Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

CJM - крутой инструмент, чтобы понять как бренд воспринимают пользователи, что с сайтом не так, где можно улучшить и как повысить продажи без дополнительных вложений в рекламу.

Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

В прошлой статье я рассказывал как составить CJM и ничего не пропустить, в этой - покажу реальный пример, проблемы магазина и расскажу о том как их устранить.

Меня зовут Виктор и я - UX инженер в UXIMA. Более 10 лет занимаюсь юзабилити аудитами, пользовательским опытом, A/B тестированием для компаний, которым не наплевать на своих пользователей :)

О бренде, методика составления

Петдог - интернет-магазин лекарств для животных (это можно понять и из названия), кормов и всяких прочих ништяков. На многие препараты цены или одни из самых низких, или самые низкие. В магазине строго следят за качеством и сроками годности поступающего товара (для препаратов это особенно важно), есть лицензия, отличные оценки на маркетплейсах (везде 5 баллов).

CJM делалась в дополнение к аудиту, аудит получился на 80+ страниц и описывал сравнение с конкурентами, сам сайт и его проблемы.

Для начала был заказан товар с доставкой в один из сибирских городов, заказчик об этом заказе не знал. Все для того, чтобы получить реальный пользовательский опыт. Ниже мы его частично рассмотрим. В зависимости от компании и оказываемых услуг CJM может делиться на 4-15 этапов.

Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

Этап 1. Игнорирование, нет осознания запроса

После периода “все хорошо” - внезапно, питомец заболевает. Незапланированные анализы бьют по карману, ветеринар выписывает лекарства и нужно срочно их найти.

Как чаще всего ищут лекарства для питомца?

  • Ищут ближайшую ветаптеку на карте
  • Смотрят сайты в интернете с быстрой доставкой
  • Спрашивают в чатах, у знакомых, у которых тоже есть животные
  • Смотрят на маркетплейсах

По CJM можно сразу заметить вот что:

  1. Петдог не представлен в регионах. Это не изменить, но над этим можно поработать.
  2. У Петдог нет быстрой доставки и это точно нужно решать.
  3. Петдог есть на маркетплейсах, что не может не радовать.

В итоге, скорее всего, пользователь закажет на маркетплейсе или в ближайшей ветаптеке.

Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

Этап 2. Заинтересованность

С пониманием того, что некоторые препараты для животных легко могут стоить и 5, 10, 20 тысяч, а на маркетплейсах можно наткнуться на неоригинальный препарат - появляется запрос на поиск магазина, в котором и недорого, и есть какие-никакие гарантии.

И вот что видим:

  • По региональным запросам, связанным с ветаптекой, Петдог в выдаче находится на 2-8 странице в зависимости от запроса.
  • Сайт не вызывает доверия: при скролле шапка ломается, много товаров “не в наличии”, не все разделы сайта заполнены. Вряд ли по такому сайту пользователь подумает что у Петдога 5 звезд на маркетплейсах и 10 лет активной работы на рынке.

Очевидные выводы:

  1. Если товара нет в наличии - стоит его убрать. Если цель - оставить, значит стоит показывать похожие товары прямо в карточке.
  2. Над региональным SEO стоит активно поработать.
  3. Информацию на страницах - дополнить, дозаполнить каталог.
  4. Исправить баги.
  5. Сайт выглядит устаревшим, ему пора на редизайн. Есть гораздо более убедительные сайты конкурентов.

По этому этапу становится понятно, что скорее всего купят те, кому понравится цена. Большая часть заинтересованных магазин просто не найдут.

Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

Этап 3. Изучение

Этап сравнения с конкурентами мы пропустим, поскольку в нем содержится важная коммерческая информация.

Допустим, пользователь попал на сайт магазина найдя карточку товара в поисковике, или по совету знакомого. Надо понять стоит ли магазин доверия.

Что видим:

  • Изучая отзывы - много хороших, ну очень много. Однако, на Отзовике есть негатив. Это важная площадка и с ней стоит работать.
  • В социальных сетях активности очень мало.
  • Данные в “Доставке и оплате” даны полотном. Разобраться сложно, еще и приписка про комиссию при отправке товара в регионы.
  • Поиск может работать некорректно. При поиске одного из самых популярных товаров - показывает сначала 2-3 других товара, потом искомый товар, потом множество товаров не в наличии.
  • Вариантов доставки не так много, доставки в постамат в принципе нет.

Что делать?

