Как подготовиться к собеседованию на позицию дизайн-директора

Недавно два дизайн-директора попросили меня посмотреть их портфолио, чтобы подготовиться к поиску новой работы. После запросов от коллег решил погуглить, какие есть актуальные материалы для подготовки на позицию дизайн-менеджеров. А их нет. Я для вас собрал такой гайд.

Как подготовиться к собеседованию на позицию дизайн-директора

Немного обо мне

Меня зовут Богдан, и я прошёл путь от продуктового дизайнера до дизайн-директора ВТБ. Был совладельцем дизайн-студии с выручкой 20 млн руб. Соосновал Ланду – цифровую UX-лабораторию для исследователей, дизайнеров и продактов.


Пишу про дизайн, менеджмент в тг-канале Алексеев | Design Fintech.

Несколько важных тезисов перед началом

Общайтесь с менеджерами на языке менеджеров

Претендуя на позицию дизайн-директора выходите на разговор с управленцами, которые принимают решение о вашем найме. Избегайте других дизайн-менеджеров если они не ваши кореша.

Всем, кроме дизайнеров плевать на ваше портфолио

Вот, например, дизайн-директор Яндекс Путешествия Илья Скопин сам пушит стейкхолдеров на просмотр портфолио, т.е у менеджеров нет такой практики.

тг-канал @ilyaskopin
тг-канал @ilyaskopin

Не ссыте разговаривать про деньги

Если у вас есть релевантный опыт, просите от 400К в Москве. Ниже скрин из внутреннего слива в Яндексе, что с вилкой ниже 200К не рассматривают (это про разрабов, но дизов тоже касается).

Как подготовиться к собеседованию на позицию дизайн-директора

Изучите требования вакансии

Поможет подготовиться к структурированию кейсов.

  • Выделите ключевые требования и ожидания.
  • Подготовьте список кейсов согласно требованиям. Подробнее на этапе 2.
  • Подготовьте вопросы нанимающему менеджеру
Описание вакансии в БКС
Описание вакансии в БКС
Описание вакансии в МТС
Описание вакансии в МТС

Изучите карьерный сайт

Часто там написано к чему нужно готовиться.

карьерный сайт Т-Банка https://www.tbank.ru/career/it/interview/teams/?internal_source=it_interview
карьерный сайт Т-Банка https://www.tbank.ru/career/it/interview/teams/?internal_source=it_interview
Как подготовиться к собеседованию на позицию дизайн-директора

Подготовьте вопросы нанимающему менеджеру

Довольно часто описание ключевых аспектов вакансии не соответствует действительности. Например, меня позвали на собеседования на хэда, а в итоге искали помощника хэда (не совсем понимая зачем).

Ваша задача сразу на этом этапе выявить эти несоответствия. Это даст вам понимание с чем на самом деле вам предстоит работать.

Я рекомендую разделить вопросы на 3 группы:

  • Стратегия, цели и планы компании. Даст вам понять есть ли челендж. В примере с описание вакансии у МТС даст вам понять действительно ли есть возможность «все поменять». Есть ли политическая воля на конкретные действия.
  • Как устроены процессы сейчас. Даст вам понять возможные проблемы. Также важно выявить уровень зрелости. Это поможет с выбором стратегии: менять что-то или поддерживать и развивать.
  • Что ожидают от вас. В первую очередь выявляем осознанность проблематики внутри команды. Есть ли мэтч между вашей стратегией и виженом результатов от нанимающего менеджера. Позволит определить быстрые победы в первые 90 дней.

Ловушка может быть в том, что описание вакансий дает ощущение, что ищут реформатора, хотя на деле часто нужен саппорт и небольшие корректировки.

Интервью с нанимающим менеджером

Кто собеседует: CPO, CDO, Head of Product, Head of CX, Начальник управления, Product Owner. Это ваш будущий непосредственный руководитель или партнер.

Подготовка к вопросу «Расскажите о себе»

Вы коротко должны ответить почему компания должна выбрать именно вас. Я рекомендую акцентировать внимание на главных достижениях в индустрии / отрасли.

Правильно: Я имею более __(кол-во) лет опыта в _____(указать отрасль). Моя основная специализация внедрение продуктовых процессов для профессионального роста команд. Работал с такими компаниями как ____(перечислить компании). Мои основные достижения в этих компаниях:

ВТБ

  • Построил процессы взаимодействия и коммуникации оргструктуры на более чем 60 дизайнеров. За первый год трансформации заново запустили и вывели в ПРОД более 20 продуктов для СМБ.
  • Внедрил процессы найма на основе карты компетенций и регулярные performance review. В результате Сейчас среднее удержание мидл-дизайнера составляет 2,5-3 года.
  • Внедрил discovery-процессы в СМБ. За первый год провели более 300 пользовательских интервью и подняли CSI внутренней платформы по обслуживанию юр.лиц с 67% до 89% среди сотрудников.

Неправильно: Меня зовут _______. Родился в г. ____. Мне ___ лет. Я очень люблю продуктовый дизайн. Стремлюсь делать понятные и красивые интерфейсы для пользователей. В работе ценю коммуникацию с коллегами. Всегда нацелен на результат команды.

