Релокация в Европу: стоит ли переезжать?

В IT-сфере одним из атрибутов успешности принято считать географию работы — если специалист успел поработать на международную компанию, тем дороже ценится его опыт. Из-за этого многие ребята стремятся уехать если не в Кремниевую долину или в Китай, то хотя бы в европейский стартап, который работает на иностранном рынке и за счет этого может дать полезную строчку в резюме.

Но так ли это просто, переехать в другую страну ради карьеры? А главное, с какими сложностями можно столкнуться в процессе, я поговорил с Владиславом Кочетовым, CEO и основателем стартапа Realtorify, который целенаправленно ищет ребят в странах СНГ и перевозит их в Чехию.

Как давно ты живешь в Праге?

Я живу здесь уже 11 лет. Приехал сюда после школы, на курсы языка. Потом начал заниматься здесь бизнесом. Сейчас развиваю свой стартап в области недвижимости Realtorify.

И ты набираешь ребят из России?

Да, конечно. Уровень способностей, уровень скиллов и чистота кода ребят из России, Украины или Беларуси вообще не сравнимы с тем рынком, который доступен стартапам и молодым бизнесам в той же Чехии, Германии и так далее.

Ребята, которые в России считаются миддлами, вполне могли бы считаться супер-синьорами в Европе. То, как обучаются люди из СНГ, как они стремятся к развитию, намного опережает то, чего достигает большинство местных.

Общий рынок кандидатов здесь слабенький. Сколько ребят из стран СНГ работают в Facebook, Google и так далее? Никто не считает, всем все равно, в принципе. А здесь был случай, когда парень ушел из Гугла, причем даже не с синьорской позиции, и решил вернуться в Чехию, заняться своим бизнесом. Так об этом несколько статей в крупных изданиях вышло, мол, «человек из Google приезжает в Чехию». Смешно же.

Ну и вопрос коммуникаций, конечно. Мне приятнее в любой ситуации работать с русскоязычными. Несмотря на то, что я живу здесь уже давно, не могу сказать, что я полностью принимаю местный менталитет.

Так что я нанимаю наших, да.

Помогаешь сотрудникам с релокацией?

Конечно. Я долго сам занимался недвижимостью, перевез много клиентов, перевез пару товарищей, и свою тогда еще будущую супругу. Так что процесс у меня отработанный: я знаю как быстро и правильно оформить визу, как найти нормальное жилье, знаю основные проблемы переезжающих, плюс есть хорошие юристы.

С точки зрения владельца бизнеса, тебе как лучше, чтобы все на удаленке работали, или сидели в офисе?

У меня в этом вопросе позиция достаточно либеральная. Главное чтобы человеку было удобно, чтобы у него было все необходимое. Если у человека есть объективные причины, чтобы не переезжать, и все рабочие процессы полностью выполняются, я доволен результатами, то почему бы и нет.

У меня нет задачи перетащить всех сюда и держать рядом. У нас есть 3 месяца хоум-офиса, когда ребята где хотят, там и работают.

Но, честно говоря, мне скучно одному в офисе сидеть. Круто было бы всех видеть в живую. Производительность, думаю, выросла бы, когда много людей будут находиться в офисе. Но для меня это не критично.

Если резюмировать, то хорошо бы, чтобы человек переехал, но если не хочет, то тогда может просто приезжать время от времени. Не будь коронавируса, это было бы очень удобно. Человек мог бы приехать, поработать месяцок, какие-то критичные моменты на проекте закрыть, и уехать. А сейчас только варианты либо релоцироваться, либо оставаться.

Я слышал две точки зрения: с одной стороны многие ребята стремятся уехать из России вообще в силу разных причин. С другой, многим комфортнее оставаться в России, может быть даже вернуться на свою малую родину, но работать на Запад или Азию и получать зарплату в долларах или евро. По твоему опыту, есть перекос в какую-то сторону?

Не стоит полагать, что Европа это какая-то сказка.

В целом переезд в другую страну это сложно. Это психологически очень тяжело, не все к этому готовы и не все с этим могут справляться.

Тем, кто сильно хочет уехать по каким-то причинам, я всегда говорю: «очень крепко обдумайте этот шаг, все хорошенько взвесьте». Потому что жить в стране, где говорят на твоем родном языке — это большая привилегия, на самом деле. Которой я, например, давно лишен. И несмотря на всю российскую конъюнктуру, как ее можно представить и как к ней можно относиться, в гостях хорошо, а дома лучше. Здесь совсем не Россия.

Мне кажется, что те ребята, которые не хотят уезжать, остаются по каким-то социальным причинам. Из-за семьи, родителей, друзей и так далее.

Однако никто не говорит, что если они переедут, то никогда не смогут вернуться. Сегодня мир в высокой степени мобилен. Если не учитывать коронавирус, разумеется. И я прекрасно понимаю тех, кто работает на удаленке. Это просто другая зона комфорта.

Ну и конечно же незнание иностранных языков. С этим плохо. Наши ребята в массе своей плохо говорят даже по-английски. Хорошо понимают, но плохо говорят.

