Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

Нетворкинг меняет стартапы, говорит резидент клуба Money for Startup

Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

Илья Кравченко создает ИИ-платформу здоровья волос и кожи головы Ihairium. За 2024 год он привлек в стартап более $200k и коммиты на $400k. Не последнюю роль в этом сыграл клуб Money For Startup.

Привет. На связи Андрей Резинкин, предприниматель и бизнес-ангел, автор канала Money For StartUp и просто человек, который вкладывает деньги в хорошие идеи.

Герой нашего интервью Илья Кравченко ― основатель ИИ-платформы здоровья волос и кожи головы Ihairium и резидент MFS Club MFS Club — сообщества tech-фаундеров с фокусом на достижении результатов. Интересно, что подписку он купил еще до того как клуб официально открылся.

Илья в бизнесе больше 15 лет. У него было три удачных экзита, несколько кризисов, опыт общественного деятеля и политика. За это время он потерял 22 млн ₽, не отчаялся и построил прибыльную компанию по упаковке и продвижению франшиз. Три года назад запустил ИИ-платформу здоровья волос и кожи головы iHairium. Благодаря MFS Club Илья привлёк $200к и коммиты на $400к.

Получается, подписку на клуб он окупил многократно. В интервью я расспросил его о пути в бизнесе, отличиях реального бизнеса от технологического стартапа и секретах привлечения инвестиций.

Купил подписку, когда клуба ещё не было

— Илья, привет. Я не обманул читателей, приписав часть достижений резидентству в клубе?

— Привет. Точно нет. Я считаю, что именно MFS помог привлечь инвесторов. А благодаря разборам и питчам внутри клуба я стал заметнее, получил много опыта и знаний.

— Ты купил подписку в мае 2023 года, когда клуба ещё не было. Скажи, почему решился?

— У меня есть опыт резидентства в разных клубах, мне нравится такой формат. Запомнилось, что на питче в Prosto VC ты в прямом эфире дал мне полезные советы: сократить информацию в питч-деке, сделать акцент на боли аудитории, вывести ее вперед, поменять местами слайды. Через несколько дней после питча я узнал, что скоро ты откроешь клуб для стартаперов. Раздумывал буквально несколько минут, а потом оплатил подписку.

— Ты опасный человек. Так быстро решиться, хотя меня ты видел первый раз в жизни.

— Я вообще быстро загораюсь и быстро гасну. Если случилась химия, прошла искра, то доверяю интуиции. С деньгами у меня тогда была напряженка, но я всё равно решил, что это не трата, а вложение.

Видел я тебя действительно первый раз, даже за соцсетями не следил. Но мне показалось, что ты открытый человек, что среди инвесторов — большая редкость. Они обычно взаимодействуют по принципу: не подходите к нам, мы сами подойдем, если надо будет. Ты демонстрировал другое поведение, это подкупило.

— Помнишь, чем была полезна моя обратная связь про стартапу?

— Я за полтора-два года поучаствовал в сотнях питчей. Говорили мне разное, в основном, воду лили, всё общими фразами, обтекаемо. Твои слова были только по делу. Помню, сразу побежал вносить изменения в презентацию — сокращать текст, прорабатывать стратегию выхода на рынок, улучшать бизнес-модель.

Стартовал в бизнесе со второго курса, а затем потерял 22 млн рублей

— Расскажи свою историю предпринимательства

— Я стал предпринимателем в 2009 году, когда учился на втором курсе вуза. Купил IT-компанию в разгар кризиса задешево. Ребята занимались автоматизацией бухгалтерского и кадрового учета в крупных компаниях. Начинал один, потом компания разрослась до 35 человек.

За пару лет нам удалось прокачать этот бизнес. Обороты выросли до нескольких миллионов в месяц, мы добавили к услугам автоматизацию производственных процессов, разработку ПО, сайтов, информационных систем, IT-аутсорсинг и продажу компьютерного оборудования, бизнес-консалтинг.