или

Меня зовут_____. Занимаюсь дизайном уже столько-то лет. Я работал в таких-то компаниях.

Видео для подготовки

Подготовка и структурирование кейсов

Кейсы можно готовить на бумаге и круто рассказать их в формате сторителинга, а не в виде дизайн-портфолио. Готовьтесь минимум за 4-5 дней до собеседования. Я рекомендую разделить их на 4 группы:

  • Продуктовые – как вы / команда повышали метрики, как внедряли фичи, как замеряли успех, как проводили исследования.
  • Операционные – как планировали работу, как растили команду, как нанимали, как организовывали / оптимизировали процессы.
  • Коммуникационные – как взаимодействовали с командой / с боссами, как решали конфликты, как давали обратную связь.
  • Стратегические – результаты инициатив эффект от которых, виден по итогам минимум года.

Обязательно для каждой группы подготовьте кейсы по методам:

  • STAR (Situation, Task, Action, Result) – для успешных кейсов. Рекомендую заменить Task на Problem.
  • CARL (Context, Action, Results, Learning) – для провалов. Тут рекомендую сделать акцент на выводах, которые вы сделали.

Пример

Ситуация:

До того как я пришел дизайнеры набирались массово по формальным требованиям. Часто дизайнеры присоединялись из команды вендора в качестве рисовальщиков по заданию продакта.

Проблемы:

  • Дизайнеры слабо погружены в бизнес, что приводит к плохим продуктовым решениям
  • Часто дизайнер выполнял функцию исполнителя, а не двигателя. Это плохо влияло на общую дизайн-культуру.
  • Онбординг заканчивался на HR. Не было проводника в текущие бизнес-процессы.

Решения:

  • Совместно с продактами создал чек-лист оцениваемых навыков дизайнеров. (Подробное раскрытие)
  • Ввел практику кросс-чек интервью 3 стороной. (Подробное раскрытие)
  • Начал нормально онбордить новых дизайнеров. (Подробное раскрытие)

Решение кейса онлайн

Встречается не всегда, но важно быть готовым. Метод часто практикуется в консалтинге, например, в McKinsey.

Например, мне задавали вопрос: Что бы ты сделал в первые дни своей работы?

Тут важно задать уточняющие вопросы. Для ответа вам нужно:

  • Выявить цели компании на 6-12 мес.
  • Узнать как босс видит текущую ситуацию
  • Узнать какие есть ограничения
  • Определить какие быстрые победы вы можете совершить за 3-6 мес.

Ниже видео для подготовки. Рекомендую таким способом прорешать 5-10 задачек на тему продуктового дизайна.

Кросс-чек с другим менеджером

Кто собеседует: Вице-президент, Начальник управления, CPO, Head of Product – основные заказчики.

What do you bring to the table?

Смысл этапа понять как ты впишешься в культуру, в команду. Это не о том какую конкретно ты можешь выполнять работу, а о том как ты идешь по жизни, чем занимаешься, к чему стремишься.

Здесь помогут кейсы из группы «коммуникация». Скорее всего зададут вопросы про конфликты, про взаимодействие со стейкхолдерами.

Пригласили на финальное собеседование в компанию. Подскажите пожалуйста, к чему готовиться?

Интервью с командой

Кто участвует: Продакты, Лиды дизайна, дизайнеры

Все примерно тоже самое, как и на 3 этапе. Здесь у вас есть возможность познакомиться с вашей непостредственной командой до принятия оффера.

Дополнительно: Как избежать волнения / стресса на интервью

У меня была установка, что при подготовке нужно максимум узнать про нанимающего менеджера. Я столкнулся с проблемой, что достижения и авторитет нанимающих менеджеров давили на мой собственный опыт.

Например, я общался с CPO, видео которого я смотрел. Он и физтех закончил, и в российских MAANG компаниях работал. Второй пример я общался с бывшим консультантом McKinsey, что почему-то на меня тоже давило. На меня работал эффект ореола.

Сменил стратегию. Я ничего не узнавал про нанимающего менеджера кроме имени. На интервью я шел с установкой, что я буду общаться с хорошим руководителем на равных, которому нужен я для решения его проблем.

После смены стратегии я общался еще с 4 ТОП-компаниями России. В 2-х у меня было ощущение полного контроля происходящего, и что я веду эту встречу. С другой половиной у меня вообще не было стандартного интервью. Мы 1,5-2 часа общались на тему трендов в финтехе, новой законодательной базой, например, для одной карты для всех банков.

Если вам был полезен гайд, напишите мне в личку свой отзыв @al_bogdan или подпишитесь на мой тг-канал.

99
3 комментария

Отличный материал, все по делу!
Во многом подходит и для арт-директоров, я похожим образом собеседовал их и выбрал именно того, кто не портфолио показывал, а ракрыл свои успехи, как строил процессы и рассказал про работу сделанную его командой на предыдущих местах

Артем, спасибо за комментарий! Очень рад, что мой опыт коррелирует с коллегами)

Классная статься, формирует в голове понимание: что от меня нужно? Спасибо за годный материал!