$4 млн инвестиций и 8 лет разработки: история приложения для дошкольников «Сказбука»

В 2012-м «Сказбука»‎ началась с трейлера детской мобильной игры. Приложение пережило три перезапуска и привлекло $4 млн инвестиций. Сегодня выручка проекта — $185 тысяч в месяц.

Кеша Скирневский, основатель приложения Сказбука Zebrainy
Кеша Скирневский, основатель приложения Сказбука Zebrainy

Привет, я Кеша Скирневский — основатель детского образовательного приложения «Сказбука»‎. Восемь лет назад, когда мой сын начал осваивать алфавит, я понял, что толковых детских приложений просто не существует: все, что было на рынке, скорее могло навредить ребенку, чем научить его полезным навыкам.

В то время я увлекался психологией и устройством мышления и знал, что ужасная графика, плохой звук и глупый сюжет не помогут моему ребенку получить здоровые паттерны поведения. Тогда и появилась идея «Сказбуки»‎ — красивой и качественной игры про буквы, которая за годы выросла в международное образовательное приложение.

Сегодня наш главный герой, Зебра, учит детей от 2 до 7 лет алфавиту, арифметике, логике, распознаванию цветов и метанавыкам. Система учитывает возраст, пол и персональные интересы ребенка, следит за прогрессом и экранным временем.

Однажды давным-давно

В 2001 году я основал свой первый бизнес — «Студию трейлеров», мы создавали рекламные ролики для крупных компаний. Среди них 1C, Yandex, Mail.ru, Мосфильм, Министерство связи и администрация Президента. Бизнес приносил прибыль, а идея «Сказбуки»‎ стала для меня личной миссией по улучшению дошкольного образования.

Сперва проект не предполагал монетизации и начался нестандартно. В 2012 году я решил сделать приложение, но начал с того, что хорошо умел — с трейлера. С идеей и роликом я отправился из родного Оболенска на столичную конференцию Flash Gamm, где встретил главу мобильной разработки WebGames Демьяна Грина. Сейчас он СЕО «Сказбуки»‎.

Мы специализировались на создании видео и графики: нам нужна была экспертиза издателя в программной разработке. Я инвестировал в проект 2 млн из прибыли «Студии трейлеров», а WebGames выделили одного программиста и взяли на себя всю работу с App Store. Нам полагалось 30% от прибыли проекта. WebGames оставляла себе 70%. Тогда я еще не знал, что с бывшими партнерами за «Сказбуку»‎ мне придется три раза судиться. Но об этом позже.

Трейлер приложения Сказбука

Запуск и факапы с подпиской

В основе обучения была заложена методология, которую мы придумали с нуля, а не скопировали у конкурентов. Тогда «Сказбука» была единственным приложением для детей, которое подключило к работе не только педагогов, но и когнитивных ученых, специализирующихся на развитии мозга детей.

Первая версия появилась в App Store в 2014 году. Меньше чем за полгода ее скачали 380 тысяч раз. В то время хорошим приложениям везло: App Store сам промоутировал их на главной. В какой-то момент «Сказбука» продвигалась в 4 местах на главной странице App Store, включая центральный баннер. Также мы попали во все рассылки c приложениями от Apple.

Набросок первой версии Сказбуки Кеша Скирневский
Набросок первой версии Сказбуки Кеша Скирневский

Несмотря на поддержку Apple, за месяц мы зарабатывали максимум $5 тысяч. Так как приложение сперва ориентировалось на алфавит, мы монетизировали его так: давали одну букву бесплатно, а за разблокировку остальных букв просили $1. Первая версия не окупилась. В то время детский сегмент никому не приносил прибыли. Тех моделей монетизации, которыми мы пользуемся сейчас, тогда просто не существовало.

Три суда

Разработка была дорогой. WebGames настояли, чтобы сперва мы сделали только 5% игры и обновляли ее частями. Это злило пользователей: они проходили первые уровни игры быстрей, чем мы выпускали новые.

Через несколько месяцев между мной и WebGames начался конфликт. «Сказбука» приносила им слишком мало — издателю было невыгодно платить разработчикам и дальше развивать проект. Они перебросили программиста на другие проекты.