В 2012 году в Красноярске я даже получил звание “Предприниматель года в ИТ-индустрии” и специальное звание “Социально-ответственный предприниматель”. В тот момент начал задумываться о диверсификации бизнеса. Погрузился в политику, даже председателем регионального отделения партии был, позднее членом общественной палаты. Потом занимался продажей минеральной воды, медицинских инструментов. В 2012 году открыл свой многопрофильный медцентр.

— Здесь явно нужны были крупные инвестиции.

— Да, нужно было купить землю, здание, отремонтировать всё. Мне удалось найти инвестора и собрать команду из десятка врачей. Но случилась трагедия ― инвестор умер, и закрывать расходы бизнеса стало сложно. Я начал привлекать другие инвестиции, залез в большие долги, потерял 22 млн рублей, квартиры, семью.

Но выплыть удалось, медицинский центр сохранили, спустя 2-3 года я нашёл крупного инвестора для развития компании. Но я не смог договориться, чтобы покрыть свои долги из инвестиций и продажи доли и пришлось банкротиться. Медцентр до сих пор работает (до сих пор называется моим именем), но уже без меня.

Я как раз сейчас ищу возможность продать часть своей доли.

— Сейчас у тебя есть другой прибыльный бизнес, правильно я понимаю?

— С 2017 я начал заниматься франчайзингом. Сначала с партнером, затем была сделка по слиянию компаний, в 2021 году я единолично возглавил холдинг DoingBiz.

Мы занимаемся упаковкой и продвижением под ключ франшиз, инвестпроектов, консалтингом, разработкой ПО и автоматизацией, сделали около 800 проектов в 70 разных нишах.

Создал стартап, потому что хотел изменить мир

— Звучит как спокойная, сытая жизнь. Зачем же тебе стартап?

— Я вообще люблю запускать проекты. Мне тесно в бизнесе, я мечтаю создать что-то ценное и непременно мирового масштаба.

Три года назад мой партнер, ангел-инвестор, предложил придумать стартап. Мы решили сделать платформу по диагностике и лечению волос, виртуальными консультациями трихологов и дерматологов, возможностью получать рекомендации по уходу за волосами. Назвали стартап iHairium.

Платформа даёт доступ к базе клиник по пересадке волос, позволяет пользователям находить подходящие медицинские учреждения по всему миру, маркетплейс продукции по уходу за волосами. Для бизнеса наша платформа предлагает интеграцию с клиниками и маркетплейс для продажи товаров по уходу за волосами, а также SDK и API. В этом стартапе переплетается весь мой опыт в IT, медицине, даже бьюти.

— Что показал ресерч рынка, насколько жизнеспособна идея?

— По нашим оценкам, 800 млн человек ежедневно страдают от проблем, связанных с волосами и кожей головы. Это почти ⅛ часть населения планеты. У кого-то чешется голова, у кого-то перхоть, ломкость, выпадение. В год люди делают 2,2 млн пересадок волос. И только рынок пересадок ― на $10 млрд, и он растет на 26% в год.

— Получается, волосы — новое золото?

— Да, я так считаю. Мы предлагаем клиентам не выходя из дома пройти профессиональную диагностику состояния волос и кожи головы с помощью ИИ, на основе данных получить рекомендации: что делать, куда обратиться за лечением, какие уходовые средства купить. Мы даём рекомендации по образу жизни, план выздоровления или находим клинику для лечения или пересадки волос.

Вложил $35 тысяч и пошел искать инвесторов

— Расскажи про первый этап развития стартапа. Что вы делали после ресерча?

— Мы с партнером и ангелом-инвестором вложили свои деньги, моих личных средств в стартапе $35K и его $100K на старте. Начали создание MVP, наняли команду, проводили каст-девы, разработали первую версию приложения по диагностике кожи головы. Но стартап живет от инвестиции до инвестиции, и наших небольших средств для него было мало. Очень скоро мы стали искать внешнего инвестора.

— Инвестор в разные периоды проекта идёт на разную приманку. Какие ты уже пробовал?

