Почему офлайн-бизнесы терпят неудачу: главные факторы, которые никто не учитывает
Крутая маркетинговая кампания и креативный дизайн не спасут бизнес, если локация выбрана неверно. Правильно подобранное помещение — это уже 50 % успеха бизнеса.
Меня зовут Игорь Голиков, и я запустил уже 17 химчисток «Хозяюшка» с нуля. На примере своей франшизы расскажу, как подбираем помещения для франчайзи, на что обращаем внимание во время поиска локации и какие ошибки чуть не стоили нам провала в Москве.
Какие «стены» нужны вашему бизнесу?
В первую очередь рекомендую учитывать особенности помещения. Оно должно соответствовать специфике ниши. Например, для размещения ресторана и медицинской лаборатории требования к помещению будут сильно отличаться: от норм СЭС до площади.
У нас работа по подбору помещения по франшизе химчистки «Хозяюшка» происходит в 5 этапов:
- Обучаем франчайзи, как правильно искать помещение — в формате видеозвонка рассказываем про методы поиска и параметры отбора подходящего помещения. Здесь важно найти как можно больше подходящих локаций по техпараметрам и площади.
- Сравниваем потенциальные локации для химчистки — для этого мы разработали таблицу из 23 параметров (технических и маркетинговых). В технические параметры входит состояние помещения, сложность технических работ и т. д. В маркетинговые — наличие трафикогенерирующих объектов, отдаленность от остановок, возможность размещения вывесок и рекламы и др.
- Подключаем сервис по оценке конкурентов поблизости, чтобы оценить количество конкурентов, размер среднего чека, емкость рынка в конкретной локации.
- Обучаем партнера договариваться о наилучших условиях с арендодателем — всегда есть возможность для маневра: снизить арендную плату, договориться об арендных каникулах и т. д. Нужно просто знать правильные точки взаимодействия.
- Аудит договора по аренде — наши юристы дают рекомендации по договору.
Я лично благодаря этим знаниям открыл филиал химчистки «Хозяюшка» в самом крупном ТЦ Москвы. Но об этом чуть позже.
Трафик, конкуренты, ЦА — что еще учитывать?
Чтобы найти удачную локацию, мы используем два подхода:
- Ручной метод — мы запасаемся кофе и сидим рядом с будущей локацией или точкой конкурента. Считаем, сколько людей прошло мимо за день в будни и выходные. У конкурентов дополнительно оцениваем количество клиентов.
- Цифровая аналитика — используем специальный сервис, в котором отражаются разные маркетинговые показатели и показатели по трафику: средний чек, количество проживающих в районе людей, сегмент проживающей рядом аудитории, количество конкурентов и их трафик.
Так как мы работаем в сфере услуг, трафик для нас важен, но не так сильно, как в сфере розничной торговли. Мы можем стоять не на первой линии, но маркетинговыми инструментами можем довести клиента до нашей точки.
Как мы ошиблись с локацией и что из этого вынесли
Не берусь говорить за всех предпринимателей, поэтому расскажу о наших косяках во время открытия химчисток «Хозяюшка» по франшизе. Мы долгое время боялись высоких ценников на аренду. Особенно сильно нас напугали московские цены после работы в регионах. Подыскивая место для первой химчистки в столице, мы присматривались к предложениям, схожим с региональными ставками. В итоге выбрали не очень подходящую локацию. Помещение арендовали в ТЦ старого формата. Внутри него почти нет трафика. Посетители центра мало тратят денег на услуги. Вблизи филиала не было возможности разместить вывеску и другие рекламные конструкции.
После этой неудачи мы все же решились изменить тактику и открыли точку химчистки «Хозяюшка» в ТЦ «Авиапарк». Это самый большой торговый центр в России и один из самых крупных в Европе. Да, арендная ставка здесь «кусается», но интенсивный трафик и высокий средний чек с лихвой окупают затраты на аренду. Страхи прошли.
Скрытые расходы: на что еще обратить внимание?
Неожиданной статьей расходов может стать ремонт. Как правило, есть такая взаимосвязь: чем больше предстоит вложить в ремонт, тем ниже аренда. Но многие все равно боятся ввязываться в эпопею с ремонтом, даже если арендодатель предлагает лояльные условия.
Мы в свое время учитывали, в первую очередь, трафик и брали точки совсем без ремонта. Да, много средств уходило на то, чтобы привести помещение в порядок. Но со временем расходы на ремонт окупались, потому что мы выбирали удачную локацию для открытия химчистки.
Вывод
Правильный выбор помещения — это фундамент. Если ошибиться на этом этапе, то, скорее всего, все последующие шаги не приведут к успеху. Чтобы выбрать подходящую локацию, учитывайте специфику ниши, трафик и конкуренцию в районе. Если с этими показателями все ок, не бойтесь высоких ценников на аренду. Большой поток клиентов и высокий средний чек окупят эти расходы.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нем я делюсь свежими данными о бизнесе химчисток и разными лайфхаками для предпринимателей.
Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях — отвечу!