Почему офлайн-бизнесы терпят неудачу: главные факторы, которые никто не учитывает

Крутая маркетинговая кампания и креативный дизайн не спасут бизнес, если локация выбрана неверно. Правильно подобранное помещение — это уже 50 % успеха бизнеса.

Меня зовут Игорь Голиков, и я запустил уже 17 химчисток «Хозяюшка» с нуля. На примере своей франшизы расскажу, как подбираем помещения для франчайзи, на что обращаем внимание во время поиска локации и какие ошибки чуть не стоили нам провала в Москве.

Почему офлайн-бизнесы терпят неудачу: главные факторы, которые никто не учитывает

Какие «стены» нужны вашему бизнесу?

В первую очередь рекомендую учитывать особенности помещения. Оно должно соответствовать специфике ниши. Например, для размещения ресторана и медицинской лаборатории требования к помещению будут сильно отличаться: от норм СЭС до площади.

У нас работа по подбору помещения по франшизе химчистки «Хозяюшка» происходит в 5 этапов:

  • Обучаем франчайзи, как правильно искать помещение — в формате видеозвонка рассказываем про методы поиска и параметры отбора подходящего помещения. Здесь важно найти как можно больше подходящих локаций по техпараметрам и площади.
  • Сравниваем потенциальные локации для химчистки — для этого мы разработали таблицу из 23 параметров (технических и маркетинговых). В технические параметры входит состояние помещения, сложность технических работ и т. д. В маркетинговые — наличие трафикогенерирующих объектов, отдаленность от остановок, возможность размещения вывесок и рекламы и др.
  • Подключаем сервис по оценке конкурентов поблизости, чтобы оценить количество конкурентов, размер среднего чека, емкость рынка в конкретной локации.
  • Обучаем партнера договариваться о наилучших условиях с арендодателем — всегда есть возможность для маневра: снизить арендную плату, договориться об арендных каникулах и т. д. Нужно просто знать правильные точки взаимодействия.
  • Аудит договора по аренде — наши юристы дают рекомендации по договору.

Я лично благодаря этим знаниям открыл филиал химчистки «Хозяюшка» в самом крупном ТЦ Москвы. Но об этом чуть позже.

В одном из филиалов сети химчисток «Хозяюшка»
В одном из филиалов сети химчисток «Хозяюшка»

Трафик, конкуренты, ЦА — что еще учитывать?

Чтобы найти удачную локацию, мы используем два подхода:

  • Ручной метод — мы запасаемся кофе и сидим рядом с будущей локацией или точкой конкурента. Считаем, сколько людей прошло мимо за день в будни и выходные. У конкурентов дополнительно оцениваем количество клиентов.
  • Цифровая аналитика — используем специальный сервис, в котором отражаются разные маркетинговые показатели и показатели по трафику: средний чек, количество проживающих в районе людей, сегмент проживающей рядом аудитории, количество конкурентов и их трафик.

Так как мы работаем в сфере услуг, трафик для нас важен, но не так сильно, как в сфере розничной торговли. Мы можем стоять не на первой линии, но маркетинговыми инструментами можем довести клиента до нашей точки.

Трафик --- один из составляющих успеха будущей точки
Трафик --- один из составляющих успеха будущей точки

Как мы ошиблись с локацией и что из этого вынесли

Не берусь говорить за всех предпринимателей, поэтому расскажу о наших косяках во время открытия химчисток «Хозяюшка» по франшизе. Мы долгое время боялись высоких ценников на аренду. Особенно сильно нас напугали московские цены после работы в регионах. Подыскивая место для первой химчистки в столице, мы присматривались к предложениям, схожим с региональными ставками. В итоге выбрали не очень подходящую локацию. Помещение арендовали в ТЦ старого формата. Внутри него почти нет трафика. Посетители центра мало тратят денег на услуги. Вблизи филиала не было возможности разместить вывеску и другие рекламные конструкции.

После этой неудачи мы все же решились изменить тактику и открыли точку химчистки «Хозяюшка» в ТЦ «Авиапарк». Это самый большой торговый центр в России и один из самых крупных в Европе. Да, арендная ставка здесь «кусается», но интенсивный трафик и высокий средний чек с лихвой окупают затраты на аренду. Страхи прошли.

Филиал сети химчисток «Хозяюшка» в ТЦ «Авиапарк»
Филиал сети химчисток «Хозяюшка» в ТЦ «Авиапарк»

Скрытые расходы: на что еще обратить внимание?

Неожиданной статьей расходов может стать ремонт. Как правило, есть такая взаимосвязь: чем больше предстоит вложить в ремонт, тем ниже аренда. Но многие все равно боятся ввязываться в эпопею с ремонтом, даже если арендодатель предлагает лояльные условия.

Мы в свое время учитывали, в первую очередь, трафик и брали точки совсем без ремонта. Да, много средств уходило на то, чтобы привести помещение в порядок. Но со временем расходы на ремонт окупались, потому что мы выбирали удачную локацию для открытия химчистки.

Ремонт перед открытием одного из филиалов сети химчисток «Хозяюшка»
Ремонт перед открытием одного из филиалов сети химчисток «Хозяюшка»

Вывод

Правильный выбор помещения — это фундамент. Если ошибиться на этом этапе, то, скорее всего, все последующие шаги не приведут к успеху. Чтобы выбрать подходящую локацию, учитывайте специфику ниши, трафик и конкуренцию в районе. Если с этими показателями все ок, не бойтесь высоких ценников на аренду. Большой поток клиентов и высокий средний чек окупят эти расходы.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нем я делюсь свежими данными о бизнесе химчисток и разными лайфхаками для предпринимателей.

Почему офлайн-бизнесы терпят неудачу: главные факторы, которые никто не учитывает

Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях — отвечу!

2424
1010
11
11
11
73 комментария

знаете было бы прикольно если бы можно было бы сдать вещи курьеру, который приходит к тебе домой и не нужно никуда идти и доставляет уже чистые вещи из химчистки так же

3
Ответить

У нас это есть )

Начали это делать в Ковид (кто-то его ещё помнит?!)
В Иркутске с этим проблем нет и работаем на все 100%. А вот в Москве наш охват не всегда позволяет экономика обработать заказ. Логистика может кратно дороже быть, чем услуга

2
Ответить

следующий лэвел, робот, который соберет грязные вещи по квартире и отдаст их курьеру!

1
Ответить

А есть ли какая-то привязка к b2b при выборе локации? К примеру, районы, где много отелей, фитнес-центров и тп?

2
Ответить

Кстати, была у нас гипотеза открыть точку в туристическом районе рядом с гостиницами. Но пока что так и не реализовали, но кто знает, может когда-нибудь и до этой стадии дойдем. А пока что и в линии городов очень много перспектив для роста 📈

3
Ответить

Отличный вопрос, спасибо!

К b2b не так сильно привязываемся, так как для работы с ними важен ареал доставки, а он может быть 20-30 минут для поездки экспедитора.

Но это в любом случае мониторим )

2
Ответить

Что делать если после открытия понял, что выбрал неудачную локацию? Переезжать? Или можно как-то это компенсировать?

2
Ответить