Функция определяет формуУдивительно, но сто лет назад дизайнеры были интереснее, смелее и прогрессивнее современных.ИнтроПравильнее, конечно, называть шахматы Йозефа Хартвига. Но статья не только про сами шахматы, поэтому такой заголовок мне показался хорошим компромиссом.О школе Баухаус есть огромное количество лекций, книг, статей и исследований. Фильм «Баухаус: Лицо двадцатого века» считается обязательным для обучающихся дизайну. Мне очень понравился документальный фильм DW выпущенный к 100-летию школы.Баухаус это не только про дизайн и архитектуру. Это про мировосприятие, про поиск сути и смысла, про отношения к деталям и вещам, про рационализм.Коротко о школеНазвание школы Баухаус (Bauhaus) основано на игре слов: Bau — строительство, постройка и Haus — дом, здание (нем). Дословно Bauhaus можно перевести как «дом строительства». Этим же термином обычно называют стиль в дизайне и архитектуре, который зародился в школе.Здание Баухауса в Дессау по проекту первого директора и одного из основателей Вальтера Гропиуса.Государственная высшая школа строительства и формообразования (или Государственный Дом строительства) просуществовала в Германии с 1919 по 1933 гг.Всего 14 лет! Но за это время мастерские школы во многом сформировали будущее дизайна и архитектуры XX века. Наработки, принципы и идеи школы влияют на нас до сих пор.После закрытия властями школы (bauhaus плохо сочетался с политикой третьего рейха), её воспитанники и наставники разъехались по мастерским и студиям по всему миру. И если взять любое более-менее значимое “творение” в XX веке, то или создатель или его учитель, практически наверняка, имеют корни из Баухаус.А множество культовых предметов, которые сейчас воспринимаются как что-то обыкновенное, были придуманы в мастерских школы.Набор столиков B9 дизайнера Марселя Брёйера, 1927 г.Настольные часы Марианна Брандт, 1932 г.И не скажешь, что это было создано почти 100 лет назад. Где-то до сих пор, век спустя, не могут создать хотя бы что-то рядом :).Перегородка / Книжная полка Марселя Брёйера. Изготавливалось компанией Embru, Швейцария, 1932-1935 гг. В Баухаусе были разработаны уникальные стили и решения. Например, модные сейчас цветовые круги с основными и дополнительными цветами для интерфейсов, триады, правила для комплементарных и контрастных цветов были описаны тогда.Цветовои круг Иттена, 1921 г.Система обучения.В школе был новаторский подход к обучению, нечто совершенно новое для того времени.Обучение разделялось на техническую и художественную подготовку. А сама учебная программа состояла из трех курсов:На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, законах пропорций и масштаба. Ученики изучали функции и психофизическое воздействие различных форм, цветов и колористических решений.Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. Занятия в мастерской института считалось абсолютно необходимым для будущего дизайнера.«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!» Из манифеста Вальтера Гропиуса 1919гТретьим, и самым серьезным курсом, был Строительный. Учащиеся проходили практики на реальных строительных площадках, а также реализовывали свободные творческие строительные проекты на экспериментальной площадке Баухауса.Диаграмма программы занятий 1923 г.Одним их важнейших элементом системы образования в Баухаус были мастерские под управлением профессоров. В их числе – мастерская по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю и даже росписи стен.Переплетная мастерская, Баухаус Веймар, 1919-20 гг.Керамическая мастерская, Баухаус Веймар, 1924 г.Мастерская росписи, Баухаус Дессау, 1926 г.Студенты и преподаватели школы экспериментировали с материалами и формами, стараясь создавать предметы без излишеств и «нефункциональных» деталей. Предметы, которые бы совмещали практичность и простоту. В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта.Мастерская по металлу, Баухаус Дессау, 1927-29 гг.Рекламная мастерская, Баухаус Дессау, 1926 г.Ткацкая мастерская, Баухаус Дессау, 1927 г.Учебная программа была лишена узкой специализации. А классические для художественных школ курсы, как например «История искусства», преподавались как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования.Вместо того чтобы студенты копировали и строили свой фундамент на основе работ великих, их подталкивали к исследованию собственного характера и таланта. Студенты привыкали выходить за рамки стандартов, искать новые пути реализаций привычного.