Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Ключевая ставка растёт, выдавать кредиты становится всё сложнее, и многие компании переходят на рассрочки. Одно но: выдать рассрочку клиенту — полдела. Как не пропустить платежи, отследить должников и управлять графиком оплат — вот в чём проблема.

Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Один из наших клиентов, застройщик, не нашёл подходящего решения на рынке и пришёл к нам за доработкой. Расскажем, как создали новый инструмент, который упрощает работу с рассрочками, и как он работает на практике.

О нас

Всем привет! На связи Настя и команда Кэткод. Мы уже 6-ой год разрабатываем и поддерживаем виджеты (дополнения) для amoCRM. В статье расскажем, как мы разрабатывали решение для работы с рассрочками для одного из наших клиентов (а точнее, для клиента нашего клиента). Вдохновились мы своим же виджетом финансового планирования — Payer.

Получилось настолько круто и функционально, что из доработки под индивидуальный запрос виджет стал общедоступным решением для работы с рассрочками. Ближе к делу ⤵

Немного введём вас в экскурс дела (хотя, наверное, вы и так в теме)

Сейчас на рынке тенденция на рассрочки — клиентам так проще и быстрее купить товар или оплатить услуги.

Вариантов, как ответить на желание клиента оформить рассрочку, не так много:

  • выдавать рассрочку без участия банка;
  • выдавать рассрочку или кредит с участием банка.

Рассрочка без участия банка — это обычный договор купли-продажи, который заключают продавец товара и покупатель. Там указываются:

  • полная стоимость товара;
  • способ внесения оплаты;
  • график платежей с размерами и сроками.

До полной оплаты товар считается в залоге у продавца — как гарант безопасности. Если задумались над тем, а не пора ли выдавать рассрочки клиентам, можете подробнее ознакомиться с условиями в ст. 489 ГК РФ.

Возможность оформить товары в рассрочку без похода в банк мотивирует клиентов на дорогие покупки, на которые, возможно, до этого не было денег или желания. Такие рассрочки выдают онлайн-школы, мебельные компании, магазины электроники, ювелирки и т.д.

Если же вы не хотите разбираться с должниками и привлекать юристов в случае неуплаты клиентом рассрочки, то можете присмотреться ко второму варианту — начать выдавать рассрочку или кредит с участием банка.

Рассрочки особенно заходят тому бизнесу, где цена товаров или услуги выше среднего чека. К примеру, взять и купить квартиру сходу — нереально, а вот выплачивать сумму по частям самому застройщику без ипотеки и походов в банк — вполне выполнимо. Но вот вопрос: как застройщику контролировать все эти оплаты от будущих жильцов? Рассказываем ниже ⤵

О клиенте

Senzib — платформа для бизнесменов, которая развивается сразу в трёх направлениях:

  • бизнес-комьюнити — собирают специалистов из различных сфер и предпринимателей и обмениваются знаниями, опытом и возможностями для развития бизнеса;
  • корпоративное обучение — проводят онлайн-тренинги и образовательные программы для сотрудников любых компаний;
  • полный спектр профессиональных бизнес-услуг в одном месте — консультируют, разрабатывают стратегии, внедряют такие системы для развития бизнеса, как amoCRM, МойСклад, Profitbase и многое другое.

Последний пункт для нас самый интересный и важный для дальнейшего повествования — ребята внедряют CRM-системы под ключ, строят отделы продаж, разрабатывают сложные технологичные решения на базе amoCRM и другие IT-решения под запрос клиента.

Клиент о клиенте

Бобур Турсунов
Руководитель компании Senzib

Всем привет! Меня зовут Бобур Турсунов, повествование в статье будет в большей части от моего лица ;) Представлюсь: с 2011 года активно развиваюсь в IT-сфере — с обычной разработки сайтов и SMM вырос до партнёрки с amoCRM, систематизации бизнес-процессов для компаний, внедрения CRM-систем и других систем.

Если коротко:

Клиент приходит к нам, в Senzib, с проблемой/запросом/новым проектом ➜ Мы предлагаем ему нужное решение и реализуем его под ключ

Два года назад к нам обратился крупный клиент — застройщик. Ему понадобилось решение для контроля платежей по рассрочкам. В идеале — с графиками и сводной аналитикой, где видно просроченные и будущие платежи. Задача понятна, начали искать решение.

Установили застройщику Payer, но он ему не зашёл

Мы с командой начали искать подходящее решение и остановились на виджете Payer — он оказался единственным вариантом для работы с рассрочками в amoМАРКЕТ.

Казалось, вот то, что мы искали: в виджет можно добавить рассрочку, вывести график платежей и напомнить о просрочках клиентам и менеджерам. Мы установили его, но сразу столкнулись с одной проблемой — работа с рассрочками в виджете была рассчитана только на фиксированные платежи.

Таким образом выглядели сделки с установленным виджетом Payer — первоначальный взнос + рассчитанные по выбранной схеме фиксированные платежи
Таким образом выглядели сделки с установленным виджетом Payer — первоначальный взнос + рассчитанные по выбранной схеме фиксированные платежи

Что это значит?