— Как мне кажется, на начальной стадии инвестора привлекает энергия основателя, его амбициозность, огонь в глазах. Дальше имеет значение команда, рынок, перспективы роста.

Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

— Среди инвесторов бытует мнение, что возбуждение от проекта должно произойти от первой секунды.

— Да, я видел это неоднократно. Если проект с первых секунд не зацепил, дальше убеждать бесполезно.

На следующей стадии инвесторы смотрят, какую проблему решает стартап, скольким людям он интересен. Тут уже неважно, как сильно блестят глаза основателя стартапа ― инвестор должен быть уверен, что стартап жизнеспособен. Инвесторам интересны показатели: уникальные посетители, количество покупатель, сумма продаж и так далее.

Я на этой стадии. Что будет дальше — это ты мне расскажи.

— Какие показатели ты демонстрируешь инвесторам сейчас?

— Мы провели диагностику для 40 тыс человек, работаем с 8,5 тысяч клиник в 36 странах на 5 языках, делаем десятки операций пересадки волос ежемесячно.

— Звучит неплохо. А что глобально ты хочешь от своего стартапа?

— Мне этого мало. В идее нашего проекта собрано все востребованное инвесторами и потребителями ― технологии, искусственный интеллект, медицина, бьюти. Когда нужно найти инфу, люди лезут в гугл, а я хочу, чтобы когда у них возникли проблемы с волосами — они обращались в iHairium. Уход, пересадка, красота, лечение — всё это мы.

Вступил в MFS Club и понял свои ошибки

— Когда ты понял, что стартаперу нужен нетворк?

— После первых неудачных питчей. Сначала я слушал советы своих сотрудников, шел выступать, получал обратную связь и понимал, что их советы были неверны. Спрашивал и копирайтеров, они мне писали текст питч-деки. Снова было не так, переделывал сам. Так я понял, что экспертизу нужно искать в профессиональном сообществе, у инвесторов и других стартаперов. В бизнес-клубе, например.

— И вот ты вступил в MFS Club. Что было дальше?

— Начал посещать три раза в неделю разные активности — встречи с другими стартаперами, юристами, инвесторами и бизнес-ангелами, обсуждение питч-деков от экспертов. Через 3-4 месяца я подтянулся и сумел привлечь еще $100К.

— Как это было?

— Я много в клубе питчился, это было полезно. По результатам твоих разборов, я вносил правки — переставлял слайды, менял акценты, добавлял информацию. Причем правил я не только выступление, но и бизнес-модель.

Было:

Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

Стало:

Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

Было:

Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

Стало:

Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

Всё случилось по цепочке: меня позвали из клуба поучаствовать в другом питче. Оттуда ещё на одну встречу позвали, на ней я и привлёк к проекту инвестора, да и еще какого! ― Сергея Солонина ― его фонд и инвестировал $100K, о которых я говорил. Потом подписали ещё коммиты на $300K. Пару месяцев спустя нашелся еще частный бизнес-ангел, он внёс $100K и коммиты на $100k.

— Какую обратную связь давал инвестор? Почему он выбрал твой проект из множества?

— Представитель инвестора сказал, что его подкупила моя скорость ответа. Он запросил финансовые показатели ― когортный анализ, P&L факт / план, а я отправил их в течение пары дней. Инвестор отметил, что у меня четкие аналитические отчеты, все оцифровано, есть вся управленческая отчетность. Это повлияло на принятие решение.

— Сколько ещё нужно привлекать средств?

— Много. Все, что есть сейчас, ― это капля в море. В прошлом году я не закрыл инвестиции, мы подужались, а сейчас заново открываем seed раунд в миллион. Но сейчас коммиты есть только на 400К ― их мы получим, когда соберем всю сумму.

Переговоры ведутся, приглашаем всех заинтересованных инвесторов.

Слышать, слушать и делиться

— В MFS Club есть чат, база знаний, проходят встречи с экспертами. Везде бываешь и всем пользуешься?

