Дизайн-джем #16: Univers, Theinhard, Graphic — история знаменитых шрифтов и их создателей, а также искусство плаката

В типографическом дайджесте от Redmadrobot Design Lab.

База данных роботов обновляется каждый день, а всё самое интересное публикуется на нашем Telegram-канале Design Jam. В прошлом выпуске «Джема» мы рассказали про захватывающие игры, рассмотрели UX- и UI-тренды в гейм-дизайне, а издатель и разработчик Azur Games поделился своим опытом и инструментами для создания игр.

В новом выпуске мы погрузимся в мир визуальных символов и скрытых смыслов, которые таит в себе искусство создания плакатов и постеров — от рекламирующих кабаре до пропагандистских. Но сначала поговорим про типографику.

Креативный директор роботов Женя Бондарев расскажет, чьими руками разрабатывались такие легендарные шрифты, как Avenir, Universe, Helvetica и другие, и поделится полезными ресурсами для их изучения 🤖

Женя Бондарев
креативный директор Redmadrobot Design Lab

Начнём с швейцарца Адриана Фрутигера. Вы можете знать его по знаменитым шрифтам Meridien (1955), Univers (1957), Frutiger (1976) и Avenir (1988). В своё время, его кристальные и чистые шрифтовые формы были совершенно стерильны, ровно туда и катилась вся шрифтовая индустрия.

Созданная им по заказу владельца словолитни Шарля Пеньо супергарнитура Univers, с 50+ начертаниями, легла в одну категорию с уже ставшей легендарной тогда Futura. Эта категория про геометрию, функциональность и стремление прописных пропорций к одинаковым. Кстати, книга Рудера «Типографика» набрана гарнитурой Univers.

Шрифты Адриана Фрутигера продаются в словолитне Linotype. А если хотите больше узнать про жизнь и работы знаменитого дизайнера, то посмотрите насыщенную фактами лекцию от издателя журнала «Шрифт» Жени Юкечева или почитайте монографию «Жизнь и шрифты Адриана Фрутигера».

Франсуа Раппо — важная фигура на мировой шрифтовой арене сегодня. Начал профессионально заниматься шрифтами лишь в 49 лет, но ему это не помешало стать заметным в индустрии.

Он сделал реконструкцию знаменитого Neue Haas Grotesk, который вы знаете, скорее всего, как Helvetica. Его гарнитура Theinhard стала громким событием в 2018 году и была выпущена словолитней Optimo, которая смогла добиться абсолютно безупречного чистого контура.

Если вам стала интересна жизнь и творчество Франсуа, то можете почитать интервью с ним на Type Journal и Arvebaat. Там много интересных деталей о его проектах и методах, которые помогут лучше разобраться в том, что такое хороший шрифтовой дизайн.

Кристиан Шварц — один из самых известных шрифтовых дизайнеров. Все его шрифты в кириллице можно посмотреть на сайте Type Today, там же продаётся его популярная гарнитура Graphic.

Её кириллическую версию делал Илья Рудерман — руководил проектированием шрифта Yandex Sans. Кстати, об этом процессе есть очень хорошая статья и видео. Это довольно полезно изучить интерфейсным дизайнерам, так как Yandex Sans проектировался с учётом интерфейсных задач «Яндекса».

Яндекс.Музыка

Как работает шрифт во всех комбинациях (сочетания букв и разные регистры) можно понять через полезный и уникальный инструмент — панаграмму Джонатана Хофлера. На основании такого анализа, можно проектировать типографическую систему продукта и уверенно задавать типографические параметры и соотношения: кегль, линьяж и леттерспейсинг.

В случае, если вам сложно отличить гуманистический гротеск от неогротеска, то есть полезная статья от Type Today. В ней разобрали по косточкам гуманистические и неогротески из Google Fonts. В данном случае очень полезно посмотреть, на что обычно влияют те или иные особенности шрифта.

Type Today

Чтобы понять, как и чем живёт индустрия типографики и шрифта сегодня, можно посмотреть трёхдневную конференцию Typographics 2020, которая прошла в конце июля 2020 года (в Zoom, конечно же). На ней объединили шрифтовых и графических дизайнеров, а также выступили мировые звёзды индустрии, в их числе Пола Шер и наша Анна Кулачек. Записи всех трёх дней вот прям здесь: первый, второй, третий.