В Payer все платежи самостоятельные и не связанные друг с другом, там отражаются как расходы по сделке, так и другие поступившие платежи. Если клиент решит оплатить рассрочку сразу за несколько месяцев или погасит рассрочку раньше, тогда менеджерам придётся вручную пересчитывать остальные платежи — поэтому мы продолжили поиски другого решения.

Сегодня рассрочка — практически стандартная опция для застройщиков. Для многих покупателей она выгоднее, чем ипотека: проценты ниже или вовсе отсутствуют, а оплата делится на части. Так, больше людей могут позволить себе покупку жилья.

Каждый застройщик устанавливает свои условия рассрочки, будь то беспроцентная схема или вариант с первым взносом и остатком под сдачу. Условия варьируются, и это требует гибкости в системе учёта платежей.

Так вот, не все застройщики работают с фиксированными платежами (аннуитетная схема оплаты рассрочки). Например, есть рассрочка с первым взносом — 15% и ежемесячными по 60 000 рублей, а остаток суммы необходимо внести за три месяца до ввода объекта в эксплуатацию.

Когда мы установили Payer и застройщик начал там работу, менеджеры у застройщика буквально «утонули» в перерасчётах — им приходилось вручную корректировать рассрочки в каждой сделке. Тогда появилось ещё одно требование к будущему решению — автоматический перерасчёт рассрочки при внесении неровных платежей.

Ничего не нашли — обратились к Котам

Когда мы поняли, что Payer не решает нашу задачу, мы снова принялись за поиски. Но на рынке amoCRM просто нет других достойных сервисов для финансов.

Ничего другого я не придумал, как связаться с командой CatCode, разработчиками Payer. Раз уж ребята придумали такой классный финансовый сервис, значит, смогут сделать решение и для моего клиента :)

После работы с Payer у застройщика уже сформировались определённые требования к решению, которое он хочет:

Как было ➜ Что хотели реализовать

  1. Менеджеры застройщика вели все договоры в 1С, а для контроля платежей по рассрочкам использовали Google Sheets — вручную искали номер каждого договора и смотрели, кто из клиентов оплатил, а кто — нет ➜ Одним кликом выделять только должников, так, менеджерам будет удобнее и быстрее их обзванивать
  2. Не было видимости по динамике платежей: сколько платежей планируется получить до конца года, а сколько уже оплачено на текущий момент ➜ Наглядный график и настраиваемые отчёты, чтобы сразу видеть общую финансовую картину в компании
  3. Если клиент вносил сумму больше фиксированной, оставшиеся платежи приходилось пересчитывать вручную ➜ Автоматический перерасчёт рассрочки при внесении платежей сразу за несколько месяцев
  4. Не хватало автоматических напоминаний менеджерам о задолженностях ➜ Даже если менеджер забудет о просроченном платеже клиента (человеческий фактор никто не отменял), всегда будет уведомление-напоминание от виджета

Идея проста — упростить работу с рассрочками!

У менеджеров должен быть инструмент, с помощью которого они могут в один клик вносить оплату по рассрочке, если клиент заплатит больше — сервис автоматически пересчитает платежи. Для руководителя необходим общий сводный график, где видны все должники, предстоящие платежи и динамика поступлений, что позволит ему сразу оценить финансовую ситуацию в компании.

Составили ТЗ и приступили к работе

Мы созвонились с Котами, обсудили все детали с учётом требований застройщика, поняли, какое решение ему нужно. После нескольких созвонов мы составили документ с техническим заданием, также перепроверяли и корректировали его несколько раз.

Как итог — решили создать отдельный виджет Creditor — на основе Payer, но полностью заточенный под рассрочки. Да, мы понимали, что на это уйдёт много времени и сил, но знали, что это решение идеально закроет запрос клиента.

Про работу с Сreditor

Как вы поняли, решение получилось реализовать. Рассказываю, как застройщик пользуется новым виджетом — Creditor, нравится ли ему, и, главное, каких результатов удалось добиться за 1 год работы с этим инструментом.

P.S. Разрабатывали виджет целых 6 месяцев и за это время не нашли ни одного достойного аналога, кроме Payer и Creditor

1. Добавление рассрочки и перерасчёт платежей

Начнём с того, что рассрочки в виджет застройщик добавляет с помощью калькулятора. Вот, как выглядит виджет внутри сделки:

Слева — менеджер заполняет данные по сделке, справа — вносит оплаты, контролирует и редактирует платежи с помощью Creditor
Слева — менеджер заполняет данные по сделке, справа — вносит оплаты, контролирует и редактирует платежи с помощью Creditor

Тут можно выбрать схему оплаты, процентную ставку, внести сумму первоначального взноса, виджет всё рассчитывает автоматически. Если клиент вносит сумму больше указанной, то виджет также автоматически пересчитает остальные платежи.

Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Результат: меньше ручных действий, а значит, ошибок, быстрее и удобнее для менеджера и клиента

2. Работа с должниками

Застройщик настроил уведомления о просроченных платежах. Теперь менеджерам не нужно залезать в Google Sheets, вбивать туда номер договора нужного клиента, знакомиться с условиями договора в 1С, и только после череды этих действий — звонить должнику. На обзвон, а точнее, поиск должников уходила львиная доля времени, а всё из-за отсутствия автоматизации.