И это сильно отличается от современного подхода в обучении дизайнеров. Сейчас дизайнеры “натаскивают” насмотренность. Набивают глаз и руку постоянно просматривая, анализируя и копируя чужие работы.Ближе к концу существования школы, чтобы понять вкусы, нужды и запросы массового потребителя, в Баухаусе дополнительно ввели изучение социологии и экономики.Баухаус Дессау, 1927-28 гг.Под одной крышей удалось собрать удивительных, сильно непохожих, но талантливых художников, дизайнеров и архитекторов, которые стали профессорами школы. Каждый из них привнёс своё мировоззрение в общую концепцию школьного образования.Ярким примером такого влияния был Иоханнес Иттен. Который изучал восточную философию, персидский маздаизм и раннее христианство. Он брил голову и носил одежду, похожую на монашескую. Вслед за ним многие ученики становились вегетарианцами и обращались в маздаизм. Каждое занятие в его классе начиналось с медитации, концентрации внимания, дыхательных упражнений и расслабления. Иттен считал, что творческая личность должна развиваться духовно, интеллектуально, физически и творчески.В Баухаусе ценили свободу, открытость и оригинальность. Это отражалось не только в учебной программе. Местные юноши, носили длинные волосы и вызывающую одежду, девушки коротко стриглись и отдавали предпочтение брюкам, а не юбкам. Для того времени это был вызов. Все вместе они часто купались голышом, шокируя обывателей. В своём безудержном новаторстве все они казались окружающим немного сумасшедшими.Триадический балет Оскара Шлеммера Основные принципыВ 1919 г Вальтер Гропиус (первый директор и один из основателей Баухауса) написал свой знаменитый Манифест Баухауза в Веймаре. В котором декларировал взгляды на будущее архитектуры, дизайна и ремесла. Это стало основой для будущего «стиля Баухаус». Конечно же, в формирование принципов школы, а после и самого «стиля Баухаус», внесли свой вклад многие дизайнеры и архитекторы. Большинство из этих принципов остались актуальными до сих пор, а какие-то мы переоткрываем заново:Форма следует за функцией. Любой дизайн в первую очередь должен быть функциональным и выполнять свое предназначение. Но при этом функциональность не должна быть скучной.Меньше значит больше. Красота дизайна - это простота и комфорт. Отсутствие декора, геометрические конструкции, открытая планировка, плоские крыши и функциональная мебель. Дизайн лишен любого «украшательства» и подчинён лишь функции.Единство искусства и технологий. Баухаус провозгласил архитектуру, живопись и скульптуру единым целым. Отрицал разделения на ремёсла и специализации. Равноправие всех видов творческой деятельности и их взаимозависимость и взаимопроникновение.Чистые материалы. Материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий. В Баухаусе не скрывали даже грубой поверхности материалов. Считали, что нет необходимости в дополнительном «украшательстве» материалов дизайна. Они прекрасны такими, какие они есть.Постоянное развитие. Архитекторы, дизайнеры и художники должны все время экспериментировать, придумывать и открывать что-то новое. Баухаус – это поиск новых методов, новых материалов, новых способов создания, новых подходов к давно привычному.Дизайн для народа. Стиль bauhaus подразумевает качественные и недорогие вещи из доступных материалов. Дизайн это не роскошь, а товары массового потребления, которые отвечают принципам многофункциональности и доступны для каждого человека.Баухаус не признавал искусство ради искусства. Краеугольным камнем в основании любого дизайна были – функционализм, рационализм и минимализм. Считалось, что в синтезе искусства и простоты достигается совершенство.Студенты и профессора Баухауса верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества.Шахматы Йозефа ХартвигаНу и собственно про сами шахматы🙂Из многочисленных работ во всевозможных сферах Баухауса, мне кажется, это квинтэссенция всех принципов и подходов школы в одном продукте.Если посмотреть на классические винтажные шахматы с точки зрения современного “интерфейсного” дизайна, то это чистой воды Скевоморфизм.. Фигуры имитируют реальные объекты из физического мира и перегружены “украшательством”.Что-то из винтажных шахматЙозеф Хартвиг таких слов, конечно же, не знал. Он обучался ремеслу обработки камня, работал каменщиком в Берлине, изготовляя надгробия. В 1921 году Вальтер Гропиус пригласил его в «Баухаус», где он обучал студентов резьбе по камню и дереву.