— Не скажу, что хожу на все мероприятия, времени особо нет. Но везде, где попадаю, есть интересные и ценные знания.

Мне нравится, что можно задавать абсолютно любые вопросы, которые меня волнуют: либо ответ получишь, либо услышишь зацепки, которые помогут его найти. Участвую в подготовке к питчам, разборе презентаций и бизнес-моделей. Получаю много пользы не только от экспертов, но и от участников клуба.

Опять же, в клубе подсказали, где лучше участвовать в питчах. Плюс холодный аутрич никто не отменял. Стараюсь, чтобы были рекомендации и нетворк. Если что-то не получается — меня поддерживают.

— У нас недавно появился формат «Совет директоров». Предприниматели, которых мы подбираем релевантно бизнес-опыту, раз в месяц встречаются и делятся наболевшем. Уже успел попробовать?

— Да, это интересный формат. Я рассказывал на одной из встреч «Совета директоров», что Stripe — международная система для защищенных интернет-платежей — заблокировала мой счет, пока я не предоставлю документы. Я предоставил, месяц ждал, не заработало. Спросил на совете директоров, что делать. Посоветовали написать в LinkedIn инвесторам и топам Stripe. Вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Энергия клуба помогла.

— А что такое энергия клуба, как ты для себя её определяешь?

— Энергия клуба – это постоянное движение вперед, постоянный поиск результатов, достижения целей, поиск кратчайшего пути. Обсуждение этого бесконкурентной ряды в конструктиве, в позитиве и прожитом опыте каждого из членов клуба.

Как бизнес-клуб помог стартаперу привлечь $600K для стартапа по уходу за волосами

— Расскажи топ 3 инсайта, которые ты поймал в бизнес-клубе?

— Первый — стартапом нельзя заниматься чуть-чуть или изредка, нельзя делегировать на начальном этапе, только 100% времени из возможных.

Второй — стартап намного сложнее классического бизнеса. Сейчас я могу открыть любой бизнес ― хоть магазин, хоть клинику, хоть школу танцев. А вот на второй стартап я бы не решился.

Третий ― нужно постоянно искать инвесторов, без остановки. Переделывать питч-дек, снова и снова улучшать презентацию, выступать. И тогда улыбнётся удача. За вами ходить никто не будет.

— Каким стартаперам нужно вступать в бизнес-клуб, как считаешь?

— Я рекомендую вступать тем, которые готов слушать, слышать и делиться.

— Хорошо сказано, спасибо тебе. И удачи!

Ваш стартап уже прошёл путь от идеи до инвестиции? Поделитесь опытом в комментариях!

Напоминаю, чем могу быть полезен: инвестирую в стартапы ранней стадии в онлайн-образовании, HR-тех, финтех и ИИ. Если ваш проект классный ― пишите мне на moneyforstartup@gmail.com.

А если ваша цель ― выйти на рынок, найти инвесторов, выстроить маркетинг и продажи, доработать продукт и расти в сообществе единомышленников ― вступайте в MFS CLUB.

1111
66
13 комментариев

Андрей, если активности у вас в клубе 3 раза в неделю, то когда бизнесом заниматься?

6
Ответить

Василий, сам удивляюсь как ребята все успевают.
Если серьезно, то никто не посещает все активности. Каждый участник выбирает те мероприятия, которые полезны именно ему.

2
Ответить

Фаундеру респект, я теперь хочу диагностику волос

6
Ответить

Анастасия, попробуйте сервис Ильи, потом напишем вторую часть:
"Как я делала диагностику волос в стартапе, про который прочитала на vc"

1
Ответить

Дайте конкретные явки-пароли, куда ходили с питчем? Хорошо бы конечно клуб сам связывал с инвесторами

5
Ответить

Алена, отличный коммент.
В клубе мы проводим питч-сессии с инвесторами. Писал об этом здесь:
https://t.me/startup_venture/542

1
Ответить

Сервис для волос на основе ИИ — прикольный бизнес. Надеюсь, у автора все получится с инвестициями!

3
Ответить