Ребята, конечно, пробовали придумывать какие-то формулы для фильтрации должников, но опять-таки пользоваться этим на постоянке неудобно — хотелось, чтобы система по одному клику выдавала должников. И в Creditor мы это сделали ⤵

Как это работает?

В Payer и Creditor есть настройка автоматических задач — при просрочке платежа или предстоящей оплате.

Застройщик добавил в Задачи тип «Рассрочка», чтобы менеджеры могли легко фильтровать и видеть все просроченные платежи. Один клик — и перед менеджером список должников. Это значительно увеличило скорость работы.

Вот так выглядят задачи для менеджера. Напоминания есть как в задачах менеджера, так и в самой сделке с клиентом
Вот так выглядят задачи для менеджера. Напоминания есть как в задачах менеджера, так и в самой сделке с клиентом

То есть — у менеджеров установлен срок выполнения задачи — 1 день. Как только один из клиентов просрочивает срок оплаты, менеджеру приходит уведомление-задача с названием «Рассрочка» — платёж, который ожидался, просрочен, нужно срочно связаться с клиентом.

Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Результат: производительность менеджеров увеличилась на 30-40%

3. Работа с календарём платежей

Застройщик также активно пользуется календарём платежей — там можно листать и смотреть, когда и сколько платежей должно ожидается, проваливаться в каждую сделку. То, что он хотел — наглядно отображены все платежи:

  • просроченные — красным,
  • оплаченные — зелёным,
  • ожидающиеся — серым.
Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Руководитель также просматривает платежи за период в виде диаграммы и сразу видит общую картину по оплаченным, ожидаемым и просроченным платежам:

Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Застройщик использует этот инструмент в качестве анализа финансового состояния компании. Если в календаре преобладает красный цвет — значит, что-то явно пошло не так 😅

Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Результат: руководитель в пару кликов может оценить финансовую ситуацию в компании — ему достаточно просто зайти в Календарь платежей

4. Выгрузка данных по платежам

Менеджеры выгружают платежи по рассрочкам прямо из сделки — для договоров, внутренней отчётности и дальнейшего составления различных графиков.

Динамику платежей можно просмотреть сразу в amoCRM, на основе финансовой ситуации в компании виджет автоматически создаёт график:

Удобно сопоставлять план-факт
Удобно сопоставлять план-факт
Рассрочка без участия банка — нашли способ, как её выдавать и контролировать в одном сервисе в amoCRM

Результат: время на подготовку отчётов сократилось на 60%, процесс стал полностью автоматизированным

5. Автоматическое создание рассрочек

Также застройщик подключил автоматическое создание рассрочек. После того, как менеджеры вносят всю информацию в карточку и переводят сделку в этап «Сделка согласована», то есть менеджер заключает сделку с клиентом, то виджет автоматически создаёт рассрочку.

Виджет берёт всю необходимую инфу из карточки сделки, то есть срок сделки, вид рассрочки и составляет график оплат. Ради этого в принципе и создавался Creditor:

Шаг 1 — менеджер вносит все данные, шаг 2 — рассрочка автоматически появляется в виджете
Шаг 1 — менеджер вносит все данные, шаг 2 — рассрочка автоматически появляется в виджете

Сравнили работу с рассрочками в Payer и Creditor

Если вы хотите работать с рассрочками, но ещё думаете, какой из виджетов выбрать
Если вы хотите работать с рассрочками, но ещё думаете, какой из виджетов выбрать

Payer — сервис финансового планирования, где все платежи самостоятельны, поэтому если клиент приносит сумму больше указанной, приходится вручную пересчитывать остальные платежи. В остальном — все перечисленные функции и плюшки из Creditor можно настроить и в Payer: сводные отчёты, календарь платежей, напоминания об оплатах менеджерам.

Creditor — удобное решение для работы с рассрочками, даже если вы выдаёте рассрочки или кредиты клиентам с участием банка.

Что улучшить?

Интеграция с 1С и Google Sheets — полезная функция, которой не хватает в Creditor. Если платежи синхронизировать с Google Sheets, можно создавать гибкие отчёты под потребности каждого клиента.

P.S. Отвечаем Бобуру — в Creditor есть API, с помощью которого можно кастомизировать виджет и доработать его под потребности любого бизнеса ;)

***

Мини-реклама CatCode

Скачивайте Payer — если хотите классного финансового помощника себе в компанию, или Creditor — для удобной работы с рассрочками: от проверки статусов платежей до работы с должниками.

Если не нашли решение под ваш бизнес, пишите — придумаем, автоматизируем и запилим крутую доработку.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, куда мы постим статьи, видео и другие полезности про amoCRM и продажи 🐱

77
11
4 комментария

Я правильно понял, что кредитор — это пэйер на максималках?

Это два разных типа ведения платежей. В Payer каждый платеж самостоятельный и есть расходы. А в Creditor все платежи в рамках одной рассрочки

1