Как прокачать личный бренд, чтобы вместо знакомых твоими клиентами стали Radisson Collection и «Три вокзала. Депо»

Экскурсовод Марина Крамская — о развитии личного бренда в туристическом бизнесе, роли профессиональных премий и о том, чем отличается карьера частного экскурсовода и участие в проектах партнеров.

Как прокачать личный бренд, чтобы вместо знакомых твоими клиентами стали Radisson Collection и «Три вокзала. Депо»

Марина Крамская — основатель экскурсионного бюро «ВСЯ МОСКВА», автор более 45 уникальных туров по столице, победительница туристической премии «Путеводная звезда» в номинации «Лучший экскурсовод-2022», выпускница и преподаватель Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров России.

Как я полюбила Москву

Говорят, у экскурсоводов мало карьерных перспектив. Можно ли расти в профессии, от и до изучив город и раз за разом повторяя знакомые маршруты?

Можно и нужно — я работаю гидом 10 лет, но продолжаю открывать для себя новые возможности и развиваться. И сегодня расскажу, как складывалась моя карьера и что помогает мне на этом пути.

Моя любовь к Москве родом из детства: я всегда интересовалась жизнью города и его историей. Когда стала старше, начала водить первые «экскурсии». Конечно, еще далеко не профессиональные — гуляла с друзьями, показывала любимые места. Быстро заработала славу отличной рассказчицы — когда к кому-то приезжали родственники, меня просили показать им Москву, зарядить этой особенной энергией.

Образование у меня педагогическое, поэтому я даже не подозревала, что работа гида однажды превратится из увлечения в профессию и судьбу.

Обучение в Ассоциации

Удивительно, но я попала в Ассоциацию гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров России случайно. Заглянуть в гости по пути с работы и узнать все об учебе меня попросила знакомая — на тот момент Ассоциацией интересовалась ее дочь.

Прямо в холле я разговорились с одной из преподавательниц. Она ответила на мои вопросы «для подруги» и спросила, почему я сама не хочу профессионально водить экскурсии. Похвалила мой голос, чувство юмора, интерес к истории. Потом рассказала о себе и пригласила сходить на ее прогулку, а затем — на пару уроков.

Мне было интересно, я попробовала. И поймала очень крутое ощущение — это было настоящее творчество, как будто ты артист на сцене. Я хорошо его запомнила, и, наверное, до сих пор работаю с этим ощущением: я артистка, а весь город — моя сцена.

Так началось мое обучение. Главное, что я из него вынесла — это профессионализм.

Когда организация прогулок была для меня хобби, я даже не задумывалась о некоторых аспектах. Например, не холодно ли моим гостям, хорошо ли они меня слышат, удобно ли им, когда приходится следовать за мной по узкой улочке.

Но город живет своей жизнью — когда ты водишь группу, очень важно разбираться во всех тонкостях. Например, понимать, как «поставить» людей, чтобы в дождливую погоду их не обрызгали машины. Или как подготовить материалы таким образом, чтобы смотреть их было удобно всем. Разослать в телеграм — но все ли гости зарегистрированы? Распечатать — но как быть, если на улице дождик?

Обучение сделало меня профессионалом — умеющим работать с информацией, творческим и амбициозным. Я училась всему у практикующих специалистов — быстро влилась в сообщество и поняла, что могу внести в него собственный весомый вклад.

Хочешь развиваться — нужно соревноваться

Переломный момент в моей карьере — первая заявка на участие в профессиональном конкурсе. В 2022 году я пришла на «Московские мастера» — и победила в номинации «Лучший экскурсовод». И еще не успела осознать победу, как коллеги убедили меня выходить на Россию.

Мне предстояло соревноваться за звание лучшего экскурсовода-гида в нашей огромной стране. Это означало, что нужно познакомиться едва ли не с каждым городом!

В одном из туров, например, мне выпало пообщаться с собеседницей из Бурятии. Она попросила рассказать, что я знаю о ее регионе. И я вспомнила удивительный факт: в Бурятии очень солнечно, 360 дней в году. Его я и привела — и попросила прислать немного солнышка нам в Москву. Мы посмеялись, и я получила высокую оценку.

Чтобы так легко обращаться с информацией, я каждый день изучала разные источники, очень много читала. И параллельно продолжала водить экскурсии. Это время было сложным, но оно сделало меня сильнее — я почувствовала, как много у меня возможностей.

Упорство, усердная работа и это уникальное вдохновение помогли мне победить:

я выиграла с большим отрывом. И дальше завертелось — еще через год я стала лучшим экскурсоводом года, по оценке премии «Путеводная звезда». Эта победа стала очередным импульсом для карьерного роста. Помимо признания профессионального сообщества, это также дало мне возможность зарождения новых знакомств и коллабораций с другими профессионалами, которые участвовали в премии. Почти сразу после мне также вручили «Премию города Москвы в области туризм».

Думаю, если бы я не пошла в конкурсы, то все равно работала бы экскурсоводом. Но без той огромной энергии, которую мне дали соревнования.