  1. Переработать страницу “Доставка и оплата” в понятную и простую, добавить иконки, убрать полотна текста. Информация должна находиться менее чем за 5 секунд.
  2. Заняться SMM на постоянной основе.
  3. Починить поиск.
  4. Добавить варианты доставки.
  5. Поработать с отзывами. Обидно, когда магазин - отличный, везде много 5+ отзывов, а на 1-2 площадках есть немного негатива, но они отображаются первыми. Стимулировать пользователей оставлять отзывы на нужных площадках, разработать регламент работы с недовольными потребителями.
Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

Этап 4. Формирование корзины

Нужно выбрать и добавить товары, с какими проблемами столкнется пользователь?

  • В карточках товара встречаются пустые разделы, выглядит странно.
  • Текст в карточках - бледный на светлом фоне, что затрудняет считывание.
  • В корзине 2 дублирующих блока кнопок и кнопка “Пересчитать”, которая, в общем-то, ничего не делает. Все это смутит пользователя, путь должен быть простым.
  • Для перехода в корзину нужно каждый раз 2 клика: 1 раз по иконке, 2 раз по “Корзина”
  • При клике на “Оформление заказа” открывается попап “Учетная запись”. По опросам, такая регистрация запутывает пользователей.

Выводы:

  1. Переработать дизайн карточки, сделать видимые шрифты.
  2. Упростить процесс оформления заказа, сделать регистрацию/вход бесшовными, ввод телефона/почты происходил не внезапно для пользователя. Оставить возможность купить без регистрации.

То есть часть пользователей (особенно 50+ лет) такой способ заказа отпугнет, что подтверждается опросами респондентов.

Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

Этап 5. Регистрация

Обычно регистрацию не выделяют в отдельный этап, однако тут с регистрацией возникли сложности, поэтому опишу ее отдельно.

  • Сама форма не вызывает доверия. Просто попап с вводом данных.
  • Форма - путает. По умолчанию она откывается в статусе “Я уже зарегистрирован” и при вводе незарегистрированного телефона просто показывает “Неправильный номер”. Нужно еще догадаться, что форму нужно переключить в режим “Регистрация”.
  • Нет попапа или какого-либо подтверждения удачной/неудачной регистрации.
  • Нет автоматического перехода на оформление заказа после регистрации. Нужно нажать “Оформить заказ” - еще раз.

В общем, текущая регистрация вызвала проблемы и у эксперта, и у респондентов. Ее просто нужно переделать, взяв за основу лучшие практики.

Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

Этап 6. Оформление заказа / Опыт использования

С оформлением заказа после регистрации особых трудностей не возникло, нашлось буквально несколько багов в выборе города (не работает подсказка) и индекс по-хорошему тоже стоит подтягивать автоматически по адресу.

А вот дальше началось интересное:

  • После оплаты ровно ничего не произошло. То есть чек получен, а редиректа на сайт или какого-либо сообщения об успешно оформленном заказе нет.
  • На почту пришло сообщение что заказ “Размещен”. Это путает респондентов, потому что никто не понял что это значит. Привезут товар или нет?)
  • Заказ довольно тяжело найти в ЛК, по умолчанию первым экраном ЛК показывает данные пользователя.
  • Спустя время - заказ все еще висит в статусе “Обработан”, хотя что это значит - непонятно. Так везут товар?)
  • Спустя сутки - никаких новых сообщений. Звонков менеджеров нет, смс нет.
  • Спустя 1.5 дня на почту пришло сообщение от СДЭК с трек-номером, хотя пользователь уже изволновался.
  • Даже когда заказ был получен в СДЭКе - на сайте статус не изменился.

Что делать?

  • Изменить этапы заказа и сделать подписи к ним: что это значит.
  • Отправлять больше писем об изменении статуса заказа или иным образом уведомлять пользователя. Нужно дать пользователю больше контроля над ситуацией.
  • Настроить редирект с платежной системы и сделать страницы “Заказ оплачен / Заказ не оплачен”.

Спустя сутки после получения посылки на почту пришел опросник от Петдог, который редиректит на сторонний сервис и, кажется, не записывает от какого пользователя пришел отзыв. Также есть ссылка на небольшой ТГ канал, яндекс карты и 2ГИС. В целом, маловато шансов стать лоялистом бренда…

Радует то, что обратная связь собирается и рассматривается, поэтому у магазина много положительных отзывов.

Этапы 7/8: Повторная покупка, Адвокат бренда.

А это то, чего у Петдог пока нет. Поэтому рассматривать пока особо нечего. А чего нет?

