Как продать изобретение?

Изобретательство может приносить не только моральное удовлетворение, но и деньги авторам изобретений. Уже много лет в России для подобных целей функционируют многочисленные платформы по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Заказчикам они помогают приобретать технологии, а разработчикам – продавать.

Правда, для этого практически любую разработку нужно грамотно оформить и преподнести. Продать за прилавком, как в начале 20 века, не получится: современный рынок технологий так больше не работает.

Главное – заранее позаботиться об охране своего продукта, иначе он может быть украден.

Как продать изобретение?

В знаменитом фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» американский изобретатель Дуглас МакКрекен разработал самоходную паровую лесопилку – что-то между комбайном и бензопилой. Диковинное изобретение было направлено на вал леса – в буквальном смысле стрижку деревьев под пеньки. Пытаясь получить от российских чиновников заказ на производство чудо-машины, МакКрекен и красавица Джейн Кэлэген намереваются шантажировать представителей власти.

История достойная Оскара, но она не может быть учебным пособием: современные методы внедрения разработок не такие радикальные, как еще сто лет назад. Кулибины нашего времени не обивают пороги чиновников, не развлекают своими изобретениями народ на площадях и уж тем более не идут на шантаж. Сегодняшние инструменты и сервисы, в частности цифровые платформы инноваций, позволяют оценить технологию, презентовать ее кругу экспертов и выйти на заинтересованного в ней партнера.

Какое изобретение можно продать?

В обывательской среде принято считать, что изобретение – это нечто схожее с уже упомянутой лесопилкой из «Сибирского цирюльника», проектом летательного аппарата Леонардо да Винчи, машиной времени Шурика из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Что-то непонятное, да и, вроде как не очень нужное обычному человеку в повседневной жизни.

На самом деле все не так: изобретения окружают нас всегда и везде, и они нам очень нужны. Они на нашей кухне (микроволновая печь, мультиварка, тефлоновое покрытие для сковороды и даже коробка для яиц), в нашей ванной комнате (ситечко для слива, фен, бесконтактное мусорное ведро, шампунь) и, конечно же, в нашей аптечке (аспирин, обезболивающие, пластырь, капли).

Все это – результаты интеллектуальной деятельности человека (РИД), каждый из которых в свое время нашел оценку, инвестора, прошел внедрение, признание и стал нематериальным активом (НМА). Можно подумать, что все уже изобретено, и ничего нового в наше время придумать невозможно. Это тоже большое заблуждение. Ежегодно во всем мире регистрируются сотни тысяч новых изобретений. В России этот вопрос курирует Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Только за 2023 год отечественные изобретатели подали в ведомство более 20 000 заявок на изобретения. Большинство из них относились к сферам медицинских и биотехнологий, фармацевтики, нефтедобычи и нефтепереработки, автомобилестроения.

Силовой модуль экзоскелета (патент № 215116), полимер акриловой кислоты, получение раствора полимера акриловой кислоты и его применение в качестве ингибитора отложений в водопроводящих системах (патент № 2764516), система и способ контроля параметров производства продукции из стекла (патент № 2744294), устройство для оптического чтения документов (патент № 2781211), внутриносовая шина с антисептическим покрытием (патент № 2771507) – вот лишь немногие примеры тех разработок, которые были оценены, внедрены и уже приносят прибыль своим авторам.

Успешный продукт – это не всегда про высокие технологии. Бывают случаи, когда изобретатели посвящают годы созданию и внедрению инновации, например, высокотехнологичного станка, а известность и деньги им приносит изобретение, придуманное в перерывах или вообще ради смеха. Так случилось с учеными из Пензы, которые разработали прибор для надевания носков. Он оказался очень необходимым для детей-инвалидов и, как следствие, коммерчески успешным.

Подготовка изобретения к продаже

Недостаточно выразить свое изобретение на бумаге или создать его опытный образец, чтобы продемонстрировать во всей красе. Необходимо провести качественную подготовительную работу.

Получение патента

Современный рынок технологий устроен так, что для продажи изобретения его нужно запатентовать, то есть зарегистрировать свое право на него. Без патента коммерциализировать разработку не получится. Поэтому более подробно о процедуре получения такого документа можно прочитать здесь.

