Риск банкротства Mercedes, BMW и Volkswagen: что это значит для инвесторов
Автомобильная индустрия Германии - в крайне сложной ситуации. Конкуренция в Китае, снижение спроса в Европе и ожидаемое повышение пошлин в США ставят под угрозу финансовое положение автогигантов, кратно сокращают их прибыли и заставляют говорить о рисках банкротства.
Последние отчёты крупных немецких автоконцернов показали значительное ухудшение финансовых показателей:
- Mercedes-Benz сообщил о снижении прибыли на 64% до €1,2 млрд, при этом рентабельность упала с 12,4% до 4,7% — это минимальный показатель со времён пандемии.
- BMW в III квартале зафиксировал снижение чистой прибыли на 84%: с €2,9 млрд в третьем квартале 2023 года до €0,48 млрд.
- Чистая прибыль Volkswagen снизилась на 64%, компания рассматривает возможность закрытия трёх заводов в Германии.
Эти тревожные показатели говорят о том, что крупнейшие автопроизводители Германии испытывают трудности в борьбе с внешними вызовами — от давления китайских производителей электромобилей до замедления экономики Европы.
Проблемы автоконцернов
Импортные пошлины в США: Трамп планирует повышение пошлин на импорт автомобилей в США, чтобы поддержать внутренний автопром. Если такие пошлины действительно будут введены (а это от 10% до 200%), немецкие автопроизводители могут столкнуться с потерей существенной части клиентов.
Снижение спроса в Европе: европейский автомобильный рынок переживает снижение спроса на фоне высокой инфляции, экономических трудностей и усиления мер поддержки местных производителей. В августе продажи новых автомобилей сократились на 18%, в сентябре - на 6%.
Конкуренция в Китае: на китайском рынке, где немецкие компании традиционно занимали крепкие позиции, усиливается конкуренция со стороны местных производителей электромобилей (таких как BYD и Nio).
Экологические нормы и переход на электромобили: строгие экологические стандарты и переход на электромобили требуют значительных инвестиций и существенной перестройки. А кроме того, это снижает маржинальность автоконцернов.
Государство поможет?
Немецкая автомобильная промышленность играет стратегически важную роль в экономике страны, обеспечивая около 835 тысяч рабочих мест. Любое серьёзное ухудшение ситуации в этой отрасли может привести к росту безработицы (а она в этом году уже достигла 6,1%) и оказать негативное влияние на экономику.
Вместе с тем, из-за проблем в других ключевых секторах экономики (химическая промышленность, машиностроение, и т.д.), возможности господдержки ограничены.
1. Сценарий государственного вмешательства. При условии значительных субсидий и льгот со стороны правительства автопроизводители, такие как Mercedes, BMW и Volkswagen, смогут преодолеть текущие трудности. Однако этот сценарий требует крупных бюджетных затрат и не гарантирует восстановления долгосрочной прибыльности.
2. Консолидация и сокращение. Если компании будут вынуждены закрывать заводы и сокращать расходы, это может улучшить показатели в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной — ослабит их позиции на рынке.
3. Реструктуризация и переход на электротягу. Чтобы соответствовать экологическим стандартам и сохранить конкурентоспособность, автопроизводители могут ускорить переход на электромобили. Это потребует значительных инвестиций, но может привлечь интерес «зелёных» инвесторов и фондов.
Стоит ли инвестировать?
Для инвесторов немецкие автоконцерны представляют собой одновременно и рисковую и потенциально прибыльную инвестицию. С одной стороны, текущее снижение стоимости акций BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen предоставляет возможность приобрести активы по более привлекательной цене. С другой стороны, значительные риски сохраняются из-за внешнеэкономических факторов, таких как торговые пошлины, конкуренция в Китае и давление на европейские рынки.
Мое мнение - если вы готовы к рискам и долгосрочным вложениям, инвестиции в эти компании могут быть привлекательной возможностью, учитывая их лидирующие позиции и вероятность поддержки со стороны государства. Однако краткосрочные вложения в текущих условиях могут быть менее выгодными из-за внешних факторов и рыночной неопределённости.
Немецкий автопром находится на распутье, и предстоящие годы покажут, сможет ли он справиться с вызовами и адаптироваться к новым условиям.
Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор первого независимого маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET
А что случилось? Россия – это всего 0,0000001% от общего рынка, говорили они гггггг
Россия здесь вообще не причём. Снижение продаж в Европе или Китае на 5% это удар хуже чем уход из России.
Зато Китай..
верните немцев
верните все
у них цены не адекватные даже на родном рынке.. а инноваций как-то мало
Государство вытянет. Это как наш Сбер или ГПН. тянуть будут до последнего в случае чего.