Обновлений больше не было, покупатели стали ругаться на «огрызок» игры. У нас был только один вежливый по отношению к пользователю вариант: удалить эту версию из магазина. WebGames не захотели удалять приложение, но App Store пошел нам навстречу — и удалил. Договор с WebGames я не продлил.

Соглашение предусматривало, что все права на «Сказбуку» остаются за мной, поэтому последовавшие после конфликта суды я выиграл. В это время Демьян Грин ушел из WebGames, а через несколько лет полноценно присоединился к моей команде. Сегодня в WebGames совсем другие руководители, так что никаких претензий в ту сторону у меня нет.

Первые инвестиции

У меня не было опыта полноценной разработки, зато была яркая идея, которая нравилась команде и экспертам. А потом понравилась инвесторам.

В 2015-м мы начали пилить вторую версию и дали ей название Zebrainy ABC Wonderlands. Она была англоязычной. Бизнес-ангел Вадим Барштак, ориентированный на зарубежный рынок, инвестировал в нас $300 тысяч для создания полной версии с английским алфавитом.

В этот раз мы были сами по себе, но зарабатывали еще меньше, чем с издателем. Каждый месяц мы тратили на команду $20 тысяч, а получали не больше $2 тысяч. Мы были на пороге закрытия, хотя все еще верили в «Сказбуку» как образовательную платформу: мы два раза попадали в список «Лучших приложений в мире» по версии Apple.

Сказбука на главной странице AppStore Кеша Скирневский
Сказбука на главной странице AppStore Кеша Скирневский

На этом этапе мы ошиблись в двух вещах:

  • У нас не было своих программистов, поэтому мы отдали разработку на аутсорс подрядчикам из Латвии. Все шло медленно, разрабы трудились на почасовке и максимально тянули время. Хотя качество этой версии было выше.
  • Недостаточный фокус на маркетинге и аналитике. Мы пробовали разные варианты монетизации, но ни один не был эффективным, так как мы не могли построить полноценную модель юнит экономики. К тому же, трафик подорожал, условия в App Store поменялись, а в команде не было маркетолога.

Здесь вторая попытка сделать «Сказбуку» закончилась. Продолжилась она только в 2017-м — после моего выступления на TEDх.

Новые горизонты

Кроме «Студии трейлеров» и «Сказбуки» я занимаюсь исследованиями в области мозга и мышления. В 2017-м я выступал на TEDх со своими наработками. Тогда среди гостей был Игорь Рыбаков, чья дочь, как оказалось, учила латинский алфавит в «Zebrainy ABC».

Набросок второй версии Сказбуки Кеша Скирневский
Набросок второй версии Сказбуки Кеша Скирневский

Вопреки главным правилам стартаперов, Игорь сам написал мне после TEDх. На следующий день мы встретились, обсудили проект подробнее и договорились, что Рыбаков будет поддерживать проект как ментор, а фонд Prytek рассмотрит возможность инвестирования. Это было непросто. «Сказбука» прошла все стадии отбора: эксперты долго анализировали нишу, наши возможности, идею и механику. В итоге мы взяли шире, чем брали до этого. И решили идти в сторону платформы и ассистента для учителей и родителей, которые хотят учить ребенка быстро, интересно и без рутины. В конечном итоге Prytek проинвестировал в компанию $4 млн.

Немного фактов:

  • В работе над «Сказбукой» участвовала Марьяна Безруких — директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик РАО.
  • Только у «Сказбуки» для озвучки приложения был привлечен профессиональный актёр — Вадим Демчог (вы его знаете — это Mr. Freeman, «Интерны»).
  • Для выбора художников мы провели кастинг, в котором участвовало 300 специалистов.
  • Музыку мы купили у Британского симфонического оркестра.

Мы централизовали команду в Москве, изменили модель монетизации на подписочную (по 999 рублей раз в 3 месяца), сделали крутой и умный контент. Теперь приложение учит детей всему, что мы с вами осваивали в детском саду. Только быстрей и эффективней — благодаря персонализации и игровой механике.

Третью версию мы выпустили в 2018-м году. В отличие от прежних, эта «Сказбука» росла и окупала затраты на маркетинг.

