Moodcare – cистема умных карточек для анализа ваших переживаний

Это не то, что вы подумали! То есть, технически — да, это всё ещё очередное приложение для самопомощи, но за два года разработки мы, кажется, открыли новый способ организации мыслей и чувств, а затем подарили ему удобную и дружелюбную форму.

Друзьям можно описать Moodcare так: это как Твиттер наедине с собой. Наедине — потому что все записи пользователя доступны ему одному, а Твиттер — потому что каждая запись представлена в виде цепочки карточек. В разных карточках могут содержаться отдельные фрагменты когнитивного процесса (размышлений, реакций, чувств) которые соединяются в общую историю. Такая структура оказалась самой удобной для организации эмоций и мыслей в одновременно личном и упорядоченном формате, а сам процесс стал более любопытным, осознанным и — главное — способствующим улучшению состояния.

Этот подход решает три ключевые задачи в налаживании процесса терапии:

  • Персонализация. Гештальт, КПТ, IFS… — универсального вида терапии не существует, каждый из них орудует разными, чёткими методами. Для нас они не проблема; система Moodcare — это гибкий и умный конструктор, который легко адаптировать под любые потребности и запросы.
  • Отслеживание прогресса. Каждому из нас приятно подводить итоги (всё ещё скучаете по Spotify?) и вдохновляться собственными изменениями, в долгосрочной перспективе Moodcare содействует этому лучше, чем дневники. А почему?
  • Организация переживаний. Потому что дневники копятся, теряются и (по второму закону термодинамики) обращаются в хаос. Здесь же – всё и удобно, и всегда под рукой, а то, что хорошо организовано, становится легче найти, чтобы было проще работать над собой.

Должно быть, теперь всё стало несколько яснее. Для нас Moodcare — это, безусловно, длительное событие, поэтому попробуем рассказать вам о нём получше сквозь историю его развития.

С чего мы начинали?

Один из принципов Moodcare — это честность (об этом позднее расскажем подробнее), и сейчас мы тоже будем честны: конечный результат проекта не совпал с его первоначальной идеей. И это абсолютно нормально! В начале Moodcare был обычным помощником в терапии, но с небольшими улучшениями и особенностями:

На главной странице находился Дневник, на тот момент он состоял из следующих разделов:

  • Дневник настроения. Здесь мы предлагали возможность интерактивно определять настроение по осям «Негатив-Позитив» и «Слабость-Сила».
Ползунок использовался для ориентации в координатах
Ползунок использовался для ориентации в координатах

Основной плюс:

+Вовлеченность пользователя происходит с первым взаимодействием, поскольку интересно искать новые эмоции и где они находятся.

Очень скоро мы столкнулись с рядом минусов:

-Расположение эмоций вызывало много вопросов и выглядело предвзятым.

-Далеко не все эмоции можно классифицировать таким способом.

-С увеличением числа эмоций в сетке выбор конкретной становился сложным из-за повышающейся чувствительности плоскости.

  • Анализ дня. Этот блок основывался на упражнениях из Гештальт-терапии. Мы использовали как модель визуальную метафору – чат с самим собой, в котором можно концентрироваться на конкретных аспектах мышления в коротких сообщениях.
Для Анализа Дня остался лишь скриншот на английском языке
Для Анализа Дня остался лишь скриншот на английском языке

Плюсы:

+Позволял проанализировать прожитый день как с фактической точки зрения, так и эмоциональной и когнитивной без путаницы.

+Эта модель и стала основой для следующей версии сайта.

Минусы:

-Эмоции дублировались с теми, что были в Дневнике настроения.

-«Чаты» неудобно переключались на мобильной версии сайта.

-При большом количестве сообщений нужная информация терялась (таким образом вернулась проблема «каталогизации»).

  • Проработка отношений. Этот раздел так же базировался на принципах Гештальт-терапии.
Для Отношений остался лишь скриншот на английском языке
Для Отношений остался лишь скриншот на английском языке

Плюс:

+У пользователя не всегда есть желание подробно описывать что-либо связанное с конкретным человеком, поэтому взаимодействие могло быть упрощено до отметок: «Увиделись», «Думали», «Чувствовали».

Минусы:

-Вновь: дублировались и анализ дня, и трекер настроения.

-Интерфейс предполагал большое количество переключений в процессе поиска необходимой карточки человека.

Изначально интерфейс предполагал ежедневное заполнение всех разделов дневника, но… даже разработчикам не всегда хотелось делиться всем сразу. В какой-то день хотелось писать только про семью, в другой — про чувства, а остальные сферы оставлять без изменений. Необходимость дублировать записи также не придавала энтузиазма.

Несмотря на то, что компактные и разные направления дневников на сайте были интересны сами по себе, мы столкнулись с проблемой — получилось слишком «грустно». Наше приложение выглядело депрессивным и стерильным, хотя оно и отвечало первичным запросам пользователей. Неудобства накапливались, и очевидно было только одно…

Одним непримечательным осенним днём настала пора переписывать проект. Полностью. Классика 🚬

Наш уникальный метод. Карточки!

Тот осенний день, может, и был непримечательным, а вот пришедшая вместе с ним «Эврика!» стоит внимания. Нашей «Эврикой» и стали упомянутые в начале статьи Карточки.

Они отлично отвечают на вопрос «Как сделать из дневников Лего?», и их всего пять: событие, мысль, эмоция, комментарий и проблема. Вместе они создают запись в формате тредов, как в (все вместе)… Твиттере! Здесь каждая карточка так же логически связана с предыдущей, что помогает легко разобрать любое переживание по частям, последовательно и свободно.

Карточки позволяют вести дневник в разных форматах:

Хотите отслеживать настроение? Легко!

