Будет ли фитнес-индустрия прежней?

Весной, в разгар пандемии, правительства многих стран пошли на беспрецедентный шаг — локдаун, что фактически означало полное закрытие офлайна. Многие сектора экономики столкнулись с колоссальным падением спроса. Я бы хотел рассказать о том, что произошло с фитнес-индустрией и ждет ее дальше.

Сооснователь сервиса Motify Руслан Гафуров
Сооснователь сервиса Motify Руслан Гафуров

Общий объем рынка фитнеса в мире составляет около $100 млрд., на Россию же приходится чуть меньше $2 млрд. В сфере российского фитнеса задействовано более 550 тыс. человек. В целом, рынок находился в стагнации: в 2020 году рост объема прогнозировался на уровне 2019 года, около 2-3%, отчасти это связано со снижением покупательской способности населения. Тем не менее, рынок относительно большой и в 2021 году имел все шансы снова выйти на приличные темп роста, однако случился Covid-19, и он отправил в глубокий нокдаун всю фитнес индустрию, оправится от которого смогут совсем немногие игроки.

Косты у фитнес залов очень большие, это не только заработная плата и аренда, но и весьма большие коммунальные расходы, кредиты и лизинг оборудования. Если случается внеплановое сокращение доходов на 50%, то фитнес центру будет дешевле приостановить свою работу на некоторое время, нежели продолжать работу. В момент начала пандемии выручка клубов упала на 30% год к году, через месяц уже на 55%, а еще через месяц на 85%. Во время локдауна она была практически нулевой.

Такое падение не могло долгое время оставаться без последствий и уже, буквально, через 2 месяца после начала локдауна в США фитнес гигант с 37-летней историей, 24 Hour Fitness, подал заявление о банкротстве, а следом за ним и Gold’s Gym, который был основан в 1965 году. Конечно, правительство и инвесторы не дадут им исчезнуть с рынка, но впереди их ожидает неприятный процесс по сокращению штата, реструктуризации долга и новым кредитам.

В России с начала локдауна еще ни одна крупная сеть не подала на банкротство, но они уже закрывают некоторые залы. По данным компании Эвотор, после снятия ограничения не открылось порядка 37% несетевых залов. В начале лета генеральный директор сети премиальных клубов World Class сообщила, что без помощи государства они, скорее всего, начнут процедуру банкротства. Правительство включило фитнес-индустрию в список пострадавших от пандемии сфер и тем самым спасло или, скорее, отстрочило на какое-то время неминуемые банкротства.

Но даже снятие локдауна, помощь правительства и начало сезона на рынке даже близко не помогут залам выйти на прежний уровень выручки. И причин для этого несколько:

1) Вторая волна. Она уже есть и это факт, возможно, уже не будет полного локдауна, но, скорее всего, требования к мерам безопасности станут еще жестче, такими, при соблюдении которых дешевле будет снова закрыться.

2) Это не безопасно. Ввиду первой причины, риск заразиться очень велик и, к сожалению, фитнес-залы являются одним из самых заразных мест, так как люди обильно потеют и очень интенсивно дышат. В одном из залов США сразу заболело около 200 человек и это только подтвержденные кейсы. Часть людей это понимают и поэтому воздержатся от похода в зал до лучших времен.

3) Онлайн. Уход на удаленку помог людям лучше познакомиться с относительно новым опытом — занятием спортом дома по видео или индивидуально через Zoom. За месяцы карантина люди оценили по достоинству преимущества таких тренировок: это существенно экономит деньги, не нужно собираться, ехать, стоять в пробках, ходить в общественные души и т.д. После такого опыта какая-то часть людей уже не вернется обратно в залы.

Бенефициары

Безусловно, от пандемии выиграли практически все компании, которые предлагают онлайн занятия спортом и, пожалуй, самые обсуждаемые — это американская компания Peloton, вышедшая на биржу в сентябре 2019 года. Peloton производит собственные вело и беговые дорожки, оснащенные большими экранами, на которых показываются групповые занятия в прямом эфире, либо запись. Покупка тренажёра обойдется примерно в $2500, а для доступа к видео необходимо будет платить дополнительно $39 в месяц. Также есть отдельное приложение с видео тренировками, но его общая доля в выручке невелика. С начала года акции компании выросли на 200%, а если брать с минимального значения в момент обвала рынков в марте, то и все 320%!

График акций Peloton за последний год
График акций Peloton за последний год

Из других заметных, но непубличных игроков можно отметить компанию Mirror, которая выпускает девайсы в виде большого зеркала со встроенным дисплеем, на котором транслируются видео уроки. Зеркало стоит около $1500, и для доступа к тренировкам также придется платить еще 39$ в месяц. Общий объем инвестиций в Mirror сейчас составляет $75млн, а в конце июня американский производитель спортивной одежды Lululemon объявил о покупке Mirror за $500 млн. Peloton и Mirror с начала пандемии отменили стоимость за доставку тренажёров.

Буквально на днях появились слухи о потенциальной коллаборации Amazon и компании Echelon производящие велотренажеры уровня Peloton, но по более низкой цене, начинающейся от $500. Позже пресс релиз был удален, однако это не помешало вырасти акциям Amazon на 5%, инвесторы позитивно отреагировали на новое, потенциальное направление компании.

Среди компаний, предоставляющих контент без производства собственных устройств, можно выделить Zwift, которые 16 сентября закрыли огромный раунд в $450 млн. Имея собственный велотренажер, вы можете участвовать в виртуальной гонке в стиле игры-стимуляции и проезжать знаменитые или выдуманные вело-трассы. Такая огромная сумма раунда объясняется именно взрывным ростом спроса на домашний фитнес.