Цифры и планы

Сегодня в команде «Сказбуки» 30 человек. В июне 2019 года выручка составляла $10 000 в месяц. А в августе 2020 выручка уже $185 000 — это больше, чем у любого другого детского приложения из РФ.

В мае 2020-го мы наконец-то вышли на рынок США. С помощью экспансии на Запад мы планируем увеличить выручку до $500 тысяч в месяц до конца года. А позже выйти и на рынок Азии. Сейчас мы активно растем за рубежом.

В будущем «Сказбука» способна стать одним из главных детских приложений в мире. Почему?

  • У Сказбуки самые высокие в мире конверсии из установки приложения в платящих подписчиков в детской категории. Средняя по миру конверсия — 5%, конверсия Сказбуки — 13%
  • Наша команда прошла большой путь — она одна из самых экспертных на рынке. Это позволяет нам работать на международном уровне. В категории «Образование» App Store Сказбука занимает 5 место, обгоняя популярные приложения Duolingo (7 место) и Lingualeo (38 место).
  • «Сказбука» дважды признана лучшей игрой в мире по версии Apple (2014, 2016), получила награды в США и Великобритании как «Лучшая игра для детей» (по версии Indie Prize США), «Лучший звук» (по версии Indie Prize Лондон) и другие.
Награды Indie Prize  Zebrainy
Награды Indie Prize  Zebrainy

По контенту зарубежная версия ничем не отличается от российской, но мы хорошо потрудились над голосовой адаптацией — инвестировали в качественный перевод и профессиональную озвучку с носителем языка. Работа на международным рынке помогает нам в целом переосмыслить проект. Привлечение американцев стоит гораздо дороже, но срок жизни клиента и платежеспособность выше. Пользователей привлекаем в основном благодаря рекламе в Facebook, но также экспериментируем с другими каналами привлечения и развиваем партнерские интеграции.

У нас свыше 40 тысяч платящих подписчиков. Причем 57% из них — из США.

Сегодня «Сказбука» — самый крупный российский проект для дошкольников. А еще — международный проект с огромным потенциалом роста и лучшими метриками среди конкурентов. Сейчас мы готовимся к созданию новой версии «Сказбуки», которая позволит усилить дошкольное образование на принципиально новом уровне.

Офис Сказбуки в Москве
Офис Сказбуки в Москве

Дойти до этой точки было невероятно сложно. Это не история успеха — это эпопея о бесконечных неудачах и ошибках. Иногда бывает и так. Главный вывод, который я сделал для себя, такой: даже если три раза подряд не получилось, стоит попробовать еще раз.

146146
114 комментария

В 2 года не рано давать ребёнку гаджеты? Вы там написали, что ещё занимаетесь изучением мозга, что на этот счёт думаете?

17
Ответить

Конечно рано. Ребенок должен в таком возрасте познавать мир, развивать моторику и речь, учиться взаимодействовать с окружающими, формировать эмоциональный интеллект, строить нейронные связи в мозге. И ему категорически нельзя давать штуковины которые будут бешенно стимулировать его и без того мегаактивную дофаминовую систему поощрения. Из за таких приложений,  рецепторы дофамина в детском мозгу снизят свою чувствительность и  все о чем я говорил выше ему будет не интересно. Ему будет интересно только играть и жрать. Фактически получаться аутисты склонные  ко всем видам аддикций. Может я конечно сгущаю краски, но поживем увидим, как сложиться судьба детей которым мама с папой с двух лет всучили смартфон в руки, чтобы те их не отвлекали от "важных" дел. 

47
Ответить

Если ему давать в два года, то уже в три он не будет с этим зависать. Детям интересно живое общение. Все остальные перегибы это запреты или не желание родителей играть с детьми. 

2
Ответить

Заебали каверкать русский язык.

5
Ответить

Заебали употреблять слово "заебали".

21
Ответить

Не, чо, серьезно? О коверкании русского языка пыхтит человек, который пишет «каверкать»?

13
Ответить

А что случилось со «Студией трейлеров»? Администрация Президента перестала заказывать ролики у вас и сказка закончилась?
Если без иронии: почему был сделан выбор сфокусироваться на приложении, требующем таких немалых инвестиций, а не на бизнесе, приносившем прибыль каждый месяц?

8
Ответить