Если Ассоциация подарила мне профессиональную подготовку, то конкурсы дали буст к дальнейшему развитию. Я запустила цепочку, которая до сих пор ведет меня за собой: я хочу развиваться дальше, знать больше, придумывать что-то новое и интересное. И я получаю от этого огромное удовольствие!

Мои первые коллаборации

Победы в профессиональных конкурсах открыли передо мной новые возможности: ко мне стали приходить компании и предлагать совместные проекты. Планку сразу задали высокую, потому что это требует большой ответственности, но я считаю это везением и вызовом.

Во-первых, я серьезно готовилась к каждой «корпоративной» прогулке, постоянно придумывала что-то новое. Во-вторых, быстро разобралась в юридических тонкостях. Например, открыла ИП, с которым могла как строить карьеру частного экскурсовода, так и сотрудничать с партнерами.

Путь к интересным партнерствам открывают навыки коммуникации и живой интерес к своему делу. Хотя, конечно, кроме этого, важно появляться в нужное время в нужном месте. Например, на церемонии награждения премии «Путеводная звезда» в Белом зале Мэрии я обратилась к молодому человеку с просьбой меня сфотографировать. Оказалось, что это представитель проекта «Три вокзала. Депо» Вадим — все закончилось тем, что мы договорились о сотрудничестве.

Обсудить детали встретились в одной из гостиниц Radisson Collection — так параллельно я познакомилась еще и с представителями отеля, так что можно сказать, их я встретила, тоже следуя за «Путеводной звездой». И теперь не только работаю с «Депо», но вместе с Radisson провожу экскурсии для самых важных гостей: членов Правительства, представителей стран БРИКС, Министерства иностранных дел.

Роль личного бренда и имиджа

Если вы работаете гидом, личный бренд и имидж очень важны. Впечатления гостей от города и прогулки тесно связаны с эмоциями, которые вы у них вызываете. Получается, что когда я знакомлю гостей с Москвой, то в каком-то смысле олицетворяю город!

Вот несколько правил, которых я придерживаюсь:

  • Сама веду социальные сети. Много гостей к гиду приводит сарафанное радио — но новые гости неизменно приходят и с ваших страничек в соцсетях.
  • Перед каждой экскурсией читаю новости. Это помогает мне поддержать разговор с гостями, ответить на любые вопросы, установить доверительный контакт.
  • Много общаюсь со СМИ, выступаю на радио и тв. Сотрудничество со СМИ — отличная реклама. Особенно если у вас есть возможность поговорить, попасть в кадр. Если людям понравилось вас слушать, они наверняка захотят встретиться с вами на экскурсии.
  • Всегда выхожу на экскурсию в том виде, в котором мне максимально комфортно. Но это не пара кроссовок и джинсы! Это опрятная красивая одежда, аккуратный маникюр. Гид работает с людьми, и его образ — часть впечатлений.

Профессионализм в работе гида — из чего складывается?

Мы постоянно учимся у города, а город учится у нас. Опыт и профессионализм экскурсовода складываются из практики: каждый раз ты не знаешь наверняка, какие люди будут в твоей группе, какие тебе зададут вопросы. В каждой прогулке есть элемент импровизации — и обучения!

Важно понимать: развиваясь, как экскурсовод, вы будете постоянно что-то доказывать. Похожее происходит и с другими людьми творческих профессий, например, писателями. Каждая книга должна быть интереснее, лучше предыдущей — чтобы вас продолжали считать интересным и читать.

И конечно, у вас будут «житейские» проблемы. К примеру, у вас будут уставать связки, иногда — пропадать голос, болеть горло. А еще вы будете часто работать по выходным и в праздничные дни. А значит, пропускать много событий — семейные встречи, посиделки с друзьями. Почти все новогодние каникулы!

Но к счастью, если работа гида — это действительно ваше, то тот драйв, который она дает, поможет преодолеть трудности.

Когда вы постоянно учитесь чему-то у гостей, придумываете что-то новое, растете и чувствуете это, получаете признание профессионального сообщества — это отлично защищает от профессионального выгорания.

Я желаю каждому в жизни найти работу, которая будет давать столько энергии и сил! Особенно, если вы хотите работать с людьми — не забывайте, что вы делитесь с ними своим настроением и внутренним состоянием.

1616
15 комментариев

Вопрос, который задаю всем экскурсоводам: а какое у вас любимое место в Москве?)

Ответить

Я вожу около ста разных экскурсий, раньше любила от Маяковской и до Парка Горького, а чем больше делаю экскурсии по разным районам, то влюбляюсь все больше. Москва - это женщина по энергетике, поэтому она очень разносторонняя и непредсказуемая, как слоенный пирог, чем дальше тем вкуснее!

2
Ответить

На самом деле, важное, что есть в личном бренде — умение долго, осознанно и упорно работать. В общем всё то, что в первой половине статьи раскрывается. А дальше да, можно пойти торговать лицом и чаще рассказывать о себе через соцсети и прочее — главное, чтобы за этим реальный опыт и профессионализм стоял.

1
Ответить

Спасибо за ваш комментарий. Действительно, без опыта и профессионализма, я считаю, успеха не добиться даже при развитом личном бренде)

Ответить

интересно

Ответить

Благодарю!

1
Ответить

Так личный бренд - это ж инфоцыганщина

Ответить