Загрузили процессоры знаниями о типографике, а теперь пора прокачаться подборкой вдохновляющих плакатов и постеров. Начнём с Гари Персиваля — графического дизайнера, который создаёт «экспериментальные плакаты». Главное место в его работах занимают шрифт и форма, которые порой создают занятные оптические иллюзии.

Иллюстратор с ником gm_designarts рисует постеры в минималистичном стиле. В основном его работы посвящены персонажам аниме, но встречаются и голливудские сюжеты, например, постер к мультфильму «Вверх».

Автор по имени Doaly создает арты и плакаты к популярным фильмам и сериалам. Работает с Marvel, Warner Brothers, Disney, Pixar, DC и другими.

Французский художник Жюльен Рико тоже вдохновляется популярным кино. Несмотря на сдержанность и лаконичность, фильм или главного героя в его работах всегда можно узнать с первого взгляда. Попробуйте сами.

Альтернативные кинопостеры, сделанные разными иллюстраторами, каждый день публикуются Instagram-аккаунте AlternativeMoviePosters. Попытаться опубликовать свои работы в аккаунте может любой желающий.

Тилли Кроуфорд Миллер, иллюстратор из Лондона, тоже рисует постеры к фильмам и открытки. Её работы нежные, минималистичные и в спокойных тонах.

В Instagram-аккаунте comrade_kiev собраны винтажные постеры к фильмам и пропагандистские плакаты (некоторые с цитатами Маяковского,) из стран Восточного блока и Германии. Это оригиналы, каждый из которых можно купить.

Продолжаем ностальгировать на странице арт-директора испанского дизайн-агентства Twopots Ксавье Эксклуза Триас. На его Behance мы нашли подборку плакатов с яркими цветами из 80-х и 90-х, по мотивам пленки Kodak и кассетам VHS. Помните такие?

Дизайн-джем #16: Univers, Theinhard, Graphic — история знаменитых шрифтов и их создателей, а также искусство плаката

Британский дизайнер Нил Стивенс создаёт плакаты в стиле плоской иллюстрации. Его основная тема — велогонки и городские мероприятия. Работы в полной мере соответствуют тематике — постеры получаются яркие и динамичные.

А иллюстратор Джанмарко Маньяни совмещает печать и диджитал. Привычный нам статичный плакат получает небольшие анимационные элементы, которые привлекают внимание, но не утомляют взгляд. Пользователь успевает дочитать основное и затем насладиться деталями. Такие изображения можно добавлять в статьи или в мобильные приложения.

А теперь выкручиваем яркость экранов на максимум и изучаем фантастические эксперименты с цветом, формой и типографикой в Instagram-аккаунте арт-директора института «Стрелка» Ани Кулачек.

В Telegram-канале Posterino каждый день публикуют классные подборки постеров в самых разных стилях. Как пишут авторы канала: «Лучшие плакаты, постеры и афиши отобранные с душой». Не сомневаемся.

А если хотите расслабить глаза, то зацените постеры иллюстратора Волай Шарма. Этнические композиции, приятные цвета, разнообразные формы и какая-то загадочность.

Заканчиваем наш дайджест подборкой плакатов и постеров, которые не просто попали в историю искусства, а вошли в историю человечества. Целых 50 постеров, потрясших мир вполне хватит, чтобы зарядить свои батарейки, красотой, энергией и вдохновением.

А ещё мы выбираем самые мощные темы для будущих публикаций. От чего у вас загораются лампочки? 🤖💨
💡Рисунки от нейросетки
💡UX- и UI-дизайн в интерфейсах спецтехники
💡Искусство фотографии: от фэшн-индустрии до человека и природы
💡Российские дизайнеры, которые вдохновляют покорять мир: Владимир Аюев, Антон Шнайдер и другие

Вдохновляйтесь, творите прекрасное и подписывайтесь на наш Design Jam в Telegram. Да пребудет с вами сила роботов!

4343
5 комментариев

Полнейшее эстетическое удовольствие. Обожаю плакаты, очень хочу себя множество и крутых, но это уже другая история. 
Спасибо, круто!

6
Ответить

Спасибо!

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Круто было увидеть в статье плакаты любимого Ксавье. По-моему, он бесподобен в том, что делает. Кстати, часто замечаю, что у испанцев много хорошего дизайн-контента. Предположу, что из-за качественных диз. вузов (по аналогии с академическим пением; если учиться опере у лучших, то надо собирать вещи в Мадрид).

3
Ответить

Спасибо за дайджест, неплохая подборочка!

1
Ответить