Почему закрываются успешные бизнесы?

Вчера, компания процветает, сегодня, все летит в трамтарарам, почему?

Это мои наблюдения и примеры.

1. Рынок меняется, компания не меняется.

Это классические примеры Kodak, Nokia и тд. Более простые, салон видеопрокат в спальном районе. Но давайте посмотрим глубже. Компания занимается смм/маркетингом/дизайном, если она не начинает сейчас использовать ИИ, скорее всего она пропадет с рынка в ближайшие 2-3 года. Взять тот же видеоконтент, уже возможно генерировать видео, рилс, полностью на базе ии за сопоставимую стоимость или даже меньше, чем полноценная живая съемка. Если интересно, дам ссылку на каналы с такой генерацией, сам в шоке, как это работает. Отвлеклись, вернемся к теме.

2. Конфликты в руководстве и среди партнеров

Классическая история, семейный бизнес убивает развод, если не были распределены зоны ответственности, фактически и юридически. Один партнер считает, что никто кроме него не работает, начинается дележка и саботаж, кстати, вот же с Вб сейчас что-то такое происходит.

Для себя вывел золотое правило: Если ведешь бизнес с партнером или партнерами, должно быть правило золотой акции, те, если договориться о каком-то решении не удается, тогда у одного человека возникает право принять единоличное решение. И все его принимают. Иначе вы можете зависнуть в процессе поиска решения на недели и месяцы, а тем временем уже нечего будет спасать.

3. Отсутствие готовности к росту

Многие компании достаточно быстро начинают приносить ограниченный условно стабильный доход, но когда речь заходит о масштабировании, все старые микро-инструменты перестают работать, и справиться с новым вызовом удается не всегда, как итог, потерянные деньги, часто инвесторские, потеря уверенности собственника, а часто и закрытие бизнеса.

Если же говорим про стартапы, особенно ИТ, чаще всего компаниям тупо не хватает денег, некорректные первичные расчеты и до масштабирования даже не доходит, остается лишь мвп или локальный продукт.

4. Проблемы с управлением и культурой компании

Я работал в разных консалтинговых компаниях, и руководил несколькими своими бизнес-проектами, и увидел интересную закономерность, у кого было также, поделитесь.

Как только уровень счастья сотрудников в компании зашкаливает, все веселые, им радостно быть в компании, все прет, атмосфера потрясающая, мы на коне, мы чемпионы, значит, жди последствий.ситуации были предвестниками потрясений, потери контрактов, сокращений доходов по совершенно не очевидным причинам.

От атмосферы счастья не оставалось и следа. Кто сталкивался с таким? Как синусоида, очень сильная амплитуда эмоций.

А по теме, в последнее время все популярней компании с высокой степенью уважения между сотрудниками, где все ценят друг друга, максимально корректны, такой подход больше присущ европейским компаниям, нюанс, что данный подход применим для уже устойчивого бизнеса, а стартап так не построишь. Жесткое директивное управление, когда нужна проходить сквозь трудности сжав зубы, видели ли вы иные примеры?

В жизненном цикле компании выделяют несколько этапов: зарождение, рост, зрелость и угасание. На каждом из этих этапов бизнес сталкивается с разными вызовами, и ключевым моментом является способность адаптироваться к изменениям. Когда компания достигает стадии зрелости, она может начать сталкиваться с угасанием — снижением роста, стагнацией или даже спадом.

Единственное решение - не допустить угасание, это делается за счет диверсификации, новых стратегий, регулярного пересмотра бизнес-процессов и актуализации. Или собственник куда-то в Перу регулярно уезжает и приезжает с новыми гениальными идеями, но это уже совсем другая история)

44
33
6 комментариев

Согласна, бизнес должен развиваться, быть в тренде. Успех - это хорошо. Но для развития надо трансформироваться вместе с запросами покупателями и рынком. Если отстать от рынка, гибель неизбежна. Вопрос времени.

1
Ответить

Это же про постоянное развитие, как собственника, так и команды, и в рамках этого развития и происходит трансформация бизнеса

1
Ответить

сейчас все быстро меняется

1
Ответить

И да и нет, я занимался одним бизнесом, сеть футбольных школ, 8 лет, в то же время многие по-прежнему продолжают заниматься аналогичным, те потенциально это бизнес на всю жизнь. А если взять те же европейские кафе, где из поколения в поколения люди работают вместе, семейный бизнес, вне зависимости от любых мировых кризисов. Здесь скорее вопрос, какой бизнес в рф может быть таким, на века, а не темка)

Ответить

А как вы считаете, можно ли предсказать какие компании переживут кризис, а какие нет?

1
Ответить

Скорее да, можно вывести формулу выживаемости в кризис. Чаще всего есть два сценария. Первый, в компании есть очень хорошие регламентированные процессы, сильная команда, компания не зависит от поведения собственника, самостоятельная единица, за счет этого, она достаточна гибкая, и способна проходить кризисы.

Сценарий 2. Собственник сам управляет бизнесом и горит своим делом. От компании может и не остаться ничего, после кризиса, но эта неугомонная энергия и вера основателя, способна все возродить лучше, чем было прежде.

Соответственно, если в компании соблюдаются одно из двух условий, вероятность ее выживания намного выше, пусть для этого порой и потребуется пересмотреть всю деятельность.

Ответить