Для чего нужен патент? Ну, во-первых, – это самый лучший способ заявить всему миру, что именно вы автор той или иной инновации, а, во-вторых, он удостоверяет приоритет изобретения – то есть тот факт, что именно вы создали его раньше всех остальных.

Самое главное – патент дает исключительное право на распоряжение своим изобретением:

1. Использование. Согласно ст. 1363 ГК РФ, патент на изобретение действует 20 лет. В течение этого времени только патентообладатель вправе извлекать из него коммерческую выгоду.

2. Охрана. Если коммерческую выгоду из данного изобретения незаконно пытаются извлекать другие лица, то их можно наказать – подать иск о нарушении исключительных прав и взыскать компенсацию. Согласно ст. 1406.1 ГК РФ, она может доходить до 5 миллионов рублей.

3. Распоряжение. Именно эта функция дает возможность продать изобретение. Она регулируется законодательно, а именно ст. 1365 – 1369 ГК РФ. Положения уточняют, что коммерциализировать разработку можно несколькими способами, а договор по каждому из них подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Именно поэтому получение патента является обязательным условием для продажи технологии.

Ошибочно мнение, что на изобретение можно получить только один патент. На самом деле оно может охраняться сразу несколькими документами. Чем сложнее разработка, чем больше ее значимость, тем шире охрана. Например, Центр Гамалеи получил на вакцину «Спутник V» более 20 патентов, защитив свою разработку со всех сторон.

Такой подход может применяться и к более простым решениям. Например, вы создали совершенно новый тип вентилятора. Будет разумным получить патент на изобретение, на промышленный образец (запатентовать внешний вид техники), а также зарегистрировать для него товарный знак и доменное имя для сайта производителя. Это называется комплексная охрана.

«Упаковка» изобретения

Многие авторы изобретений считают, что получение патента – это максимум, что нужно сделать для его успешной продажи. Однако даже гречка сегодня не продается без грамотной и привлекательной упаковки, не говоря уже о технологии.

Да, патент полностью описывает техническое решение разработки, содержит чертежи, рисунки, формулы. Причем это должно быть представлено так подробно, чтобы специалист из аналогичной профильной сферы смог это легко воспроизвести и применить. В этом и основной вопрос – патентная информация написана на «птичьем», узкопрофессиональном языке. Инвесторы, желающие вложиться в изобретение, могут не понять ее: они не ученые. Зачастую, это представители крупного или МСП бизнеса, просто желающие заработать на вашей идее. Поэтому рекомендуется подготовить доступное для неспециалистов краткое описание.

Оно может быть в виде:

  • Презентации.
  • Видеоролика.
  • Промо-сайта (лендинга).

  • Рабочей модели.

Материалы должны наглядно демонстрировать способы использования и принципы работы вашего изобретения, как оно устроено и какую пользу приносит.

Оценка

Как бы вы не верили в спасительную миссию своего изобретения для человечества, не получится заявить покупателю, что его стоимость 5 миллионов рублей, хотите – берите, хотите – нет! Этот вопрос на рынке технологий решается примерно как в ломбарде. Привлекаются профессиональные оценщики из сферы интеллектуальной собственности и сообщают рыночную стоимость ваших прав на РИД.

Существует несколько методов оценки:

1. Доходный метод. Он применяется к тем изобретениям, которые уже работают и приносят прибыль. Ее размер и используют для оценки с помощью экономических методик. Если изобретение работает, но прибыли не приносит, то экономическая эффективность рассчитывается на основе прогнозов.

2. Затратный метод. Применяется к оценке изобретений исходя из затрат на их создание. Как правило, основными статьями выступают расходы на получение патента: оплата госпошлин Роспатента и помощь юристов.

3. Сравнительный метод. Название говорит само за себя: в качестве примера берутся аналогичные разработки и сравнивается их стоимость на рынке интеллектуальной собственности. Однако, учитывая обоснованную конфиденциальность коммерческой информации о патенте, такой метод не является популярным.

Не важно, какой метод будет использован. Главное – чтобы оценщик следовал Федеральным стандартам оценки интеллектуальной собственности. Тогда полученный документ пригодится для последующей работы с контролирующими органами и налоговой инспекцией.

Где продать изобретение?

