Риск банкротства Mercedes, BMW и Volkswagen: что это значит для инвесторов

Автомобильная индустрия Германии - в крайне сложной ситуации. Конкуренция в Китае, снижение спроса в Европе и ожидаемое повышение пошлин в США ставят под угрозу финансовое положение автогигантов, кратно сокращают их прибыли и заставляют говорить о рисках банкротства.

Риск банкротства Mercedes, BMW и Volkswagen: что это значит для инвесторов

Последние отчёты крупных немецких автоконцернов показали значительное ухудшение финансовых показателей:

  • Mercedes-Benz сообщил о снижении прибыли на 64% до €1,2 млрд, при этом рентабельность упала с 12,4% до 4,7% — это минимальный показатель со времён пандемии.
  • BMW в III квартале зафиксировал снижение чистой прибыли на 84%: с €2,9 млрд в третьем квартале 2023 года до €0,48 млрд.
  • Чистая прибыль Volkswagen снизилась на 64%, компания рассматривает возможность закрытия трёх заводов в Германии.

Эти тревожные показатели говорят о том, что крупнейшие автопроизводители Германии испытывают трудности в борьбе с внешними вызовами — от давления китайских производителей электромобилей до замедления экономики Европы.

Проблемы автоконцернов

Импортные пошлины в США: Трамп планирует повышение пошлин на импорт автомобилей в США, чтобы поддержать внутренний автопром. Если такие пошлины действительно будут введены (а это от 10% до 200%), немецкие автопроизводители могут столкнуться с потерей существенной части клиентов.

Снижение спроса в Европе: европейский автомобильный рынок переживает снижение спроса на фоне высокой инфляции, экономических трудностей и усиления мер поддержки местных производителей. В августе продажи новых автомобилей сократились на 18%, в сентябре - на 6%.

Конкуренция в Китае: на китайском рынке, где немецкие компании традиционно занимали крепкие позиции, усиливается конкуренция со стороны местных производителей электромобилей (таких как BYD и Nio).

Экологические нормы и переход на электромобили: строгие экологические стандарты и переход на электромобили требуют значительных инвестиций и существенной перестройки. А кроме того, это снижает маржинальность автоконцернов.

Государство поможет?

Немецкая автомобильная промышленность играет стратегически важную роль в экономике страны, обеспечивая около 835 тысяч рабочих мест. Любое серьёзное ухудшение ситуации в этой отрасли может привести к росту безработицы (а она в этом году уже достигла 6,1%) и оказать негативное влияние на экономику.

Вместе с тем, из-за проблем в других ключевых секторах экономики (химическая промышленность, машиностроение, и т.д.), возможности господдержки ограничены.

1. Сценарий государственного вмешательства. При условии значительных субсидий и льгот со стороны правительства автопроизводители, такие как Mercedes, BMW и Volkswagen, смогут преодолеть текущие трудности. Однако этот сценарий требует крупных бюджетных затрат и не гарантирует восстановления долгосрочной прибыльности.

2. Консолидация и сокращение. Если компании будут вынуждены закрывать заводы и сокращать расходы, это может улучшить показатели в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной — ослабит их позиции на рынке.

3. Реструктуризация и переход на электротягу. Чтобы соответствовать экологическим стандартам и сохранить конкурентоспособность, автопроизводители могут ускорить переход на электромобили. Это потребует значительных инвестиций, но может привлечь интерес «зелёных» инвесторов и фондов.

Стоит ли инвестировать?

Для инвесторов немецкие автоконцерны представляют собой одновременно и рисковую и потенциально прибыльную инвестицию. С одной стороны, текущее снижение стоимости акций BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen предоставляет возможность приобрести активы по более привлекательной цене. С другой стороны, значительные риски сохраняются из-за внешнеэкономических факторов, таких как торговые пошлины, конкуренция в Китае и давление на европейские рынки.

Мое мнение - если вы готовы к рискам и долгосрочным вложениям, инвестиции в эти компании могут быть привлекательной возможностью, учитывая их лидирующие позиции и вероятность поддержки со стороны государства. Однако краткосрочные вложения в текущих условиях могут быть менее выгодными из-за внешних факторов и рыночной неопределённости.

Немецкий автопром находится на распутье, и предстоящие годы покажут, сможет ли он справиться с вызовами и адаптироваться к новым условиям.

Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор первого независимого маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET

66
55
48 комментариев

А что случилось? Россия – это всего 0,0000001% от общего рынка, говорили они гггггг

3
2
Ответить

Россия здесь вообще не причём. Снижение продаж в Европе или Китае на 5% это удар хуже чем уход из России.

3
Ответить

Зато Китай..

Ответить

верните немцев

3
Ответить

верните все

4
Ответить

у них цены не адекватные даже на родном рынке.. а инноваций как-то мало

Ответить

Государство вытянет. Это как наш Сбер или ГПН. тянуть будут до последнего в случае чего.

1
Ответить