Приложения Aaptiv, Strava, Keep, Down Dog, где не нужно иметь какой-либо тренажер для фитнеса, сообщали о росте органических установок на 70-200% в пик пандемии.

Заметно вырос спрос на приложения, предоставляющие ментальное здоровье, поскольку люди получили сильный стресс. К ним относится Head space, закрывший в июне раунд на $47,7 млн., Calm c общим объемом инвестиций в $143 млн., и Talkspace, предоставляющий индивидуальные консультации с психологами.

Мы в Motify на себе ощутили весь эффект covid-19 и, фактически, с первых мест наблюдали за тем, что происходит с индустрией фитнеса. Вот основные моменты, которые мы заметили за время локдауна:

1) на 60% увеличилось кол-во входящих заявок на подключение от тренеров;

2) САС снизился на 30-50%, а органические установки выросли в более, чем 2 раза;

3) Retention в счетчике калорий упал на 15%, мы связываем это с тем, что из-за высокого уровня стресса люди более склонны к срыву и начинают употреблять больше алкоголя, жирной и вредной пищи;

4) количество проходимых шагов снизилось в 1,5-2 раза.

Локдаун — это чрезвычайная мера, и трудно представить более сюрреалистичный сценарий, чем тот, который был, когда, фактически, весь мир закрылся дома. Ограничение в движении и высокий уровень стресса заставили людей искать те способы активности, которые им доступны дома. Мы столкнулись с аномальным спросом на занятия спортом дома, в пиковые дни, суммарное время, которые пользователи уделяли для фитнеса вырастало в 5 раз по сравнению с периодом до локдауна. Прикрепляю график:

График времени, которое пользователи Motify провели занимаясь фитнесом
График времени, которое пользователи Motify провели занимаясь фитнесом

Первые признаки снижения активности были замечены с началом майских праздников, далее уже наступило лето и снятие локдауна. Все люди вышли на улицы, соскучившись по прогулкам, уехали на природу и дачу, и просто стали возвращаться к привычному образу жизни. При этом уровень активности летом в нашем приложении сохранялся на доковидном уровне, хотя лето — это низкий сезон, и спрос обычно снижается в 2 раза.Что будет дальше?

Что будет дальше

Взрывного восстановления спроса не будет, поскольку опасения заражением covid-19 еще несколько лет будет в умах людей.

В ближайший год нас будет ожидать волна закрытий фитнес-клубов и более 40% уйдет с рынка навсегда. И хотя на их месте откроются новые или перезапустятся оставшиеся компании, которым удастся привлечь заемные средства, рынок откатится минимум лет на 5 назад, и многие люди потеряют рабочие места. Все больше тренеров, которые раньше работали только в зале, пробуют новый для себя формат проведения занятия по видеосвязи. Им это нравится, и они не видят уже весомой причины возвращаться в зал, где они отдают более половины дохода.

Стирание границы между онлайн и офлайном, начала процесса online to offline
Стирание границы между онлайн и офлайном, начала процесса online to offline

Часть людей, кто уже попробовал онлайн фитнес, вернутся в офлайн, а другие – уже никогда, ведь в этом просто не будет необходимости, поскольку преимущества онлайна неоспоримы. Пандемия значительно приблизила по времени знакомство с онлайн занятиями дома, общий рост рынка в людях прогнозируется примерно на 30% по году. Онлайн рынок получил мощный стимул, обеспечивший сильный рост на много лет вперед, и к тому моменту, когда офлайн вернется к прежним объемам, мобильные приложения, которые еще недавно были стартапами будут в шаге от того, чтобы стать «единорогами». Такие компании, скорее всего, будут делать первые шаги в офлайн и открывать собственные залы, ведь самые большие деньги лежат именно в гибридной модели бизнеса.

Время, когда на рынке фитнеса правили офлайн игроки прошло!

#Motify #covid-19 #фитнес-индустрия

1717
37 комментариев

Очень спорные гипотезы.
Для фитнеса всё не так однозначно: онлайн далеко не по всем параметрам выигрывает у оффлайна.
Качество тренировки, отточенность навыков, травматизм, психологическая разгрузка при общении с тренером, контроль выполнения программы, учёт тренировочного процесса, обсуждение ЗОЖ, дополнительная отработка техники, изучение новых упражнений: все эти и другие моменты сильно проседают на онлайн-тренировках, и я молчу про работу с приложениями, там это вообще никак не прорабатывается.
Для опытных фитнес-няшек обоих полов фитнес-клуб и тренер не особо нужны, как не были, так и не будут, но для новеньких, неопытных людей, делающих первые шаги в фитнес, онлайн - не вариант. И пандемия тут ни на что не повлияет...
Ну, может только на то, что они ещё дольше будут раздумывать над первым походом в зал. 

10
Ответить

Онлайн фитнес - фейл потому что даже тупо нет нормальной кастомизации. Начинал много программ, вроде не совсем дохлик, но просто тупо не доходил до конца некоторых тренировок, задыхался. Кроме того без оборудования и результатов будет в разы сложнее добиться. И мотивацию ну очень сложно поддерживать

4
Ответить

Спасибо за подробный ответ. Вот действительно, комментарий полезнее, чем вся статья!

1
Ответить

Детский сад) ей богу

Ответить

контроль выполнение программы, учет процесса, обсуждение зож, новые упражнения - почему все это не может дать онлайн тренировка с тренером? 
остальные пункты, ладно, могу согласиться, что это пока спорные моменты, но что мешает новые упражнения-то показать онлайн? 

Ответить

Зал - это прежде всего техника на которой можно тренироваться.
Всё остальное от атмосферв до тренеров абсолютно легко делается онлайн.
По поводу техники, приличная беговая дорожка стоит минимум 100 с лишним тысяч руб и шумит как пароход.

5
Ответить

А че бегать по улице уже не Варик?

3
Ответить