Правила стартапов. Go to market

На ранней стадии вы еще можете не вывести продукт на рынок, но просто обязаны убедить инвестора, что понимаете как это сделать. О слайде «Go to market» в презентации вашего стартапа рассуждает «капитан венчурная очевидность».

«Маркетинг Веры». Если вы услышите от инвестора такую оценку вашей маркетинговой стратегии — не спешите радоваться. Это очень низкая оценка, которая показывает, что никакого маркетинга (по мнению инвестора) у вас и нету вовсе. Я уже не раз говорил про «могучие» стартапы, которые делаются, потому что «могут».

К маркетингу данное клише тоже применимо. Если вы не знаете как будете привлекать аудиторию для своего продукта — это просто гоночная машина, которую вы так и не вывели на трассу. Пылится у вас в гараже, радует ваш глаз, но не более. Верить в то, что продукт сам себя продаст — путь в никуда.

У маркетинга много определений — классических, по условному Котлеру, и жизненных. Мне нравится следующие: маркетинг — это набор действий по поиску емких каналов с дешевыми платящими пользователями. Емкий, дешевый, платящий — ключевики.

Ранняя стадия — а мы говорим именно про такие проекты — это большой уровень абстракций. Вы завлекли в своей продукт тысячи пользователей, а должны убедить инвестора, что способны привлечь миллионы. Но только не стоит скатываться в «маркетинг веры» и хоронить себя тезисами вроде: «Мы как раз на маркетинг и поднимаем деньги, продукт у нас нет». Продукт — это не то, что лежит на полке, а то, что продается. Продавали? Значит есть и каналы, и стоимость, и емкость.

Говорим про вашу стратегию «Go to market» и ее описание в презентации. Как всегда, отталкиваюсь от реального опыта в FunCubator и Genesis Investments.

Три тезиса, пять ссылок. Погнали!

Правила стартапов. Go to market

1. Стратегия лопаты и волшебной палочки

Инструменты. Вы должны владеть разными. Лопата — это классические инструменты. Вы должны уметь в ASO (если речь о мобильных приложениях), SEO (если речь о сайте), SMM (в обоих случаях), в прямые закупки, работу с фродом. Только не спешите это указывать как ваше конкурентное преимущество. Любой сильный игрок на рынке должен владеть этим инвентарем. Это первые 80% усилий, которые дадут 20% результата.

Волшебная палочка — это разного рода growth-решения. Когда вы можете улучшить соотношение цена-объем. Найдите уникальный канал, донора трафика, который пока никем не используется. Научитесь получать установки с TikTok. Покажите, что вы делаете что-то такое, что не делает кроме вас никто. Или делает, но существенно хуже. Это и будет буст в 80% результата, на которые вы потратите 20% усилий (денег).

Оба подхода важны. Соотношение между ними поменяется. В начале вам будет нужна магия, позже вы неминуемо придете к массовым стандартным каналам.

Правила стартапов. Go to market

2. Поменьше ванили, побольше платящих

Одна из классических ошибок — путать CPI и САС. В экономике важно только второе. Вы можете с поп-андеров пригнать миллионы заходов для сайта. Но не случайно customer — это пользователь. Важно только ваше умение привлекать тех, кто пользуется вашим продуктом. Конверсия из пользователя в платящего — миссия вашего product owner. Да, на старте это вы сами.

С теми конверсиями в платящих, что есть в В2С — стоимость установки или привлечения входящего трафика становится абсолютно ванильной метрикой. А если вы делаете SaaS, то там в принципе речь только о стоимости привлечения платящего, никаких иллюзий. Не путайте себя, не обольщайтесь.

Правила стартапов. Go to market

3. Обязательный KYC

Не думайте, что это только страшилка для инвесторов, которых вдруг решил не пропускать с деньгами уважаемый кипрский банк. Know Your Customer — это не только про источник денег, это и про вашего пользователя. Показывая свою стратегию Go to market убедитесь, что инвестор понял как хорошо вы знаете своего пользователя. И что лишь вопрос времени как увеличить количество платящих на два порядка.

Этот слайд сильно пересекается с «рынком». Но там мы говорим скорее про объемы, а здесь — про то как мы это объемы себе затащим, какими конкретно действиями. Какими лопатами и волшебными палочками.

Пять ссылок

Know your customer, предприниматель 😎

77
5 комментариев

– Научитесь получать установки с TikTok.

В ТикТок же тоже есть платная реклама. Или вы имели в виду коллаборации с блогерами и другие активности?

1
Ответить

Там можно найти непрямые способы. Посмотрите какой буст получили SketchAR в установках почсле того как начали активно работать с ТТ.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Хрень всё это для мамкиных стартаперов.

1
Ответить

Ссылки шикарно-полезные, зачитался.
Важно: в поисках идей для старт-апа каждые летние каникулы устраивайтесь в новую отрасль.

И от себя: особенно полезно в продажи - и не важно чего.
Понимание многих рынков и потребителей - вот чего не хватает многим "высасывателям из ..." ну, вы поняли.
Кстати, жду продажников я лично.

1
Ответить