Как ребята адаптируются?

Надо понимать, что ты оказываешься в другой стране. Причем не как турист, ситуация кардинально иная. Чехия еще нормальный вариант, потому что здесь славяне и язык чем-то напоминает русский. Много кто здесь бывал, хоть как-то с этой страной знаком.

Но все равно ты оказываешься оторван от своего социального круга. У тебя его считай больше нет. То, что в интернете друзья остались, это прекрасно, но ты все начинаешь заново по сути. И не все могут с этим справиться.

У меня есть партнеры из дизайн-агентства, они тоже потихонечку привозят сотрудников из России. У них есть ребята, которые уже год здесь живут, и никак не могут заставить себя учить язык. У них нет знакомых за пределами работы. У них может депрессия развиваться, я такое много раз встречал, потому что ты оказываешься внезапно вырван из окружения, из социума, и на родине, и в новой стране.

Многое зависит от условий, в которых человек жил. Если, скажем, он все время жил в городе, в котором родился, где рядом родители, бабушки-дедушки, школьные друзья и друзья из института, то переезд может быть крайне болезненным. Внезапно человек оказывается в новой среде. На работе все остается по прежнему, это правда, ну, кроме каких-то внешних изменений. А после работы ты оказываешься в ситуации, что если ты не сильно коммуникативный, а многие программисты и те кто работают с технологиями, часто все-таки именно такие, тогда у тебя начинаются проблемы.

В бытовом плане все по-новому. Банковские приложения внезапно стали очень ограниченными. Через интернет ничего нельзя сделать. Везде надо писать письма, ходить на почту. Куча административной бюрократии, тем более для иммигранта, которому надо общаться с Министерством внутренних дел по продлению виз и так далее. Билетики в транспорте бумажные, чеки в ресторанах не выдают. Толпы туристов в центре города, все такое мультикультурное. Еще здесь люди повежливее, что для русского человека может быть не очень привычно. Все везде здороваются. Зашел в лифт — поздоровался. Вышел из лифта — сказал «до свидания». Если этого не делаешь, то получаешь соответствующую реакцию. И это все медленно-медленно в человеке накапливается. Это, конечно, все можно сгладить и привыкнуть, но все равно различий очень много.

Эйфория, если она есть, проходит к концу первого-второго месяца. Начинаешь ощущать себя в своей тарелке только после 8-9 месяцев «переходного периода».

У меня такого почти не было, потому что я приехал сразу после школы. Со мной учиться приехала большая группа людей из Новосибирска, которых я знал. Моя жена, с которой мы познакомились в 11ом классе, тоже приехала. То есть для меня круг общения не сильно изменился. Многие потом здесь остались. Плюс общение в университете. Еще когда учился в школе, я жил за границей. То есть я достаточно быстро адаптировался в бытовом плане, а социально — все еще нет. У меня мало друзей-чехов, я с ними не так много общаюсь, и по складу характера они мне не так близки.

А у людей, которые переезжают в зрелом возрасте, как состоявшиеся личности, могут возникнуть серьезные проблемы.

И моя задача как работодателя из этого вытаскивать. Все, кто ко мне приезжают, сразу получают курс чешского языка на 3 месяца. Я считаю, плохо не знать язык страны, в которой ты живешь, хотя бы на каком-то бытовом уровне. Язык — это очень большая проблема. Казалось бы, Европа, все вокруг должны говорить на английском, но ничего подобного! Молодежь да, знает и может поговорить, но реально пересекаться ты будешь с продавщицами магазина, с контролерами в метро и так далее, которые английским не владеют.

И незнание языка обычно вызывает еще большую фрустрацию и негативные впечатления.

Моя задача — интегрировать людей на том уровне, на котором я могу. Я не могу найти им друзей или новые любимые места, но могу найти хорошую квартиру в хорошем районе, могу дать направление куда пойти учиться, где что делать, но дальше нужно уже самим. Все-таки все взрослые люди.

Круто работать в европейской компании, но гнаться за переездом, как за главной целью как таковой, не стоит.

Существует расхожее выражение «вас там никто не ждет». Оно не очень верно в том плане, что, с точки зрения навыков и опыта всем нужны толковые ребята, и все хотят, чтобы на них работали такие. Но в плане общества это действительно так. Приезжие занимают рабочие места местных, об этом стоит помнить. То есть вас, какими бы классными вы ни были, за переезд никто любить не будет. Поэтому на полную социальную интеграцию, по крайней мере на быструю, рассчитывать не стоит.

Есть те, кто переезжает и перестает говорить на русском, чтобы быстрее влиться, и иногда это помогает.

Переезжать стоит, но нужно все очень хорошо взвесить, делать это обдуманно. В первую очередь можно навредить себе.

Бывает, что после переезда у ребят наступает период, когда начинает страдать работа? Спад от того, что у них все поменялось?

У меня выборка слишком маленькая, чтобы делать какие-то выводы. Но здесь все зависит от рабочей этики. Если у тебя есть работа, ты должен работать, ты на это подписывался.

