Почему американцы строят в три раза быстрее?

Почему американцы строят в три раза быстрее?

Существует значительное количество исследований (к примеру, обзоры McKinsey & Company и Forbs), посвященных сравнению производительности труда в строительных отраслях России и ведущих западных стран. Эксперты единодушно сходятся во мнении, что производительность труда в российской строительной отрасли в три раза ниже, чем в американской.

По моим расчетам, на многих современных стройках объем выработки на одного монтажника меньше, чем это регламентировалось советским нормативами. Это означает, что производительность труда на стройках не только не выросла, а даже снизилась, несмотря на использование современных инструментов, оборудования и материалов.

Главная причина этого — отсутствие технологии управления проектами. Посмотрите, что происходит на большинстве строек, не важно, городских или частных. Основным способом наведения порядка и ускорения строительства является «расстрел» подрядчиков на совещаниях со стороны генподрядчика/заказчика. На этом чаще всего и заканчивается «технология» управления строительным процессом.

Почему американцы строят в три раза быстрее?

Мы сталкивались с такими приказами: «В течение двух дней выставить на стройку еще 80 человек», хотя это будет чистой иллюзией работы для приезжающей проверки. Или: «В течение выходных проложить сотню метров канализации и установить колодцы. Не важно, что нет проекта. Все равно потом демонтируем и дождемся проекта»… Каждый может привести много подобных примеров. Согласитесь, что если генподрядчик вынужден давать такие приказания, это говорит о низком уровне управления проектами.

В США еще в пятидесятые годы приступили к изучению вопросов повышения производительности труда. Тогда же были созданы два института — Институт управления проектами и Американский институт производительности и качества, являющиеся, по сути, профессиональными экспертными сообществами. Кардинальное повышение общей производительности труда связывалось, прежде всего, с процессами организации труда и управления проектами.

Существует простой принцип управления — извлекать уроки из сложных ситуаций, а не стараться навсегда забыть их, систематизировать опыт и выпускать указания, как не допускать или успешно решать подобные проблемы в будущем.

В некоторых компаниях существуют стандартные руководства по управлению стройкой, в которых можно найти описание успешного выхода практически из любой ситуации, т. е. управление максимально стандартизировано.

Но чаще всего успех реализации проекта зависит, прежде всего, от конкретного руководителя проекта, т.е. от персоналии. Если заказчику повезет с руководителем проекта, значит, велик шанс благоприятного исхода дела.

Почему американцы строят в три раза быстрее?

В США значительная доля работ выполняется на условиях аутсорсинга. Компании, специализирующиеся на определенном виде работ всегда выполняют их более качественно и эффективней, чем те, кто «делает все».

К сожалению, в российских условиях эта схема оказалась не слишком жизнеспособной. По данным Deloitte Consulting, которая провела опрос среди компаний, практиковавших аутсорсинг: 70% из них оценили свой опыт работы как негативный, 44% не получили ожидаемого результата, а 57%, перейдя к аутсорсингу, так и не смогли освободить внутренние ресурсы. Основой недовольства всегда является нарушение подрядчиками взятых на себя обязательств, будь то обязательства по стоимости, срокам, качеству и т.п.

Я бы рискнул сделать следующий вывод. Существует ряд заказчиков, генподрядчиков и генпроектировщиков, которые уделяют много внимания процессам организации производства, считая это дело чрезвычайно важным. При этом, большинство подрядчиков и субподрядчиков настолько увязли в своих ежедневных проблемах, что им попросту не до этого.

Как следствие — уровень организации работ падает, трудозатраты становятся выше ожидаемых, сроки срываются, качество пропадает.

Почему американцы строят в три раза быстрее?

Компания Haskell провела интересное исследование (Construction Industry Productivity: Its History and Future Direction), которое выявило причины роста в США производительности труда в области строительства. За 37 лет в общестрое рост составил 40%, в механических инженерных системах на 54%, а в электрических системах — на 70%!

Скажем, при монтаже механических инженерных систем факторами роста являются:

  • поставка на объект предварительно собранных в заводских условиях узлов — 15,7% прибавки производительности труда;
  • использование трубопроводов из современных материалов — 10%;
  • более гибкое разделение труда — 8%;
  • использование ЗD проектирования с деталировкой узлов — 6%;
  • использование современных инструментов — 5%;
  • применение на стройплощадке компьютеров, интернет и т.п. — 2,5%.

Как вы видите, некоторые пункты, которые повысили производительность труда в Америке, часто в России не применяются вовсе! При монтаже практически не используются предсобранные на заводах узлы; на стройках редко используются преимущества проектов в ЗD, а о компьютеризации монтажных подразделений просто нет смысла говорить.

Почему американцы строят в три раза быстрее?

Сейчас, в сложных экономических условиях, рынок претерпевает качественные изменения. Теперь, когда доходность строительства значительно снизилась, выжить смогут только те участники, которые смогут поднять свою производительность труда и эффективность управления на новый уровень.

Для примера, в нашей проектной деятельности мы наблюдаем следующую картину:

  • Требования заказчиков к полноте документации стали несравненно выше. Упрощенно говоря, количество листов в проектах выросло в два раза, по сравнению с тем, что было еще пять лет назад;
  • Заказчики стали тщательно оценивать экономическую целесообразность проектных решений. К примеру, теперь нужно всерьез доказывать, почему используется плита перекрытия 200, а не 180 мм;
  • При этом стоимость проектирования значительно упала.

Чтобы соответствовать этим требованиям приходиться отказываться от привычной размеренной и комфортной жизни, к которой привыкли проектные организации прошлого.

Александр Иванов
Руководитель проектной мастерской «Траст инжиниринг»

3333
реклама
разместить
21 комментарий

Начало интересное, а конец - не конец. Как-то незаконченно, обрыв мысли. Тема стройки не раскрыта! :)

24

Читайте с конца ))

2

Да, хотелось бы продолжения начала.
Может есть что почитать? Меня как подрядчика по "электрическим системам" интересует.

1

Пишет нам человек который явно не знает историю строительной отрасли своей страны! Чувак, копни в историю. Открой для себя рывки Сталинской эпохи или развитие нефтехимии и химии в СССР. Не будь унылым говном. Я строил на трех континентах и строил всё кроме АЭС. Ты про стройку знаешь ровно столько, сколько Путин о демократии. Ты сам строил хоть что нибудь в США?

4

Александр, вы, простите, на стройке-то были сами хоть разок? И я говорю о настоящей стройке с тысячами работяг и миллиардным в долларах бюджете, например, где-нибудь на Ямале или в тайге Иркутской области. Подрядчик выигрывает тендер только по одному критерию - цена. А ему ещё и откат надо платить. Вот и представьте, сколько у него останется денег на саму работу. Поэтому работают у подрядчиков одни гастарбайтеры и бичи из наших за копейки. Качество и строки для это что- то эфемерное, техника безопасности тоже, поэтому все просрочиваемая, разваливается и строится на костях, как, например, хваленый Ямал СПГ.

4

Только вот этот "хваленый" Ямал СПГ построен с опережением сроков на 1 год, все там работает и не думает разваливаться, недавно лично убедился. Строили в основном наши конторы и наши работяги, а не гастарбайтеры, и платили там приличные деньги, если руки и голова на месте конечно. И техника безопасности была в норме, "на костях" и прочий треш это явно не про Ямал СПГ, не стоит преувеличивать и обобщать все подряд стройки.

Это ты толпы мексиканцев называешь "американцами"? Строят быстрее потому что кушать хотят, и жить не в трущобах.

3