Если вышеописанные рекомендации выполнены, и патент на руках, то можно выходить на рынок: не городской, а искать покупателя с помощью современных инструментов коммерциализации технологий.

Национальная ассоциация трансфера технологий (НАТТ)

Организация работает с 2017 года и помогает выстраивать взаимодействие между бизнесом и разработчиками в целях трансфера технологий. Членами НАТТ являются вузы и научные организации, государственные корпорации и лидирующие отраслевые компании, институты развития. С 2021 года работает цифровая платформа «Национальное окно открытых инноваций», где заказчиками размещаются научно-технические запросы.

Например, ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина ищет изобретение, направленное на увеличение нефтеотдачи пластов, содержащих высоковязкую нефть. ООО «ТМК НТЦ» готово заплатить за автоматизированные средства измерения диаметра и длины трубы в непрерывном потоке производства, а «РОСТЕХ» - за технологии обработки с целью придания защитных свойств изделиям из алюминия.

На платформе размещено несколько сотен запросов. Подобрать подходящий именно вам помогут удобные фильтры, а узнать более подробно технические задачи – кнопка «Откликнуться».

Центры трансфера технологий

В России порядка 40 Центров трансфера технологий (ЦТТ). Они особенно подойдут разработчикам из научной среды, так как сосредоточены в основном в вузах и НИИ. Центры активно сотрудничают с предприятиями реального сектора экономики: ставят ученым запрос на продукты и передают разработки заказчикам.

Как и в случае с НАТТ, здесь есть возможность разработать то или иное решение под заказ покупателя. Среди партнеров ЦТТ: ПАО «Газпром нефть», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Газстройпром», АО «ОДК-Авиадвигатель» и другие.

Технопарки для коммерциализации технических разработок

Технопарки – это пространства, реализующие научно-технические проекты. Они могут охватывать все технологичные сферы – ИТ, фармацевтику, биотехнологии, медицину, химию, инжиниринг, приборостроение и другие, а могут быть узкопрофильными. Как правило, они совмещают в себе функции НИИ, промышленной и выставочной площадок, делового центра, а потому располагают условиями для разработки и тестирования новых технологических решений, их последующего производства.

Технопарки оказывают помощь малому и среднему предпринимательству: информационную поддержку, экспертную оценку, помощь в привлечении инвесторов и коммерциализации изобретений.

Вот ведущие технопарки России:

Резидентом технопарка может стать как юрлицо, так и ИП. Главное выбрать наиболее подходящий для вас по географии и условиям.

Акселераторы

Найти инвестора для изобретения могут помочь бизнес-акселераторы. На сегодняшний день в России работает порядка 100 таких организаций. Особенно они полезны для тех, у кого для развития недостаточно средств и делового опыта. Акселератор упрощает доступ к инвестициям, дает менторскую поддержку, а в обмен на это просит долю в капитале (как правило, не более 7%).

Длиться такое сотрудничество может несколько месяцев:

1. Акселератор выполняет экспертизу изобретения – определяет новизну, преимущества и недостатки, перспективы внедрения, потенциал коммерциализации и экспортные возможности.

2. Далее подбирает источники финансирования. Это могут быть: субсидии государства, отраслевые программы, гранты и конкурсы, частные инвесторы и венчурные фонды.

Центр содействия опережающим технологиям Роспатента

Весной 2022 года в ответ на западные санкции Роспатент открыл Центр содействия опережающим технологиям. Он помогает разработчикам в охране импортозамещающих продуктов и выводе их на рынок: проводит консультации, патентные исследования, помогает выявить охраноспособный результат, наделить его комплексной охраной и внедрить в производство.

Работа ведется в областях, представляющих особый интерес: биотехнологии, ИТ, медицина, нефтепереработка/нефтедобыча и двигателестроение. Средний срок проведения исследований и подготовки экспертного заключения по разработке составляет 30 дней. Этим занимаются эксперты Федерального института промышленной собственности (Роспатента). Если в ходе работы они обнаруживают сходную технологию, то помогают усовершенствовать существующую. На счету центра уже сотни заключений и десятки коммерциализированных патентов.

Биржа патентов Московского инновационного кластера

Сервис «Биржа патентов» направлена на содействие партнеров и участников Московского инновационного кластера. Правообладатели получают возможность реализовывать результаты своей интеллектуальной деятельности, а предприниматели – находить нужные разработки.