Я готов поговорить о личных переживаниях после работы или до нее, но в рабочее время надо выполнять рабочие обязанности. Если это начинает сказываться (я с этим не сталкивался пока), человек погрустнел, я считаю, что нужно разговаривать. Но каждый случай — частный. Когда у меня будет компания побольше, обязательно будет эйчар, который будет делать какие-то программы, тренинги, какие-то акклиматизационные мероприятия.

Я сам работал в AirBnB и там была такая история, что ты попадаешь в большой супер-дружелюбный коллектив. И, несмотря на то, что тебе может быть грустно из-за релокации и смены шаблонов, на работе с тебя требовали по полной, как это принято у американцев. Проблемы ты должен оставлять за пределами рабочего пространства. А после окончания рабочего дня — не вопрос, с тобой обсудят все проблемы, помогут их решить. Но не так, что ты в один день пришел и чего-то не сделал, потому что тебя ностальгия замучила. Мы же все реальные люди, деньги зарабатываем.

Рабочая этика есть рабочая этика. И часть этой этики заключается в том, что если человеку плохо, он об этом говорит, а не скрывает и не прячет. Если ты начинаешь видеть тренд падающих результатов, то твоя задача как руководителя обсудить это. И если не говоришь об этом, а просто начинаешь на человека злиться, то тогда проблема в тебе.

У тебя были случаи когда ребята в какой-то момент говорили, извини, больше не могу, я поехал домой?

В рабочем плане такого не было. Однако, у меня есть знакомые, которые приезжали сюда на учебу, учились и потом уезжали, потому что им не подходил здешний менталитет.

А в другие страны после тебя уезжали?

У меня компания слишком молодая, чтобы такие истории имели место быть. Я спокойно отношусь, если люди используют мой стартап как трамплин, чтобы пойти дальше. Все имеют право менять работу. Если у человека будет возможность уйти условия, которые будут лучше, чем могу предложить я, то почему нет.

Или если человеку что-то в моей компании не нравится, но это уже другое.

Безусловно, я прекрасно понимаю, что есть те, кто уходят откуда-то, а есть те, кто уходят куда-то. И что мало кто сможет отказаться от предложения Facebook, Google, Amazon, Apple или Netflix. Но туда еще попасть надо. Если ко мне придет мой сотрудник и скажет, что у него оффер от условного Фейсбука, и я не смогу никак удержать его, я порадуюсь, что сумел такого человека найти, и что он у меня работал.

На самом деле, я о таком не думаю.

Если бояться, что у тебя уведут людей, то можно вообще не открывать свой бизнес.

Как ты находишь сотрудников?

Через рекрутинговое агентство STAR staff. В свое время мне их рекомендовал наш CTO, потому имел опыт работы с ними в Papa John’s. Сейчас это для меня основной вариант найма.

Время, для меня важно время. Я не готов тратить гигантское количество времени на поиск, если есть профессионалы, отвечающие моим стандартам. Возможно, я бы мог сесть, разобраться, начать искать по всем платформам. Но это значит перестать заниматься основной моей деятельностью — управлением компанией и развитием бизнеса. Мне выгоднее заплатить агентству за то, чтобы они взяли этот блок работы на себя и успешно с ним справлялись, давая нужный результат. Использовали свою экспертизу, писали правильные комментарии к резюме, собирали обратную связь.

Я считаю что рекрутинг, в котором я не силен, именно в плане поиска нужных специалистов, это неизвестная для меня сфера, на изучение которой не имеет смысла тратить время. Пока я буду искать и смотреть, это же все время: время для звонков, несколько раундов переговоров, согласований, вопросы, тестовое задание.

Мы всё ещё работаем в режиме стартапа и моё время как CEO можно потратить более ценно, чем на операционную деятельность HR-процессов.

У тебя есть эйчар или внутренний рекрутер?

Нет, я занимаюсь этим сам. Его появление есть в планах, но это пока вопрос года, наверно.

Процесс найма лидируешь ты или техдиректор?

Процесс найма — я, потому что бюджет и все остальное на мне. Но техническое собеседование и тестовое задание на СТО. Я не обладаю технической экспертизой в достаточной мере, чтобы адекватно оценивать хард-скилы кандидатов. Мой бэкграунд из бизнеса.

Поэтому у нас техдир отвечает за то, чтобы понять, есть ли у человека нужные нам навыки, а я за то, чтобы понять, хочется ли нам с этим человеком работать.

Как я понимаю, ты в основном нанимаешь через Zoom или Skype. Есть ли какие-то сложности с тем, что ты не видишь человека в живую?

Скажем так, я не одну квартиру продал через Google Meets. Если люди готовы покупать квартиры через интернет, не видя их, то можно и сотрудников нанимать.

Я не заметил никаких проблем. Причем я и в предыдущую компанию также нанимал удаленно. Со многими ребятами, с которыми уже давно работаю, я встретился вживую только через несколько месяцев.

77
1 комментарий

Отличная статья!

1
Ответить