  • Бонусной системы или программы лояльности.
  • Какого-либо стимулирования к повторной покупке.
  • Рассылки со спецпредложениями, рассылки к праздникам, рассылки по популярным болям клиентов.
  • Партнерской программы или спецпрограмм для частых категорий розничных/оптовых покупателей.
Эффективность CJM на реальном примере: интернет-магазин Петдог

Решения по итогам

Работы - много. Самое очевидное и быстрое - переработать бизнес-процессы по рассылке. Сначала переделать триггерную рассылку, затем - сделать общую для стимулирования к повторной покупке.

Благодаря контенту для рассылок - можно вести SMM, то есть контент можно реиспользовать и бюджет не сильно вырастет.

Переработать важные материалы на сайте (Доставка и оплата, Возврат, Контакты) и сделать полный редизайн сайта, чтобы по виду соответствовать сайтам конкурентов и быть, как минимум, не хуже.

Переработать процессы регистрации, оформления заказа, получения товара, возврата и сделать их понятными для пользователя (CRM с напоминаниями). Естественно, уведомлять пользователя по максимуму и предлагать ему релевантные товары (внедрить CDP).

Радует то, что коллектив Петдог хочет работать над улучшением пользовательского опыта и часть описанных выше решений уже внедряется.

Что стоит понять именно вам

Практически на каждом сайте, интернет-магазине есть много моментов, действий, текстов, которые запутывают пользователя или мотивируют уйти, отказаться от заказа. Благодаря CJM и внешнему взгляду можно узнать о таких проблемах, исправить их и продавать больше, не увеличивая бюджет на рекламу.

К созданию CJM прибегают как крупные бренды, знакомые вам всем телекоммуникационные компании, банки, так и небольшие интернет-магазины, сайты с услугами. Однозначная польза есть для всех. Разница лишь в том, что CJM для крупного бизнеса будет на порядок сложнее и больше.

Есть множество видов и вариантов решений, которые позволят узнать о проблемах с сайтом, однако именно CJM, на мой взгляд, является золотым стандартом в первоначальной аналитике сайта: он прост, относительно недорог, удобен для восприятия. Его легко расширить - всегда можно добавить респондентов и закрыть все типы целевой аудитории.

Подписывайтесь, в следующих статьях разберем UX методы, аудиты и много всего интересного, что однозначно ведет к повышению продаж и не требует больших бюджетов.

88
33
11
11
20 комментариев

как лучше подать пользователю регистрацию? большинство юзеров вообще не хотят регистрироваться и оставлять личные данные. Куда ее можно спрятать или как интернет-магазину обойтись без нее вообще?

2
Ответить

Обосновать необходимость регистрации, дать плюшечку. Пользователь же не узнает где его груз едет, пока не зарегистрируется.

Например:
Зарегистрируйтесь, чтобы получать информацию о ходе выполнения заказа.
Подарим 500 рублей на следующий заказ.

1
Ответить

а как именно делается аудит? в статье написано, что было 50+ страниц, что именно в них, что дают?

Правильно понимаю, что делается еще и оценка бизнеса и всех процессов?

1
Ответить

Зависит от размеров бизнеса.

Если бизнес маленький - достаточно аудита от UX эксперта, который просто благодаря своей насмотренности понимает что с сайтом не так и подробно это описывает. На базе такого аудита можно сразу действовать.

Для среднего/крупного бизнеса кроме UX эксперта привлекаются еще респонденты, которые заполняют опросники, выполняют определенные действия, которые попросит UX эксперт и описывают свой опыт. После аудита делается CJM, которая тоже проходит через ассессоров и так далее :)

2
Ответить

Возникает вопрос: как вообще можно было изначально сделать так плохо и неудобно для пользователя? (почему вообще казалось бы такие очевидные косяки случаются) И ещё вопросик из статьи - было сказано стимулировать клиентов оставлять отзывы, а как?

1
Ответить

Если взять какой-то шаблон, немного настроить его и пустить в дело - примерно это и получится. Я смотрел конкурентов и там неудобных сайтов полно, есть даже родом из 2000х, до сих пор работают без изменений)))

Еще сайты часто неудобны потому, что им нужен внешний незамутненный взгляд. Когда ты постоянно в проекте и в нем варишься - можешь просто чего-то не замечать.

Стимулировать клиентов оставлять отзывы - за плюшечку, за бонус, за скидку, много вариантов, главное чтобы ЦА это было интересно.

1
Ответить

Спасибо за статью! На страницах "оплата и доставка" действительно чаще всего очень много информации, как ее лучше подать? Урезать содержимое нельзя, без пояснений тоже не обойтись. Обычно эти страницы остаются полотнами, разве что с навигацией по подразделам🤔...

1
Ответить