Нужно отследить тренд в отношениях с кем-то? Всё доступно сиюминутно!

Приснился смешной сон? Заметили повторяющийся триггер?

Прилив смелости позволил подумать о чём-то неудобном?

Записывайте то, важно для вас сегодня.

Кроме того, этот метод отлично подходит для выполнения различных мыслительно ориентированных упражнений, который вам даёт выполнять психотерапевт.

Пять карточек — как пальцев на руке. Просто, удобно, эффективно.

А можно пример?

Представляем Вам внешний вид исторического, первого концепт-разбора (до сих пор нашего любимого):

Moodcare – cистема умных карточек для анализа ваших переживаний

Этот забавный пример отлично иллюстрирует, как работает система карточек. Под общей темой строится цепочка размышлений, к которой всегда можно вернуться с новыми деталями. К каждой карточке можно прикрепить Сферы жизни, отметить Людей и добавить другие Теги, чтобы сортировать их для облегчения навигации в будущем. Карточка Чувство содержит в себе прокачанную карту эмоций, которая одновременно является и простым любопытным квестом в познании собственных чувств, так и просто аттракционом.

Всё это защищает важные когнитивные процессы от выселения из зоны памяти в небытие и позволяет вернуться к волнующим ситуациям, чтобы действительно поработать над ними. Как бы было здорово решиться на откровенное обдумывание некоторых мыслей, что приходят перед сном… И насколько легче была бы жизнь, если бы такие мысли появлялись реже!

Пару слов насчёт аспекта, недавно ставшего особенно актуальным: защита данных. Мы используем сквозное шифрование и кодируем все записи с помощью пароля, поэтому никто не сможет получить к ним доступ без вашего разрешения. При этом, можно создавать ссылки для вашего психолога с целью просмотра некоторых записей, если вы решите, что это необходимо.

От старых минусов ничего не осталось: функции стали удобными и более понятными в использовании, поскольку переквалифицировались в ряд комбинируемых и необязательных.

Так например, тот самый слайдер для выбора эмоций вырос и превратился в ассоциативную карту, где от базовых эмоций можно перейти к более тонким.

Moodcare – cистема умных карточек для анализа ваших переживаний

Близкие люди, Сферы и Теги можно прикрепить в любой момент и к любой записи, так процесс становится не только гибким, но и креативным! (Разве что нельзя рисовать восьмёрки на полях в клеточку, но мы подумаем над этим позже…)

Moodcare – cистема умных карточек для анализа ваших переживаний

Quo vadis или что дальше?

Сейчас мы работаем над определением долгосрочной стратегии проекта и ищем инвесторов для возможности дальнейшего развития. У сервиса есть значительный потенциал для роста, как в России, так и на международном уровне. Мы стремимся создать платформу, которая поможет сделать первый шаг в мир психологии, а затем будет сопутствовать пользователям как инструмент для терапии, так и автономно вне её.

Мы ищем свой уникальный голос, чтобы ясно и доступно рассказывать о важности рефлексии и преодоления личных кризисов. Мы знаем, что можно развить психологическую гибкость и прочность, уделяя больше внимания своему ментальному здоровью.

Сейчас мы планируем сосредоточиться на продвижении сервиса через практикующих психологов, так как это наиболее эффективный способ привлечения новых клиентов. Мы пробуем разные маркетинговые подходы для увеличения конверсии пользователей на всех основных платформах (угадайте, какая из них самая эффективная. Начинается на «Т»).

На данный момент сервис находится на стадии тестирования, и мы активно ищем новых пользователей. Мы будем рады всей обратной связи и участию в тестировании нашей платформы! Мы автоматически предоставим всем тестерам пожизненный бесплатный доступ к приложению, но, кто знает, вдруг возможность повлиять на разработку приложения станет ещё большим подарком для тех, кто найдёт в нём ключ к своим мыслям?

Телеграмм для связи: @markiol

99
4 комментария

Дизайн нравится, но ux непонятный. Что делать, куда нажимать, сразу все жму по очереди. Нет акцента. Все размыто.

А еще фундаментальный вопрос. Сервис для кого? По сути заполнять дневник чаще лень, чем наоборот. Физический дневник, это другое, там сам процесс может увлекать и расслаблять. Для онлайн дневника нужна сильная мотивация, скорей всего когда уже ощущаешь проблемы и решаешь, что надо вести дневник, но в первые же моменты улучшения своего состояния, дневник перестаешь вести. То есть как будто он на какие периоды всплесков ухудшения психологияеского здоровья. Выдержит ли такое бизнес?

1
Ответить

Целевая аудитория сервиса состоит из двух главных категорий:
1. Люди, которые уже находятся в терапии и хотят немного систематизировать свои «задания» от терапевта.
2. Люди, которые только-только начинают знакомиться с миром психологии и хотят сформировать свой первоначальный запрос, но пока что ещё не начали заниматься с психологом.

Одна из основных особенностей сайта – вы можете поделиться своими записями с психологом и, таким образом, улучшить качество вашей коммуникации.

«Люди пишут в подобных сервисах больше именно в кризисных ситуациях» – это очень хорошее замечание. Мы уже столкнулись с этим даже на этапе тестирования между друзьями и семьей. Сейчас будет думать, каким образом мы будем мотивировать пользователей, одно из направлений – развитие сервиса в сторону Duolingo, где мы будем предлагать ежедневные задания для развития определенных ментальных качеств.

Насчет UX спасибо! Сейчас стараемся его улучшить и упростить взаимодействие. Мы уже проделали работу, чтобы сервисом стало возможно пользоваться, но мы пытаемся сделать его более удобным!

Ответить