Неизвестно, как и когда Хартвиг решил заняться дизайном шахмат, даже неизвестно, играл ли он вообще в шахматы. Но скорее всего, толчком послужила его встреча с эмигрантом из России Григорием Зильбургом (Цильбургом). Тот был известным шахматистом и считается, что он рассказал Хартвигу об абстрактных фигурах, лишенных деталей и какой-либо стилизации, которые помогают ему во время игры вслепую.С точки зрения принципов Баухауса, классические шахматы были абсолютно несовершенны. Фигуры были нефункциональными и излишне детализированными, их форма не отображала практического содержания и смысла. Шахматы были непрактичны в хранении и перевозке, занимали много места. Ну и главное – они были сложны (а значит дороги) в изготовлении и недоступны для широких масс.Хартвиг взялся это исправить, сделав что-то более практичное, недорогое и наглядное.В классических шахматах форма фигур не имеет никакой связи с правилами игры. Нужна дополнительная информация, чтобы понять их назначение и функции.Как сейчас в плохом интерфейсе, нужны ? и i, чтобы пользователь понял какой функционал несёт эта кнопка или инпут?Решить эту проблему помогла любовь в Баухасе к простым геометрически телам и их первый принцип:Форма следует за функцией. Форма стала задавать действие, отображать уникальное игровое движение каждой фигуры, форма не допускала двусмысленности и иного толкования.Х-образная фигура — возможность ходить только по диагонали (слон/офицер). Куб — горизонтальное и вертикальное перемещение (ладья/тура). Король — куб увенчанный маленьким кубиком, повернутым на 45 градусов, т.е. может ходить как под прямым углом, так и по диагонали. Сфера на кубе ферзя — безграничные возможности перемещения. Кони склеены из двух Г-образных половинок, поставленные на любую из своих сторон, они отовсюду выглядят как уголок.Помимо формы, Хартвиг проработал и унифицировал размеры. Меньше значит больше. Все фигуры вписывались в квадрат с одинаковой длиной стороны (кроме пешек, которые были меньше остальных). Он смог подобрать такое сочетание в пропорциях, чтобы с одной стороны весь набор идеально умещался в картонную коробку. С другой стороны, чтобы фигуры на доске были сбалансированы и не выглядели дисгармонично.В числе прочего Хартвиг воплотил принцип Дизайн для народа. Фигуры были максимально технологичным и просты в изготовлении. Они производились из брусков квадратного сечения на простейшем станке с циркулярной пилой и требовали только самой минимальной доработки шлифовальным кругом. Чистые материалы.При абсолютном минимуме трудозатрат и крайне экономном расходе материалов и сил, шахматы Хартвига можно было производить очень быстро и в больших объемах, а стоили они сущие копейки.Наследие - Взгляд из настоящегоСтиль Баухаус окружает нас сейчас повсюду – минимализм, рационализм, функционализм и прочие прочие -измы. Самый яркий и известный современный представителем, что первым приходит на ум, это Икея. Но они, конечно же, одни из многих.Для меня, путь, который прошли фигуры у Хартвига, это то же, что прошли у нас интерфейсы за последние 20 лет. От проецирования физического мира, с его объёмами, тенями и бликами – через флэт и материал дизайн – к простоте, функциональности и обоснованности каждой иконки и линии.Но, как всегда, история сделала свою спираль.Сейчас любой продукт пропускается через стандартные метрики, JTBD, Design Thinking и прочие устоявшиеся методологии. В итоге одинаковые продукты, с одинаковыми решениями и сиамским дизайном.Чтобы создать что-то революционное и уникальное, нужно думать по другому. Думать нестандартно. Выходить за рамки. Так учили в Баухаус: ребят учили ни копировать, ни смотреть на другие подходы и принципы. Уходить от стандартов создавая свой новый идеал.Yes, butЯ не могу не отметить, что в погоне за простотой, возможно, Хартвигом был утерян архетип фигур, а это меняет восприятие игры. Сочетание "древности" с изысканностью и сложностью фигур, придаёт неповторимый шарм этой захватывающей игре.Ну и самая главная проблема стиля Баухаус – функционально и рационально это не всегда удобно. А возведённое в культ зацикливание на геометрии и простоте, приводит в итоге к абсурдности. Но об этом в следующей статье.Донат на кофе сильно мотивирует на написание новых статей :)Очень помогли в написании:Блог Дмитрия Скирюка «Шахматные фигуры Bauhaus: история и создатели»Школа дизайна «Шахматные фигуры Йозефа Хартвига»
Превосходно! В избранное
Sehr cool, danke!
Когда то раньше тоже занималась шахматами, но такие интересные фигуры я еще не видела. В подарок такое вообще будет супер
Конь не на своём месте; путает, если смотреть статью с конца.
Да, вы правы. Неправильный рендер. Спасибо!