Виды договоров

Согласно Гражданскому кодексу РФ, передать права на изобретение можно только двумя способами: путем отчуждения или предоставления лицензии.

Договор отчуждения

Заключить договор об отчуждении исключительного права на патент – это сродни договору купли-продажи. По нему автор разработки за деньги передает в собственность покупателю все исключительные права на изобретение (навсегда). Такой документ составляется только в письменной форме, иначе он считается недействительным.

Он обязательно должен включать:

  • Сумму сделки – цену, за которую правообладатель патента обязуется его продать покупателю.
  • Сведения о сторонах договора: о правообладателе изобретения и о покупателе исключительных прав.
  • Номер патента (№ государственной регистрации в Роспатенте), на который передаются исключительные права.

Лицензионный договор

Он обязательно должен включать:

  • Название изобретения с номером патента на него.
  • Срок действия договора, который не может превышать срок действия патента. Если срок не указывать, то соглашение будет оставаться в силе в течение 5 лет.
  • Способ использования патента.
  • Отдельный пункт о том, что лицензия является исключительной. В противном случае она всегда считается неисключительной.
  • Вознаграждение правообладателю патента. Это может быть единоразовая выплата, периодические фиксированные платежи (роялти), процент от выручки или другие варианты.

Важно отметить, что лицензионный договор, даже если он исключительный, не «замораживает» права владельца на разработку, он по-прежнему может продать ее. Лицензиату опасаться нечего: все обязательства по отношению к нему будут выполнены, поменяется только владелец изобретения.

Сублицензионный договор

Лицо, заключившие лицензионный договор, может передать права пользования изобретением третьим лицам. В таком случае в основном договоре или в допсоглашении к нему необходимо прописать согласие правообладателя на выдачу сублицензий.

Публичное предложение о заключении договора отчуждения

Такое предложение размещается в том случае, когда автор больше не заинтересован в своей разработке, а в ведомстве уже рассматривается заявка на нее, но патент еще не получен. Тогда заявитель не оплачивает госпошлины, это делает первый заинтересовавшийся покупатель. Если через 2 года он не найдется, то пошлины все равно придется оплатить.

Заявление о публичном лицензионном договоре тоже можно направить в Роспатент. Тогда это будет открытая лицензия. В этом случае патентные пошлины снижаются вдвое, но если в течение 2 лет лицензиат не появится, то пошлины вернутся к прежнему размеру.

Регистрация договоров

Все представленные договоры подлежат обязательной регистрации в Роспатенте, иначе они будут считаться недействительными. Необходимые для сделки документы может подать владелец патента, покупатель или обе стороны.

Что должен содержать пакет документов для регистрации:

  • Заявление о регистрации договора. Бланк можно найти на сайте Роспатента.
  • Доверенность, если заявление подается через представителя. При подаче заявления патентным поверенным доверенность не нужна.
  • Платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию.

Документы в Роспатент можно подать тремя способами:

  • Лично через окно приема.
  • В электронном виде на портале Госуслуг.
  • По почте.

Максимальный срок регистрации составляет 68 дней.

Продать изобретение в России сложно, но вполне реально. Главное – найти инструмент для продажи, который бы подходил именно вам. Отправной точкой в любом случае служит получение патента или подача заявки для установления приоритета. Если не получается найти покупателя, то, возможно, время вашей разработки еще не пришло или ее нужно немного изменить. Удачных продаж!

3 комментария

Вы утверждаете, что автор не может назначить произвольную цену на своё детище? Оставим в стороне принудительное отчуждение государством стратегического изобретения (принудительная лицензия), а все коммерческие являются собственностью автора и он может назначать любые условия использования в лицензиях или при отчуждении. Оценки ,,экспертов" идут... гм... лесом.

Здравствуйте, Сергей! Конечно, автор изобретения может сам назначить «цену» своей разработке. Другое дело, сможет ли он договориться по такой цене с заинтересованным производителем. К тому же существуют налоговые риски: расходы компании на приобретение интеллектуальной собственности могут привлечь внимание ФНС. Тогда заключение независимого оценщика будет иметь для правоприобретателя ключевое значение в споре с налоговой.