Дизайн бара сделан в стиле семидесятых: старые советские люстры, плиточка. И это тоже можно подсветить с помощью музыки — рока 70-х. Этим трекам будут подпевать люди старше тридцати пяти — но чем можно зацепить более молодых гостей? Сейчас у молодёжи очень популярен Deep House. Это каверы на старые треки, которые исполняет милый женский голос, но на современные ритмы.

Можно ставить в баре оригиналы песен, которые часто используются для каверов. Молодые ребята будут их узнавать — это уже приятно, а ещё смогут сравнить звучание с кавером. В таком случае у бара будет даже просветительская музыкальная миссия.

Кофейня

Кофейни — не моножанровая история, когда надо выбрать один стиль и его придерживаться. Здесь мы подбираем универсальный плейлист, который поддерживает уютную и комфортную атмосферу. Чаще всего это лёгкий рок, соул, ню-джаз или босса-нова.

Стилистика задаётся самим звучанием: оно матовое, уютное, не режет слух. Радиотреки, например, для кофеен не подходят — их записывают с более металлической обработкой.

Общее настроение должно быть позитивным, немного бодрить, но не раздражать, как навязчивый будильник. В плейлист для кофейни мы собрали Dusty Springfield, Tom Misch и Fleetwood Mac.

Французское бистро

Мы предложили клиенту музыку в стилистике сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов, с шершавым звучанием патефона — классику французского шансона и эстрады, похожую на свинг. И немножко цыганского джаза на гитаре, который тоже был очень популярен во Франции в это время.

Гости постоянно спрашивали, что это за музыка и где её найти — получилось органичное завершение атмосферы.

Когда гости интересуются, что это за музыка, мы можем составить для клиента брендовый плейлист на стриминговых площадках и подобрать под него обложку. QR-код со ссылкой на плейлист можно разместить в меню или на открытках при доставке еды, чтобы гости даже дома могли воссоздать атмосферу.

Как не утомить клиентов музыкой, даже если вы собрали лучший плейлист

Грамотно подобрать музыку по стилю недостаточно — нужно позаботиться о технических нюансах.

Выровнять уровень громкости. Мы выравниваем уровень громкости треков, чтобы избежать резких перепадов звука — от этого зависит комфорт гостей.

Собрать плейлист с запасом. Плейлист должен быть достаточно долгим, с автоматическим перемешиванием треков.

Минимальная длина плейлиста рассчитывается так: рабочий день + ещё 30% времени. Мы сталкивались с ситуацией, когда персонал и даже гости могли по песням определять время — это уже совсем нездоровое отношение к музыке в заведении. Не нужно сшивать все треки в один сет, чтобы они в одном порядке играли день за днём — порядок должен быть каждый раз разным.

Как выбрать музыку для ресторана, чтобы клиенты задерживались надолго

Сами плейлисты тоже нужно обновлять, оставаясь внутри выбранной концепции. Для наших клиентов мы обычно обновляем их на треть раз в квартал — но в зависимости от проекта можем выбрать другой срок.

Менять плейлисты в течение дня. Например, для завтраков выбрать что-то оптимистичное и светлое. В обеденное время — нейтральное и быстрое, например, лёгкий хаус и джаз-хаус, с минимумом слов. А вечером, наоборот, включать что-то приятное и уютное, чтобы хотелось расположиться на диванчике и побеседовать за десертом.

Плейлисты:

Утро

День

Вечер

В разные дни недели плейлисты тоже могут отличаться. В пятницу и субботу может играть что-то более энергичное, чтобы создавать ощущение препати, если после ресторана гости собираются в клуб. А по воскресеньям — спокойный плейлист для семейных бранчей.

Чтобы управлять музыкой в течение дня, мы предлагаем владельцам ресторанов ПО, которое позволяет составлять расписание плейлистов. Интерфейс больше похож на календарь, чем на привычные стриминги, например Яндекс Музыку. Наше ПО помогает управлять зонированием музыкального сопровождения, например, выбрать разные плейлисты для зала и открытой веранды и менять их в зависимости от времени суток и активности гостей. А если надо включить что-то для особого случая — например, Happy Birthday to You, пока гостю выносят торт, — официант может остановить плейлист в мобильном приложении.

Учитывать возможности оборудования. Можно идеально подобрать музыку, но если используются старые аналоговые колонки, большого смысла в такой тщательной подборке плейлиста не будет. Прежде всего мы проводим аудит оборудования, чтобы оценить возможности места или что-то посоветовать владельцу.

Главное

  1. Музыкальное сопровождение — важная часть атмосферы, которую желательно продумывать вместе со всей концепцией.
  2. Если не платить отчисления за использование лицензионной музыки, ресторан могут оштрафовать.
  3. Владельцам и управляющим сложно самостоятельно позаботиться и о выборе концепции, и о смене плейлистов, и о правовой стороне.
  4. Чтобы подобрать музыку, нужно ответить на вопрос, чем это заведение отличается ото всех остальных. И именно эти детали постараться подчеркнуть музыкальной концепцией.
  5. При этом не нужно следовать концепции слишком в лоб. Например, ставить в итальянском ресторане только итальянские песни — это будет назойливо. Концепцию нужно взять за основу, но органично дополнить несколькими жанрами и направлениями.
  6. Плейлист не должен быть слишком коротким, а треки нужно чередовать, чтобы музыка не звучала по одному и тому же расписанию. Минимальная длина плейлиста — рабочий день + ещё 30% времени, и хотя бы раз в квартал его нужно частично обновлять.
  7. Нужно позаботиться об оборудовании и обработке треков: если музыка будет звучать то громче, то тише, это будет только раздражать гостей, и весь смысл продуманной концепции пропадёт.

Напишите нам, если хотите завершить образ ресторана музыкальной концепцией, чтобы плейлисты дополняли атмосферу, помогали возвращать клиентов и, в конечном счёте, увеличивали продажи.

А чтобы владельцам было удобно пользоваться нашими плейлистами, мы предоставляем ПО собственной разработки Cubic Remote, чтобы музыкальным эфиром можно было легко управлять со смартфона.

5252
11
42 комментария

Дай Бог здоровья всем собственникам бизнеса, которые уделяют внимание музыки и атмосфере! <3

3
Ответить

Нет, ну погодите, радио Дача в пивнушке на районе это тоже атмосфера!

2
Ответить

Мы и говорим — музыка определяет атмосферу.

Ответить

На завтрак что-то оптимистичное и светлое?.. Ну-ну. Утром хочется умереть 🫥

Ответить

Предпочитаете начинать свое утро с The Amity Affiction - Born to Die?

2
Ответить

Я никогда не слушал джигана, но из-за вашей обложки пошел слушать. Вы хотели его продвинуть?))

Ответить

И какие у вас впечатления после прослушивания?)

1
Ответить