Опросы показывают: 69% корпоративных юристов тонут в рутине. Большую часть времени они составляют документы по шаблонам и собирают информацию из разных источников. В результате на самое важное — подготовку к судебным заседаниям и сделкам — времени остаётся мало. Чтобы это исправить, мы оцифровали претензионную работу.Как вели претензионную работу до автоматизацииКрупный производитель бытовой техники, товаров для красоты и здоровья нарастил объёмы продаж и столкнулся с закономерным ростом количества претензий от покупателей. Люди жаловались на брак, отказы или задержки в гарантийном обслуживании.Дилеры и дистрибьюторы нарушали условия договора, поэтому производитель сам регулярно выставлял претензии. Юристы работали с утра и позднего вечера, но всё равно ничего не успевали, потому что:Сотрудники использовали разрозненные инструменты. Word — для составления документов, Excel — для ведения реестров заседаний, корпоративную почту — для коммуникаций с коллегами, клиентами и партнёрами. Информацию постоянно приходилось переносить руками из одного приложения в другое.Данные о должниках собирали через костыли. По понедельникам финансисты заходили в ERP-систему, выгружали информацию о должниках в Excel. Затем они направляли эту табличку всем клиентским менеджерам, чтобы те проставили комментарий по каждому партнёру. Потом собирали все ответы воедино и отправляли финальный файл юристам.Отсутствовало централизованное хранилище документов. Файлы были разбросаны по локальным компьютерам сотрудникам и в корпоративной почте, что-то частично хранилось на общих сетевых дисках. В таких условиях не получалось быстро найти актуальную версию нужного документа.Отчётность готовили вручную, собирали данные из разных Excel-таблиц. Процесс занимал до двух дней, все остальные дела на это время отставляли в сторону. Когда отчёт был готов, часть данных уже успевала устареть.Мы нашли способ, как решить этот вопрос. Автоматизация работы с задолженностямиВ компании уже использовали BPM-систему «Первая Форма» для автоматизации работы службы поддержки клиентов. Поэтому оцифровать претензионную деятельность решили здесь же.С помощью интеграции BPM и ERP-систем по API мы настроили автоматическую еженедельную выгрузку данных о задолженностях. Из ERP в BPM поступает информация о контрагентах, включая новые записи и изменения в существующих. В свою очередь, BPM направляет в ERP данные о согласованных договорах и платежах. Финансистам больше не надо скачивать и повторно загружать информацию.Процесс построен следующим образом: еженедельно в 11:00 из ERP-системы в BPM-систему выгружается информация по просроченным платежам;в BPM-системе по каждой просрочке автоматически создаётся задача на менеджера по продажам, работающего с партнёрами-неплательщиками. До установленного дедлайна необходимо написать комментарий о ситуации (заблокирован счёт, оплата будет позже; не платит вообще и так далее);менеджер оставляет комментарий и завершает задачу. В ответ на это автоматически создаётся другая задача, уже на юристов. В ней указан весь маршрут работы с претензией и проставлен срок на каждый этап.В системе появилась единая база должников с актуальной информацией о суммах долга, сроках просрочки и комментариями менеджеров по продажамАвтоформирование документов по исходящим претензиямДосудебные претензии, иски, мировые соглашения формируются в системе автоматически по загруженным шаблонам:по клику на кнопку «Создать претензию» система подставляет данные о партнёре и его задолженности из ERP-системы;в карточку задачи загружается файл с готовой претензией.Чтобы соблюсти все юридические нюансы, досудебную претензию необходимо направлять заказным или ценным письмом с описью вложения. Раньше юристам приходилось самим подписывать конверт и составлять вручную опись. Теперь опись формируется автоматически, адрес отправителя и получателя можно распечатать прямо на конверте.Если вторая сторона не реагирует или не соглашается на претензию, юрист переводит задачу на стадию «Подготовка иска в суд».Автоматизация управления судебными деламиКогда дело зарегистрировано в суде, юрист вбивает дату и время заседаний в «Первую Форму» — в системе автоматически формируются напоминания. Также настроена синхронизация информации по делам с Картотекой арбитражных дел — данные будут подгружаться в календарь системы.Чтобы понять, на какой стадии сейчас находится иск, достаточно посмотреть на маршрут.В системе предусмотрены все варианты развития событий: выиграли суд, проиграли суд, заключили мировое соглашениеСтруктурированное хранилище документов для судебно-претензионной работыМы создали хранилище для всех документов, связанных с претензионной работой и судебными делами. Теперь все акты, экспертизы, судебные решения и прочие документы хранятся централизованно, с удобной системой поиска и разграничением доступа.Все документы по иску и данные по исполнительному листу теперь находятся в одном месте. В карточке иска также можно найти и «предысторию» — документы по претензииАвтопривязка входящей претензии к конкретному клиентуПретензии поступают на корпоративную почту и автоматически загружаются в систему через встроенный почтовый клиент «Первой Формы». Система сравнивает домен письма с доменами клиентов из справочника. При совпадении претензия автоматически привязывается к соответствующему клиенту. Для каждой претензии создаётся задача, в которой ответственным назначается юрист.Если клиент не согласен с предложением компании, претензия переходит в иск — этот процесс автоматизирован также, как и по исходящим искам.В карточке есть хранилище документов, а также история претензий и исков по этому клиенту. Здесь хранится и вся перепискаАвтоматический отчёт по судебно-претензионной работеНа основе данных из бизнес-процессов по претензиям и искам ежемесячно создаётся отчёт. В нём отображается сколько дел выиграли, какие суммы смогли вернуть или сэкономить за счёт оперативно урегулированных претензий и выигранных исков. Этот отчёт автоматически направляется руководству. Благодаря этому у начальства на руках всегда есть актуальные данные.Вёрстка отчёта настраивается во встроенном редакторе FastReportРезультат: единая система для судебно-претензионной работы с реестром претензий и исковВсе процессы стали прозрачными: можно зайти в карточку и посмотреть, отправили ли претензию клиенту или в суде какой инстанции сейчас рассматривается иск.Сотрудники стали тратить в десять раз меньше времени на подготовку, поэтому могут обрабатывать теми же силами большее количество документов.Благодаря автоматизации работы с должниками компания стала быстрее возвращать деньги. Система сама отслеживает просрочки и формирует претензии, что позволяет оперативно реагировать на задержки платежей. В результате сумма взысканных задолженностей выросла на треть по сравнению с прошлым годом.А когда вы в последний раз писали претензию?
так здесь помимо автоматизации нужен пересмотр процессов, тк по сути именно это тормозящий фактор
и ещё интересно, изменился ли kpi юр.отдела после внедрения, тк обычно это идёт рядом)
Короче, Печкину не хватало велика и рабочей программы 😁
ему-то точно претензии частенько прилетали
И любимой женщины 😅
Дядя Федор, пёс и BPM)
я извиняюсь, а авторские на изображение печкина оплачены были?
или вы просто сплагиатили чужой труд присвоив его себе предлагая при этом _юристам_ свои услуги?